Права человека в цифровом пространстве в эпоху развития цифровых технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Медведев, Д. А. Права человека в цифровом пространстве в эпоху развития цифровых технологий / Д. А. Медведев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113176/ (дата обращения: 18.12.2024).



Предметом рассмотрения настоящего научного исследования являются закрепленные в законодательстве Российской Федерации права человека в цифровом пространстве. Автором приводиться обоснование значимости и актуальности указанной категории прав, раскрывается содержание каждого из предусмотренных законами цифровых прав человека, а также делается общий вывод о повышенном внимании законодателя к регулированию правил и порядка поведения граждан в цифровом пространстве.

Ключевые слова: гражданское законодательство, Интернет, цифровая среда, информация, права человека .

Процессы цифровизации оставляют свой след во многих сферах жизни человечества в виду активного внедрения цифровых технологий в процесс функционирования общества. Тенденции развития законодательства прогрессивных стран свидетельствует о внедрении в правовую действительность явлений цифровой реальности. В тексте законодательных актов теперь можно встретить такие понятия как «цифровые права», «цифровые данные», «цифровое имущество», «криптовалюта» и т. д.

В настоящее время в наднациональном регулировании цифровых прав лидерские позиции удерживает Организация Объединенных наций, которая в составе принятых ею нормативных правовых актов имеет несколько резолюций, затрагивающих обеспечение прав человечества в интернет-пространстве. К примеру, Резолюция от 27.06.2016 г. «Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете» [5], также Резолюция, принятая 18.12.2013 г. и посвященная праву на неприкосновенность личной жизни в интернете [6]. Примечательно, что в последнее время наметилась внутригосударственная тенденция стран с развитой правовой системой по принятию законодательства, которое бы с юридической точки зрения закрепляло перечень цифровых прав граждан в интернете.

Например, 28.07.2015 г. спикер Палаты Парламента Италии Лаура Болдрини представила Декларацию о правах в Интернете — основополагающий документ, гарантирующий каждому человеку осуществление активного цифрового гражданства в отношении свободы, достоинства и разнообразия каждого человека [1]. Новая Зеландия в том же 2015 г. приняла «Закон о вредных цифровых коммуникациях» [2], целями которого являлись сдерживание, предотвращение и смягчение вреда, причиненного людям цифровыми коммуникациями; а также предоставление жертвам вредоносных цифровых коммуникаций быстрых и эффективных средств правовой защиты (ст. 3). 2016 г. ознаменован для Франции принятием Закона «О Цифровой Республике» [4], в котором закрепляются основные цифровые права граждан. В Бразилии с 2014 г. действует закон, устанавливающий принципы, гарантии, права и обязанности в отношении использования Интернета в Бразилии [3].

Проведенный анализ указанных нормативных актов позволил выделить следующие основные цифровые права, которые признаются в зарубежном правопорядке:

– право на универсальный и равный доступ — люди должны иметь доступ к сети Интернет независимо от их дохода, географического положения или инвалидности. Совет ООН по правам человека в своем отчете признает, что право доступа имеет важное значение для свободы убеждений;

– свобода слова, информации и общения — эти основные права человека находятся под угрозой в Интернете, когда правительства блокируют веб-сайты или социальные сети, что является нарушением права на общение и свободу ассоциации, или подвергают цензуре контент, что противоречит свободе слова и информации;

– конфиденциальность и защита данных — граждане должны контролировать, кто хранит их личные данные, и иметь возможность удалять их в любое время. Праву на неприкосновенность частной жизни в интернете угрожают кража учетных данных, присвоение личных данных и их использование для получения финансовой выгоды и т. д.;

– право на анонимность — то есть пользователи сети интернет могут высказывать свое мнение, размещать различную информацию без афиширования их личности;

– право быть забытым (или право на забвение) — это право на удаление личной информации человека из поисковых запросов в Интернете, баз данных и каталогов;

– защита несовершеннолетних — правительство должно не только обеспечивать защиту детей в Интернете, как в случае с детской порнографией, но и гарантировать, что компании предоставляют средства для обеспечения безопасного доступа без нарушения прав детей;

– интеллектуальная собственность — авторам должно быть гарантировано признание их художественных или литературных произведений и право на вознаграждение за их использование, при этом гарантируется свободный доступ к произведениям, которые уже находятся в общественном доступе. Таким образом, международная концепция цифровых прав основана на публично-правовом понимании указанной категории, куда включается совокупность прав, осуществляемых в сети Интернет, состоящая как из общегражданских прав, закрепленных в общенациональных актах ООН с преломлением к цифровой сфере их осуществления, так и из специальных прав, обеспечивающих свободный доступ в Интернет, защищающих персональные данные и выполняющих функции по цифровому забвению конкретного человека.

Следуя тенденциям мирового сообщества, Правительство РФ в рамках реализации указаний Президента РФ [8] разработало и представило Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», являющийся частью паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [12]. В соответствии с данным актом, главной задачей нормативного регулирования цифровой среды является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.

Так, намеченный курс обусловил разработку и принятие Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 № 34-ФЗ, посредством которого в гражданском законодательстве появилась легальная дефиниция цифровых прав. Помимо этого, в 2020 г. вступил в силу закон, который также конкретизирует содержание цифровых прав в виду официального закрепления цифровых финансовых активов и цифровой валюты (криптовалюты) [9].

Российский законодатель ограничился частноправовой сферой, закрепив цифровые права в перечне объектов гражданских прав. Стоит отметить, что данные категории по своему содержанию с точки зрения зарубежного регулирования и отечественного представляют собой два совершенно разных правовых явления. Если в первом случае речь идет об общегражданских правах в виртуальном пространстве, то во втором под цифровыми правами подразумеваются обязательственные и иные права, прямо названные цифровыми в законе, а их содержание и условия осуществления определяются правилами информационной системы.

Не вызывает сомнений, что цифровое пространство нуждается в регулировании, тем более уже наметилась тенденция по созданию гражданско-правовых норм, направленных на охрану отношений, возникающих по поводу цифровых объектов. Но не стоит забывать и о других областях права, ведь цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. В современном обществе жизнедеятельность человечества не мыслима без сети Интернет и виртуального общения. Люди в виртуальном пространстве хранят свои персональные данные, личную переписку, результаты творческой деятельности и многое другое, с нарушением границ которых гражданину может быть причинен ущерб его правам и интересам. Именно с этой точки зрения правовое регулирование цифрового пространства просто необходимо.

Так, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [11] было намечено в качестве приоритетных задач, в том числе, развитие информационной среды и обеспечения равного доступа граждан к этой среде, а также обеспечение информационной безопасности посредством отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных.

Анализируя указанную программу, можно отметить, что в ней говорится о важном праве человека — праве на информацию, к которому плотно прилегает безопасность российских граждан в информационном пространстве. В соответствии с этим обратимся Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [10] (далее — ФЗ № 149-ФЗ), в котором отражены основные информационные права российских граждан в виртуальном пространстве и связанные с этим меры, направленные на обеспечение информационной безопасности личности.

Защита интеллектуальных прав. В Российской Федерации действует Единый реестр доменных имен, который содержит в себе данные веб-сайтов, распространяющих запрещенную в России информацию (ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ). В данный реестр также попадают веб-сайты, которые нарушают авторские права граждан, то есть используют и распространяют аудиовизуальные произведения без соответствующего разрешения правообладателя исключительных прав. Статья 15.6–1 ФЗ № 149-ФЗ запрещает размещение в сети Интернет сходного до степени смешения сайта, содержание которого дублирует информацию заблокированного по мотивам нарушения авторских прав веб-ресурса.

Конфиденциальность и защита персональных данных. Указанное право со стороны государственных органов подвергается ущемлению, что выражается в нормативном регулировании. Так, операторы Интернет-связи обязаны хранить информацию пользователя, выраженную голосовыми и текстовыми сообщениями, изображениями, видеоматериалами и иными способами в течение 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и обработки, а информацию об осуществлении этих действий — в течение одного года с момента их окончания. Данная информация предоставляется органам оперативно-розыскной деятельности и ФСБ, для этого на операторов Интернет-сервиса возлагается обязанность по внедрению средств оперативно-розыскных мероприятий (ст. 10.1 ФЗ № 149-ФЗ).

С 2018 г. операторы пользователей мессенджеров обязаны ограничивать отправку сообщений, которые содержат информацию, запрещенную на территории нашей страны, либо информацию, распространяющуюся с нарушением действующего законодательства (ст. 10.1 и 15.4 ФЗ № 149-ФЗ). Следовательно, операторы должны отслеживать частные переписки и, в случае обнаружения обозначенной информации, удалять ее.

Право на забвение. По требованию гражданина, выраженной в форме заявления, оператор поисковой системы обязан удалить информацию о заявителе, если она является недостоверной, устаревшей, или утратила значение для заявителя в силу каких-либо причин, за исключением установленной законом информации (ст. 10.3 ФЗ № 149-ФЗ).

Право на анонимность. В указанной нами ранее концепции развития информационного общества указывается, что необходимо построить такую систему взаимодействия, основой которой станет совмещение конфиденциальности, защиты персональных данных пользователей и отсутствия анонимности, безответственности пользователей, признанных нарушителями в Интернет-пространстве. В связи с этим, на территории Российской Федерации изначально планировалось запретить анонимайзеры и VPN-сервисы, позволяющие интернет-пользователям посещать страницы анонимно. Данное решение было аргументировано тем, что российские граждане могут посещать запрещенные в нашей стране сайты. Однако потом эту мысль отбросили, но анонимайзерам и VPN-сервисам теперь установлен запрет на предоставление доступа к указанным Интернет-ресурсам.

Также, с 2018 г. операторы пользователей мессенджеров обязаны идентифицировать пользователей сети Интернет по абонентскому номеру.

Свобода слова, информации и общения. С 18.03.2019 г. вступила в силу статья 15.1–1 ФЗ № 149-ФЗ, отражающая в своем содержании порядок ограничения доступа к информации, которая направлена на оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, выражает явное неуважение к обществу, а также к государству и его государственным символам, к Основному закону страны и государственным органам. Несомненно, те ограничения, которые введены законодателем, имеют огромное значение для обеспечения прав граждан в сети Интернет. Но данный перечень настолько обширен, а некоторые формулировки настолько размыты, что здесь сложно найти тонкую грань между защитой прав граждан и ограничением свободы слова, информации и общения.

Защита прав несовершеннолетних. Государство активно встает на сторону детей и пытается оградить их от влияния информации, распространенной в Интернет-пространстве посредством установления цензуры и запретов. Социальные сети обязаны осуществлять деятельность по мониторингу информации, которая содержит материалы детской порнографии, данные о наркотических средствах, местах их распространения, о способах и призывах к самоубийству, посты или сообщения, склоняющие несовершеннолетних к деятельности, которая может принести им вред или вовлечь в уголовно-наказуемое деяние, и многое другое (ст. 10.6 ФЗ № 149-ФЗ). Несмотря на то, что в Российской Федерации принят отдельный закон, посвященный информационному контенту несовершеннолетних [7], нормативному регулированию не хватает мер, которые бы предупреждали доступ детей к информации, оказывающей пагубное влияние в виртуальном мире.

Анализ действующего российского законодательства показал, что государство пытается ограничить доступ к возможности получения информации в Интернет-пространстве, а также контролировать источники ее получения.

В заключение хотелось бы отметить, что прогрессом в регулировании цифровой сферы становится её правовое оформление, что выражается в законодательном обеспечении прав граждан в сети Интернет и появлением в нормах ГК РФ новых объектов гражданских прав. Пусть на данный момент нормы закона несовершенны, но несмотря на все недостатки, нельзя недооценивать значение появления в нормах ГК РФ цифровых прав. Эта категория закладывает фундамент будущего регулирования цифровой реальности.

Литература:

  1. Carta dei diritti di Internet // Generazioni Connesse — Sito in manutenzione: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4TN (дата обращения: 11.03.2024).
  2. Harmful Digital Communication Act 2015 // New Zealand Legislation: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4Yv (дата обращения: 11.03.2024).
  3. Marco Civil Law of the Internet in Brazil // CGI.br: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4ef (дата обращения: 11.03.2024).
  4. The Digital Republic Bill-Overview // République Numérique: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4jY (дата обращения: 11.03.2024).
  5. The promotion, protection and enjoyment of human rights on the Internet: resolution (adopted at the 32nd Session) // United Nations Digital Library System: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4ps (дата обращения: 11.03.2024).
  6. The right to privacy in the digital age: Resolution adopted by the General Assembly on 18 December 2013 // United Nations Digital Library System: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4tw (дата обращения: 11.03.2024).
  7. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (в ред. от 28.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA4ws (дата обращения: 11.03.2024).
  8. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2017. — № 20. — Ст. 2901.
  9. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 31 (ч. I). — Ст. 5018.
  10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 (ред. от 12.12.2023) № 149-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA535 (дата обращения: 11.03.2024).
  11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://clck.ru/3AA55i (дата обращения: 11.03.2024).
  12. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам) (протокол от 24.12.2018 № 16) // Правительство России официальный сайт: [сайт]. — URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 11.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Интернет, информация, гражданин, данные, нормативное регулирование, цифровое пространство, виртуальное пространство, свобода слова, цифровая среда.


Похожие статьи

К вопросу о правовой природе электронных носителей информации в российском уголовном процессе

Ввиду развития информационных технологий в современном мире появились новые объекты как материального, так и цифрового мира. Отразилось это, в том числе, на способах и методах совершения и расследования преступлений. В статье автор рассматривает проб...

Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации

В представленной статье проанализированы основные формы реализации права граждан на доступ к информации в действующих конституциях отдельных стран, определена специфика подходов национального законодательства к особенностям конституционно-правового р...

Проблемы нормативно неурегулированных сфер информационных прав граждан

В статье автор исследует новейшие сферы реализации информационных прав граждан и описывает проблемы правового регулирования этих сфер.

Значение Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации для защиты гражданских прав

Настоящее научное исследование посвящено анализу отдельных положений гражданского законодательства на предмет их соответствия современным реалиям, а также выявлению недостатков в гарантируемых способах защиты лицом своего нарушенного права. Автором т...

Проблема реализации естественных прав человека и их защиты в рамках глобальной информационной системы Интернет

В статье раскрывается проблема реализации естественных прав человека в Интернете. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт. Автор проанализировал защитные механизмы прав личности в Интернет-системе и предпринял попытку улучшить данный механизм.

Актуальные проблемы развития современной системы гражданского права (на примере защиты прав на интеллектуальную собственность)

В данной статье рассматриваются проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Рассмотрены проблемы современного российского законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений, представлен зарубежный опыт и предложены пути решен...

Гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств

Автором в статье рассматриваются гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и США. Рассмотрены способы защиты вещных прав, указанных в гражданском законодательстве, проанализировано их содержание и особенн...

Цифровые права в контексте федерального законодательства Российской Федерации: текущее положение и перспективное будущее

В статье рассмотрена историко-правовая сущность цифровых прав в системе международного права и федерального законодательства России, а также перспективы влияния цифровых прав на гражданские правоотношения.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Похожие статьи

К вопросу о правовой природе электронных носителей информации в российском уголовном процессе

Ввиду развития информационных технологий в современном мире появились новые объекты как материального, так и цифрового мира. Отразилось это, в том числе, на способах и методах совершения и расследования преступлений. В статье автор рассматривает проб...

Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации

В представленной статье проанализированы основные формы реализации права граждан на доступ к информации в действующих конституциях отдельных стран, определена специфика подходов национального законодательства к особенностям конституционно-правового р...

Проблемы нормативно неурегулированных сфер информационных прав граждан

В статье автор исследует новейшие сферы реализации информационных прав граждан и описывает проблемы правового регулирования этих сфер.

Значение Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации для защиты гражданских прав

Настоящее научное исследование посвящено анализу отдельных положений гражданского законодательства на предмет их соответствия современным реалиям, а также выявлению недостатков в гарантируемых способах защиты лицом своего нарушенного права. Автором т...

Проблема реализации естественных прав человека и их защиты в рамках глобальной информационной системы Интернет

В статье раскрывается проблема реализации естественных прав человека в Интернете. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт. Автор проанализировал защитные механизмы прав личности в Интернет-системе и предпринял попытку улучшить данный механизм.

Актуальные проблемы развития современной системы гражданского права (на примере защиты прав на интеллектуальную собственность)

В данной статье рассматриваются проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Рассмотрены проблемы современного российского законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений, представлен зарубежный опыт и предложены пути решен...

Гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств

Автором в статье рассматриваются гражданско-правовые способы защиты вещных прав по законодательству Российской Федерации и США. Рассмотрены способы защиты вещных прав, указанных в гражданском законодательстве, проанализировано их содержание и особенн...

Цифровые права в контексте федерального законодательства Российской Федерации: текущее положение и перспективное будущее

В статье рассмотрена историко-правовая сущность цифровых прав в системе международного права и федерального законодательства России, а также перспективы влияния цифровых прав на гражданские правоотношения.

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Задать вопрос