В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.
Ключевые слова: аутентичность, психоанализ, самореализация, личностный потенциал.
The article examines the problem of authenticity in various psychological schools: psychoanalysis, cognitive psychology, humanistic and existential psychology.
Keywords: authenticity, psychoanalysis, self-realization, personal potential.
Прежде чем говорить об аутентичности в различных психологических школах следует дать определение самого термина «аутентичность».
Аутентичность в психологии означает подлинность, истинность и искренность чувств, мыслей и поведения человека. Это понятие связано с самореализацией и самоактуализацией личности, когда человек живет в соответствии со своими ценностями и убеждениями, а не навязанными извне стереотипами и ожиданиями. Аутентичные люди способны быть открытыми и честными с собой и другими, они не боятся проявлять свои истинные эмоции и чувства, даже если это может вызвать неодобрение или непонимание окружающих. Благодаря этому они могут жить более полноценной и счастливой жизнью, находя гармонию с собой и окружающим миром. Аутентичность по своим характеристикам близка к повседневному понятию «счастье». В то же время аутентичность предполагает активное участие человека, она может быть выявлена только на основе деятельности. Т. е. если по внешним признакам: речи, невербальной сигнальной структуре, психоэмоциональным проявлениям установить «уровень счастья» [1] затруднительно, то установить аутентичность, искренность человека можно более достоверно.
В психологии аутентичность рассматривается как один из ключевых факторов психического здоровья и благополучия человека. Она помогает преодолеть внутренние конфликты, страхи и неуверенность, а также способствует развитию творческого потенциала и личностному росту [1].
Таким образом, аутентичность в психологии является важным понятием, связанным с самореализацией, самопринятием и самопониманием человека.
Развитие аутентичности может помочь людям стать более счастливыми, успешными и гармоничными личностями [4].
Идея аутентичности ценится в различных психологических направлениях, где каждое из них предлагает свой уникальный подход к данному концепту, что приводит к некоторым отличиям в трактовке и применении этого понятия [4].
В психоанализе аутентичность является важным аспектом терапевтических отношений. Она с одной стороны предполагает искренность, прозрачность и реальность в отношениях между терапевтом и пациентом, а с другой предполагает отсутствие у человека устойчивых невротических проявлений, связанных с конфликтом “Superego” и “Id” («Сверх-Я» и «Оно»).
Аутентичность в психоанализе способствует созданию безопасного пространства для пациента, где он может быть уязвимым и исследовать свои мысли, чувства и переживания. Когда терапевт проявляет аутентичность, это помогает пациенту доверять ему и быть открытым в общении. Также аутентичность помогает терапевту лучше понять внутренний мир пациента, что способствует более эффективным вмешательствам и поддержке. Когда терапевт сам является аутентичным, он может стать моделью здорового общения и аутентичности, что поможет пациенту развить эти навыки в своей собственной жизни [12].
Я согласна с утверждением о важности аутентичности в психоанализе. Аутентичность терапевта помогает установить доверительные отношения с пациентом, что является основой успешной терапии. Когда терапевт проявляет искренность и открытость, это способствует более глубокому пониманию проблем пациента и созданию безопасного пространства для исследования сложных эмоций и переживаний. Аутентичность также может стимулировать пациента к более осознанному самопознанию и росту. В целом, аутентичность играет важную роль в процессе психоаналитической терапии, способствуя позитивным изменениям в жизни пациента [3].
В психодинамической терапии аутентичность считается важной для установления прочных терапевтических отношений. Терапевтам рекомендуется быть искренними и прозрачными с клиентами, чтобы способствовать доверию и созданию безопасного пространства для эмоционального исследования. Быть аутентичным в этом контексте означает быть честным в отношении своих мыслей и чувств, сохраняя при этом соответствующие границы [2].
Гуманистическая и экзистенциальная терапии также уделяют большое внимание аутентичности как необходимому условию личностного роста и самоактуализации. В этих подходах аутентичность предполагает верность собственным ценностям, убеждениям и желаниям, а не соответствие общественным ожиданиям или давлению[1]. Терапевты в этих школах часто поощряют клиентов быть аутентичными в их взаимодействии с другими людьми и в их стремлении к личной самореализации [10].
Один из основоположников неомарксизма, сочетавший в своих теоретических исследованиях принципы марксизма и психоанализа немецкий психолог Эрих Фромм подчёркивал, что для установления аутентичности человека ему необходимы два элемента: любовь и созидательный труд [7].
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) действительно предлагает иной подход к понятию аутентичности по сравнению с гуманистической и экзистенциальной терапией. Хотя аутентичность не является центральным понятием в рамках КПТ, терапевты этой школы могут помочь клиентам достичь большей аутентичности через работу с их мыслями и убеждениями [13].
Однако одной из проблем в различных подходах к аутентичности является то, что некоторые из них могут отдавать приоритет различным аспектам аутентичности[2] или уделять больше внимания определенному поведению или эмоциям [9]. Это может привести к путанице или непониманию того, что на самом деле означает быть аутентичным и как этого достичь в терапии [5].
В ряде современных психологических школ сама проблема аутентичности человека не рассматривается как общая проблема. Аутентичность человека признается категорией уникальной, не сводимой к универсальному набору аксиологических формулировок, во многом определяемых не внутренними психологическими критериями, а социально ожидаемыми предикторам. Это означает, что каждый из подходов к пониманию аутентичности может иметь свои уникальные особенности и акценты. Важно выделить компоненты аутентичности, которые могут включать в себя искренность, цельность, согласованность между мыслями, словами и действиями, а также способность быть открытым и честным как с самим собой, так и с другими людьми.
Для развития аутентичности важно осознанно работать над самопониманием, самоактуализацией и развитием личностной целостности. Это может включать в себя процессы саморефлексии, самопринятия, выражения эмоций и потребностей, а также установление здоровых границ в отношениях с окружающими. Психологические практики, такие как медитация, терапия, работа с коучем или психологом, также могут помочь в развитии аутентичности.
Для дальнейшего изучения темы аутентичности можно провести более глубокий анализ различных подходов к пониманию этого понятия, исследовать его влияние на психологическое благополучие и межличностные отношения, а также разработать конкретные методики и инструменты для помощи людям в развитии своей аутентичности..
Литература:
- Альперович В. Д. Кризис аутентичности: социально-психологический аспект. Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 1. С. 33–40.
- Вачков И. В., Храмова Т. К. Аутентичность как условие самореализации личности в период ранней взрослости // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1–2 (55). — С. 22.
- Гиньон Ч. Аутентичность.
- Касавина Н. А. По направлению к подлинности человеческого бытия (об экзистенциальной динамике в психологии). Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. № 4. С. 150–162.
- Мироненко И. А. Российская психология перед лицом «глобальных рисков. Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России. Социальная и экономическая психология. М: Сборник научных трудов, 2018. С. 386–396.
- Нартова-Бочавер С. К., Ирхин Б. Д., Резниченко С. И. Диспозициональная аутентичность во внутриличностном пространстве.
- Нартова-Бочавер С. К. Понятие аутентичности в зарубежной психологии личности: история, феноменология, исследования. Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 18–29.
- Нартова-Бочавер С. К. Аутентичность личности: предикторы, проявления, приложения. № 20–18–00262 изд. Российский научный фонд, 2020.
- Солнцева Г. Н., Смолян Г. Л. Психологические механизмы и модели рискового поведения.
- Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. Уфа: Коллективная монография, 2015.
- Филатова О. А. Становление понятий “аутентичность” и “профессиональная аутентичность” в отечественной психологии. С. 114–121.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. Психология взросления: Структур.-содерж. характеристики процесса развития личности: Избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. — 2-е изд. — Москва: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2004. — 670 с.
- Шеховцова Л. Ф. Православная психология в России. Психологическая наука и образование.
- Эвнина К.Ю Позитивные феномены в ценностно-смысловой сфере личности. Современные проблемы науки и образования. 2013. С. 542.
[1] Карл Роджерс
[2] Ролло Мэй