Статья посвящена изучению склонности к зависимости от социальных сетей у подростков с разным уровнем притязаний . «Компьютеризация», «интернетизация» коснулась многих областей жизни человека, а повсеместная цифровизация осуществляется на государственном уровне и становится современной обыденностью, частью нашей жизни, удобным средством осуществления различных опций, операций. Уже сложно себе представить дом, где нет компьютера, интернета, смартфонов, всевозможных гаджетов.
И если взрослый человек, выросший без интернета и прочих доступных сейчас цифровых благ человечества, может осознавать вред и вовремя отследить появляющуюся у себя зависимость, то неокрепшая психика подростка, который еще находится на стадии формирования своей личности, может поддаться негативной зависимости и пострадать от этого.
В статье обоснована актуальность изучаемой проблематики и степень ее научной разработанности. Представлены и проанализированы проблемы интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении.
Ключевые слова: подросток, интернет, зависимость, социальные сети, притязание.
Введение: Компьютерные сети как вид телекоммуникации — принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет, также известная под названием «Всемирная паутина». Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую вам информацию вы можете получить, не отходя от экрана вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства — интернет-зависимость.
«Компьютеризация», «интернетизация» коснулась многих областей жизни человека, а повсеместная цифровизация осуществляется на государственном уровне и становится современной обыденностью, частью нашей жизни, удобным средством осуществления различных опций, операций. Уже сложно себе представить дом, где нет компьютера, интернета, смартфонов, всевозможных гаджетов. И если взрослый человек, выросший без интернета и прочих доступных сейчас цифровых благ человечества, может осознавать вред и вовремя отследить появляющуюся у себя зависимость, то неокрепшая психика подростка, который еще находится на стадии формирования своей личности, может поддаться негативной зависимости и пострадать от этого.
Исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей-пользователей Интернета (около 40 % в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на человека, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Актуальность: Компьютерные сети как вид телекоммуникации — принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет, также известная под названием «Всемирная паутина». Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую вам информацию вы можете получить, не отходя от экрана вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства — интернет-зависимость.
Исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей-пользователей Интернета (около 40 % в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на человека, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Классик отечественной психологии Л. С. Выготский (1988) детально рассматривал проблему интересов в переходном возрасте и называл ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой степени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не стихийно, не автоматически, не случайно, а в определенной системе и направляются конкретными стремлениями, влечениями интересами, что сформировались в личности. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, а также и период дозревания биологической основы, на которой в дальнейшем развиваются новые интересы.
Поэтому степень зависимость молодежи и подростков от социальных сетей выражена в большей степени, чем среди лиц среднего и пожилого возраста. Во-первых, это связано с тем, что у большинства подростков еще нет такого груза ответственности, жизненного опыта, как у лиц более старшего возраста, им не нужно посвящать много времени семье, приготовлению пищи, финансовому обеспечению.
Во-вторых, социальные сети — популярное веяние, а потому многие юноши и девушки, чтобы не отстать от моды, быть в курсе всех новостей стараются проводить много времени в социальных сетях, которые, в свою очередь, их затягивают. Не зря же их называют «сетями».
Подростки и молодые люди, еще не сформировавшие свою индивидуальность, чрезмерно зависимы от мнения других людей. Они выкладывают свои фотографии, чтобы привлечь внимание, вызвать одобрение. Они привыкают жить «напоказ», а хорошего в этом не так уж и много
Проанализировав различные подходы к пониманию склонности к зависимости от социальных сетей, в своей работе мы опирались на определение, данное К. Янг, ученого, по мнению которого под данным понятием понимается зависимость от Интернета — это многомерное явление, включающее проявления эскейпизма — бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением; поиск новизны; стремление к постоянной стимуляции чувств; эмоциональную привязанность; удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера и специальных поисковых либо коммуникативных программ.
Основными предпосылками возникновения интернет-зависимости, по мнению К. Янг, являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса выхода в Интернет; увеличение времени, проводимого в онлайн; жалобы окружающих на проведение человеком слишком большого количества времени в Интернете; увеличение количества денежных средств, расходуемых на Интернет; жалобы окружающих на большие расходы на Интернет.
Склонность к зависимости от социальных сетей у подростков зависит от ряда факторов, в частности, от уровня притязаний. Анализ психологической литературы о сущности интернет–зависимости показывает, что обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. Сам термин «интернет–зависимость» в 1996 году предложил А. Голдберг. Так сказать, он ввел этот термин для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Склонность к интернет-зависимости определяется при наличии таких признаков, как: предвкушение сеанса Интернета; увеличение времени пребывания в сети; безуспешность контроля за пользованием Интернетом; усталость, вялость вплоть до депрессии в период прекращения пользования Интернетом; продление сеансов до абсурдно длительного периода; риск утраты социальных связей и жизненных интересов (например, интереса к учебе); лживость в отношении родителей, педагогов с целью скрыть увлечение Интернетом; использование Интернета как способ убежать от жизни и ее проблем; эйфория во время пребывания в сети.
Современное состояние науки позволяет говорить о ряде условий и факторов возникновения разного рода зависимостей. Они традиционно делятся на:
— психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность ощущений и переживаний, которые возникают, выработки гедонистических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению;
— биологические факторы: степень изначальной толерантности, обремененная наследственность, органические поражения мозга, хронические болезни, природа вещества, что употребляется;
— социальные факторы: доступность, мода, степень возможной ответственности, влияние группы подростков.
Метод: Изучение литературы по теме исследования. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
Для проведения исследований были использованы следующие методики. Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот, представляющая собой опрос учащихся, состоящий из одиннадцати фраз о выявлении эмоций во время нахождения в Интернете, его влияния на осуществление своих обязанностей, психическое и физическое здоровье. Каждая фраза содержит 4 ответа: часто, очень часто, редко, никогда. Исходя из просчитанных баллов определяется первая либо вторая фазы зависимости.
Методика диагностика самооценки Т. Дембо-С. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, целью которой является определить уровень самооценки и притязаний по шкале с такими показателями как характер, здоровье, способности, авторитет среди ровесников, уверенность, внешность и пр.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 4 села Средний Егорлык». В нем принимали участие обучающиеся девятых, десятых и одиннадцатых классов. Объем выборки составил 55 человек.
Результаты: Рассмотрим полученные результаты. Методика «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» определила фазы зависимости от соцсетей у подростков (рис. 1)
Рис. 1. Стадии зависимости у подростков (%)
Результаты показали полное отсутствие независимых от соцсетей или находящихся на 3 стадии, 48 % имеют первую стадию зависимости и 52 % стадию увлеченности.
Благодаря методике «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан» удалось выявить самооценку подростков (рис. 2). Из результатов можно сделать вывод, что большая часть подростков характеризуется высоким уровнем самооценки по всем шкалам, не считая внешности.
Рис. 2. Уровень самооценки подростков
Шкалы: 1 — здоровье; 2 — интеллект; 3 –характер; 4 –авторитет среди сверстников; 5 –внешность; 6 –уверенность
Рис. 3. Уровень притязаний подростков
Шкалы: 1 — здоровье; 2 — интеллект; 3 –характер; 4 — авторитет среди сверстников; 5 –внешность; 6 — уверенность
На рис. 3 представлены уровни притязаний подростков. Полученные данные указывают по всем шкалам на наиболее выявленные высокий и завышенный уровни притязаний.
Рис. 4. Корреляции между стадиями сформированности зависимости от соцсетей и уровнем притязаний
Корреляции между стадиями сформированности зависимости от соцсетей и уровнем притязаний отражена на рисунке 4. Значимых корреляций не наблюдается, но прослеживаются корреляции (на уровне значимости p=0.01) между следующими показателями: 1. «ум» и «здоровье»; 2. «характер» и «ум»; 3. «авторитет» и «характер»; 4. «внешность» и «ум», «характер», «авторитет»; 61 5. «уверенность» и «ум», «характер», «авторитет», «внешность».
Результаты исследования по методике «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А. М. Прихожан, указывают на отрицательную корреляцию между стадиями сформированности зависимости и самооценкой по шкалам «внешность» и «уверенность». Испытуемые на стадии увлеченности выше оценивают свою внешность и уверенность в отличии подростков на первой стадии зависимости. Обратная взаимосвязь между стадиями сформированности зависимости от соцсетей и самооценкой имеется.
Обсуждение: По результатам исследования данный опрос показал, что все респонденты не только имеют выход в интернет, но и я являются пользователями социальными сетями. Причем большинство опрошенных имеют профиль среди социальных сетей. После анализа теоретической и эмпирической части, можно сделать вывод о том, что большая часть пользователей сети интернет сейчас — подростки. Любой подросток в настоящее время, так или иначе, является интернет-зависимым. И этот феномен не зависит от них самих, нет. В наше время почти невозможно никуда деться от использования интернета: интернет повсюду, он захватывает все больше и больше человеческих умов в свои сети. Интернет настолько прочно вошел в наши жизни, что без него уже никуда. И подростки, одна из самых легко поддающихся внушению групп.
Полученные результаты совпадают с результатами исследования Е. О. Бобышевой, Ц. П. Короленко и др., которые отмечают, что бессистемное использование несовершеннолетними информации из интернет-ресурсов может обусловить значительное сужение круга интересов, уход от реальной жизни в виртуальную, формирование различных форм девиантного поведения Подростки на первой стадии зависимости более инертны, пассивны, агрессивны, они не склонны к проявлению усилий, по сравнению с подростками, находящимися на стадии увлеченности. По шкалам «внешность» и «уверенность» самооценка у них ниже, чем у подростков, находящихся на стадии увлеченности, они более склонны к зависимому стилю общения.
Данные результатов исследования, а также программа работы педагога-психолога по профилактике интернет-зависимости в подростковом возрасте могут быть использованы педагогами-психологами в профессиональной деятельности, на курсах повышения квалификации, обучающих семинарах.
Перспективным направлением исследования может являться увеличение выборки испытуемых и реализация программы по профилактике интернет-зависимости подростков.
Рассмотрев проблему склонности к зависимости от социальных сетей у подростков с разным уровнем притязаний, можно сделать выводы.
Подростковый период является одним из самых важных и при этом сложных в жизни человека и определяет дальнейшую жизнь. Огромна ценность данного периода в развитии личности, без должного и необходимого проживания которого различные качества личности могут оказаться несформированными или недостаточно сформированными и плохо поддающимися корректировке и исправлению в будущем. На формирование личности влияют факторы окружающей действительности.
Уровень притязаний у подростков весьма нестабилен и недостаточно реалистичен, зависит от оценки окружающих, от психологического обстановки окружения, его благоприятности, безопасности.
Я считаю, очень важно минимизировать в подростковом периоде влияние негативных факторов, исключить зарождение вредных привычек. Одним из таких факторов является зависимость от социальных сетей, оказывающая воздействие как на физическое здоровье подростка (изменение в головном мозге, ведущие к потере способности глубоко мыслить и анализировать, снижение интеллекта, ухудшение зрения, проблемы с позвоночником, осанкой, шейным отделом, нарушение режимов сна и питания, ожирение, гиподинамия, головные боли и т. д.), так и на психическое состояние личности (агрессивность, апатия, депрессивные состояния, низкая самооценка, утрата навыков полноценного общения в реальной жизни, асоциальность, замкнутость, мысли о суициде и т. д.)
Результаты исследования по методике «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А. М. Прихожан указывают на отрицательную корреляцию между стадиями сформированности зависимости от соцсетей и самооценкой по шкалам «внешность» и «уверенность».
Испытуемые на стадии увлеченности выше оценивают свою внешность и уверенность в отличии подростков на первой стадии зависимости. Обратная взаимосвязь между стадиями сформированности зависимости от соцсетей и самооценкой имеется.
Подростки на первой стадии зависимости более инертны, пассивны, агрессивны, они не склонны к проявлению усилий, по сравнению с подростками, находящимися на стадии увлеченности. По шкалам «внешность» и «уверенность» самооценка у них ниже, чем у подростков, находящихся на стадии увлеченности, они более склонны к зависимому стилю общения.
Таким образом, зависимость от соцсети оказывает влияние на состояние здоровья, психические процессы, личностные качества подростков: самооценку, уверенность и т. д. Поэтому выделим рекомендации для снижения пагубного влияния на подрастающее поколения:
— необходимо доносить до родителей, учителей и самих подростков информацию о вреде зависимости от социальных сетей;
— составить стратегию по избавлению от зависимости, направленную на осознанное постепенное уменьшение количества времени доступа в социальные сети;
— не поддаваться привычке выхода в соцсети, переключаться на другие интересы, дела;
— стараться регламентировать время, которое проводят подростки в соцсети, минимизируя его и используя интернет по необходимости, например, для поиска полезной информации, в учебе;
— ввести ограничения на определенные новости, публикации;
— определить день недели «без соцсетей»;
— найти себе хобби, виды спорта, которыми хотели бы заниматься и наконец выделить на них свое время;
— порассуждать, настолько ли нужна и важна для вас соцсеть, выделить положительные и отрицательные стороны;
— помогать подросткам уравновесить свое эмоциональное состояние с помощью различных техник, медитаций, релаксаций;
— пересмотреть взаимоотношения в семье, с друзьями, включать и поощрять совместную активность в реальной жизни;
— при невозможности побороть зависимость от соцсетей самостоятельно нужно обратиться к психологу: профессиональный специалист сможет подобрать программы эффективной борьбы с данной проблемой.
Литература:
- Амбалова С. А. Современный подросток: факторы его психического развития // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–2.
- Асмолов А., Асмолов Г. От Мы — медиа к Я-медиа: поиск себя в мире информации // Человек как субъект и объект медиапсихологии. — МГУ имени М. В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та Москва, 2011. — С. 86–104).
- Войскунский А. Е. Психология и интернет. — М.: Акрополь, 2010 г. — 439 с.
- Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социс. 2013. № 6.
- Дрепа М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов. Ставрополь, 2009.
- Зубков В. И. Детерминанты девиантного поведения / Доклады московской конференции. 2093. М., 2009 г. — с. 762.
- Королева Н. Н., Богдановская И. М., Луговая В. Ф. Влияние информационной среды на идентичность современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11
- Левицкая, Л. В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). С. 1036–1039
- Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Академия. 2011- 528 с.
- Никитина Л. А. Детский коллектив как фактор становления самооценки младших школьников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 3(28). С. 76–79
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола. 1998 г. — 351 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов, СПб:Издательство «Питер», 2000 г. — 480с.
- . Силаков А. С. Особенности самосознания школьников в группах с разным уровнем социально-психологического климата // Научный журнал «Дискурс». 2017. № 1(3). С. 186–191
- Скобликова Т. В., Скриплева Е. В. Интернет-зависимость в молодежной среде как одна из проблем современного общества // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 2.;
- Хайдаров М. И. Общая характеристка подросткового возраста и становление самосознания в подростковый период // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
- Чеснокова Т. Д., Щеулова Е. А. Изучение уровня притязаний и самооценки детей старшего подросткового возраста сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8
- Чудинов Т.А,. И. А. Ершова / Личностные особенности подростков с разными стадиями сформированности компьютерной зависимости / Магистерская диссертация/ Екатеринбург, 2015 г. — 92 с.
- Агорафобия https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/agoraphobia (дата обращения 19.08.2022)
- Вред, причиняемый здоровью интернет-зависимостью https://netaddiction.ru/298 (дата обращения 21.08.2022)
- Интернет / Энциклопедия Кругосвет https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/INTERNET.html (дата обращения 21.08.2022)
- История и понятие интернет-зависимости / Информационный портал о профилактике и лечении интернет-аддикций https://netaddiction.ru/1 (дата обращения 20.08.2022)
- Как компьютерные игры меняют мозг человека https://netaddiction.ru/689 (дата обращения 20.08.2022)
- «Младший подростковый возраст как сенсетивный период становления гражданской позиции» / Научная статья / https://bank.nauchniestati.ru/primery/nauchnaya-statya-na-temu-mladshij-podrostkovyj-vozrast-kak-sensetivnyj-period-stanovleniya-grazhdanskoj-poziczii-imwp/ (дата обращения 22.08.2022)
- Причины и последствия интернет-зависимости https://netaddiction.ru/30 (дата обращения 19.08.2022)
- Статистика интернет-зависимости у российских подростков http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/127-statistika-internet-zavisimosti-u-rossijskikh-podrostkov (дата обращения 21.08.2022)
- Уровень притязаний личности — что это такое, в чем проявляется https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/uroven-prityazanij (дата обращения 22.08.2022)