Обучение плаванию детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 19.04.2024

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Исаева, Л. Н. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста / Л. Н. Исаева, Е. Е. Шакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 422-423. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113118/ (дата обращения: 15.11.2024).



Плавание — уникальный вид физических упражнений. Желающих заниматься плаванием в нашей стране больше, чем могут принять существующие плавательные бассейны. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде, что имеет большое значение для физического развития детей младшего школьного возраста.

Возраст 7–9 лет является наиболее эффективным периодом развития большинства физических качеств. Плавание, как вид физической активности, оказывает на детский организм укрепляющее воздействие.

Массовое обучение плаванию имеет государственное значение, поскольку количество утонувших за сезон, по данным Госкомстата России, более 30 тысяч человек (2-е место после жертв автокатастроф), при этом (в отличие от взрослых) дети и подростки тонут, как правило, из-за того, что элементарно не обучены навыку плавания. Каждый, не умеющий плавать или держаться на воде, оказавшись на берегу водоема, подвергает свою жизнь опасности. Поэтому навык плавания жизненно необходим.

Процесс обучения плаванию занимает продолжительное время. Несмотря на большое количество учебной литературы по данной теме, изданных в России и в мире, остаются нерешенными вопросы, связанные с совершенствованием методики массового и быстрого обучения плаванию детей групповым методом, с учетом различного уровня плавательной подготовленности. Дети быстрее осваивают технику спортивных способов плавания. Это можно объяснить природной любознательностью детей, высоким темпом прироста всех физических качеств, более высоким уровнем восприимчивости ко всему новому, повышенной двигательной активностью и высоким интересом к занятиям. Если у родителей не было возможности научить ребенка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте, то это необходимо сделать как можно быстрее.

Для решения проблемы обучения плаванию 30 апреля 2019 года N Приказа-759 была принята Межведомственная программа «Плавание для всех», разработанная в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Программа рассчитана до 2030 года.

Подписанным распоряжением также утвержден план реализации программы. Согласно ему, уже в I квартале 2024 года в 14 пилотных регионах начнется реализация программы всеобщего обучения детей плаванию. В этих регионах будет сформирован социальный заказ на организацию занятий в бассейнах. Кроме того, план предусматривает актуализацию действующих региональных программ обучения плаванию, а также повышение квалификации тренеров, работающих с детьми.

Для успешной реализации программы «Плавание для всех» необходимо обучать детей плаванию с первого класса.

При выпуске из начальной школы дети должны освоить все базовые навыки плавания, уметь прыгать в воду, играть в подвижные игры на воде, проплывать 50-метров не останавливаясь, правильно дышать, плавать под водой с открытыми глазами.

При условии регулярных занятий, по окончании начальной школы дети смогут проплывать дистанцию около 300–400 метров за одно занятие. Они овладеют техникой четырех спортивных способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс и дельфин), научатся выполнять стартовый прыжок и повороты. А главное, дети будут уверенно чувствовать себя в воде, не испытывая страха, узнают, как вести себя в экстремальных ситуациях на воде, ознакомятся с техникой безопасности и правилами гигиены, узнают, какое влияние плавание оказывает на организм.

Наиболее эффективная форма обучения детей плаванию — групповые занятия. Это связано с особенностями детского восприятия. На групповых занятиях всегда присутствует элемент соревнования, что стимулирует детей к достижению лучших результатов. Кроме того, при такой форме обучения повышается эффективность воспитательной работы с детьми, что обеспечивает высокую успеваемость. Но и при проведении групповых занятиях необходимо обращать внимание на личные особенности каждого ребенка. Таким образом, методика обучения должна базироваться на сочетании двух подходов — индивидуального и группового.

В ходе обучения плаванию используются различные упражнения. Например, развлечения и игры на воде, позволяющие освоить какой-либо навык (погружения и открывание глаз в воде, всплывание и лежание, скольжения на груди, на спине, на боку с различным положением рук, выдохи в воду); элементарные прыжки в воду; физические упражнения специального и общеразвивающего характера. Часть из таких упражнений используется на каком-то конкретном этапе, а часть — на протяжении всего срока обучения. Упражнения для освоения с водой (ходьба, бег, прыжки на месте и с продвижением вперед, гребковые движения руками) проводятся лишь на первых нескольких занятиях. Эта группа упражнений способствует преодолению чувства страха перед глубиной. Выполняя такие упражнения, дети учатся принимать горизонтальное положение в воде и делать простейшие движения.

Физические упражнения специального и общеразвивающего характера, как и упражнения, направленные на изучение и освоение техники спортивных способов плавания, применяются в течение всего срока обучения.

Обучение технике спортивным способам начинается с кроля. Целесообразно изучать одновременно кроль на груди и кроль на спине. После освоения техники плавания кролем на груди и кролем на спине можно приступать к изучению способов брасс и дельфин.

Для полного представления изучаемого способа плавания применяются наглядные средства (учебные фильмы, рисунки, демонстрация техники квалифицированными пловцами). Благодаря этому новички получают представление о способе плавания, что повышает интерес к обучению.

Далее следует выполнить имитационные упражнения на суше для изучения движений ногами, руками и дыхания. Целью этих упражнений является ознакомление учащихся с формой движений. Такие упражнения выполняются на суше. При их выполнении не возникают те ощущения, которые испытывает учащийся при занятиях в воде. Поэтому не рекомендуется выполнять их слишком часто, чтобы они не сформировались как навык и не препятствовали освоению движений в воде.

Затем упражнения повторяются в воде. Сначала с неподвижной опорой (сидя на краю бортика или стоя на дне мелкого бассейна), потом с подвижной опорой (плавательной доской, маленьким надувным кругом и т. п.) и без опоры. Ребята узнают, как правильно лежать на воде, какие должны быть движения ногами и гребковые движения руками, как правильно выполнить выдох и вдох.

Выполнив упражнения для изучения согласования движений ногами, руками и дыхания можно приступать к совершенствованию техники изучаемого способа плавания за счет устранения ошибок и освоения наиболее эффективного варианта техники, учитывающего индивидуальные особенности учащегося.

Одним из важнейших средств обучения детей плаванию, выступают подвижные игры в воде — несюжетные, сюжетные, некомандные и командные. Например, «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т. д. В процессе игры более эффективно решаются задачи по освоению и совершенствованию техники плавания. Развлечения и игры на воде лучше проводить в конце урока. На эту часть занятия отводится около 10 минут. Выбор конкретной игры будет зависеть от степени подготовленности и возраста учащихся, от задачи и цели занятия, а также от температуры и глубины воды. Учитель должен следить за тем, чтобы в игре были задействованы все учащиеся. В ходе игры детям может предлагаться выполнение уже известных им упражнений. Если вода прохладная, то игры должны быть динамичными и подвижными

Программа начального обучения плаванию составляется с учетом тех задач, которые необходимо решить в ходе обучения. При этом учитывается контингент, возраст и степень физической подготовленности учащихся. При составлении программы начального обучения плаванию учитываются условия проведения занятий и общая продолжительность курса. А так же и другие, не менее важные факторы (например, продолжительность занятия, количество занятий в месяц, условия занятия, погодные и климатические условия, глубина водоема и пр.)

Не вызывает сомнения важность обучения детей плаванию. Научить человека плавать значит привить ему жизненно необходимый навык. Плавание является эффективным средством гармоничного развития человека, укрепления его здоровья. Специфические особенности плавания оказывают ценное воздействие на организм.

Литература:

  1. Афанасьев, В.З. Игры в обучении плаванию: лекции для студентов ин-тов физической культуры/ В. З. Афанасьев; ГЦОЛИФК. М., 1983–12 с.
  2. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие /Булгакова Н. Ж.-М.: Академия, 2018.-432 с.
  3. Булгакова Н. Ж. Плавание / М: Просвещение 2001. — 483 с.
  4. Кубышкин, В. И. Учите школьников плавать –К. для учителя / В. И. Кубышкин. — М.: Просвещение, 1988. — 112 с
  5. Межведомственная программа «Плавание для всех»: http://function.minsport.gov.ru/2019/doc/Mejved-prog-Plav-dlya_vseh.pdf
  6. Методические рекомендации по разработке и формированию региональных межведомственных программ «Плавание для всех», «Развитие детско-юношеского спорта до 2030 года», «Всеобщее обучение детей плаванию». https://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/files/ioe/documents/AWFJ4N75GDFHQAXCQJIM.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): плавание, вод, упражнение, ребенок, занятие, спортивный способ плавания, способ плавания, младший школьный возраст, начальная школа, Российская Федерация.


Задать вопрос