Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Театральная деятельность и сказка служат источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности. Театр — это игра, это сказка, это воспитание. Работа в этом направлении, широко применяемая в системе дошкольного образования, способствует достижения данных целей.
Ключевые слова : сказка, народная сказка, театр, дошкольное образование, патриотическое воспитание, театрализованная игра, кукла.
Одной из главных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с малого возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром книг, с миром прошлого и настоящего, с миром добра и зла. Именно через сказку ребенок знакомится с традициями русского быта, с навыками поведения, с навыками общения. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает [14–18].
В России многие педагоги указывали на важность использования в воспитательной работе с детьми народных сказок. Один из них Т. Д. Ушинский — основоположник русской научной педагогики, писал в своих работах о воспитании, основанном на труде и народном творчестве, придавал огромное значение прививанию детям чувства любви к Родине и своему народу.
Работы современных педагогов — Н. С. Ежковой, Н. Е. Львовой, Г. К. Щербининой, М. А. Никитиной — раскрывают, как через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.
В. Я. Пропп является автором исследовательской работы, которая называется «Морфология волшебной сказки». Советский филолог, фольклорист и профессор, который внес огромный вклад в современную теорию текста. Он получил мировое признание благодаря своим трудам, в особенности «Морфологии сказки», которая является настольной книгой режиссеров и сценаристов даже сейчас. Владимир Яковлевич изучил жанр волшебной сказки, дал описание её частей и их отношений друг с другом. Владимир Пропп не просто разобрал все сюжеты волшебных сказок на составные элементы, он приблизил учёных к ответу на вопрос о том, откуда происходит сказка. Сам учёный выдвигал предположение, что волшебные сказки уходят своими корнями в древние религиозные представления. Книгой этого ученого до сих пор пользуются сценаристы и режиссеры [24–29].
Сказка — это кладовая источника древней мудрости, включающей в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое воспитание, это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как в нем себя вести. В каждой сказке присутствует воспитательная направленность, для того чтобы дети с самого малого возраста учились поступать правильно: быть справедливыми, дружелюбными, добрыми, честными, храбрыми, общительными, заботливыми. Самое главное уважали старших и умели отличать добро от зла. В сказках открывается глубочайшие тайны мироздания.
Развитие личности ребенка дошкольного возраста, его социализация происходит в процессе общения с окружающими людьми, совместной деятельности, в игре. Игра рассматривается как ведущий вид деятельности детей — дошкольников. В игре заключается большой образовательный и воспитательный потенциал, обеспечивающий развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и воспитатели, и сами дошкольники — сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении.
В детском саду, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специально организованные формы взаимодействия с детьми и педагогические приемы направленно активизируют его социальное познание.
Работая с детьми, педагоги очень часто используют русские народные сказки, которые не только читают и рассказывают, но ещё и показывают с помощью театрализованных представлений.
Огромную и не заменимую роль в дошкольном мире и в жизни ребенка играет — театр и вообще художественное слово. Это замечательный кладезь искусства, приобщения к литературе, мировой и отечественной, это замечательная игра и самореализация ребёнка, это познание себя и самовыражение.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений, таких как сказки, художественные произведения, специально написанные инсценировки, басни. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения и события жизни, изменённые детской фантазией — сюжетом игры [124].
Благодаря театру дети могут перевоплотиться в любых персонажей, учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, создавать художественный образ героя, развивается творческое воображение, выразительная речь, развивается чувство сопереживания, формируется опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, для дошкольников, всегда имеют духовно — нравственную направленность. Театр — один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии. Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов, чтобы малыш почувствовать себя увереннее, расстался с комплексами, чтобы раскрылся. А это бесценный материал для работы психолога или любого родителя. Проводя аналогии между сказочным миром и реальной жизнью, дети начинают стремиться к тому, чтобы и в реальности всегда царила справедливость. Именно в этом заключается причина того, что сказки столь высоко ценятся в педагогике [56–59].
Театрализованная деятельность оказывают позитивное влияние на личность ребёнка, помогает преодолеть неуверенность в себе, учит вести диалог с партнером. Сказки потрясают воображение, развивают фантазию, поднимают настроение, доходчиво доносят жизненный опыт, мудрость, справедливость. Некоторым отважным персонажам хочется подражать и быть похожими на них, другие же, вызывают негативное отношение и стремление никогда не оказываться на их месте. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время [87].
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей самосознание, дать им возможность почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Все малыши, стремятся стать взрослыми, походить на них, а сцена для них уникальная возможность, хотя бы недолго побыть мудрым царём, побыть на балу в роли Золушки, одетой в прекрасное платье, под руку с прекрасным принцем, побыть богатырем — главным героем многих сказок, где любимые герои становятся образцами для подражания.
В каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров такие как пальчиковый, теневой, гаипите, фланелеграф, куклы би-ба-бо. Главный атрибут сюжетно ролевых игр является куклы. Куклы — это образ самого ребенка, эмоции, двойник. А если этот друг-двойник вдруг неожиданно оживает у малышей на глазах, разговаривает, поёт, смеётся и плачет — это зрелище превращается для них в настоящий праздник. Кукла замечательный помощник воспитателю установить доверительное общение с ребёнком. Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Играя с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях педагог или родитель может подсказать, как лучше поступить, обращаясь не к ребёнку, а к театральной кукле. Такое взаимодействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
Спектакли и представления очень любимы детьми, а главное интересен не только просмотр самого спектакля в настоящем театре, но и участие в своих собственных представлениях. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных рассказов. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, стихов.
Дошкольные учреждения тесно сотрудничают с детскими театрами, организовывают встречи с интересными и знаменитыми актерами, деятелями театрального искусства. В целях формирования интереса к театральной деятельности, расширения игрового опыта знакомят детей с разнообразием театров. Дети любого возраста, с удовольствием смотрят постановки, а ребята постарше уже сами участвуют в них.
С целью изучения, повышения качества дошкольного образования и сохранения культурного наследия народов России, педагоги вместе с воспитанниками, реализуют муниципальный проект «Театр глазами детей». Проект направлен на приобщение дошкольников к театральному искусству, посредством сотрудничества с социальными институтами города Чебоксары. Мероприятия проекта формируют устойчивый интерес к театральному искусству и потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, создают необходимую творческую среду для благоприятного саморазвития ребенка, условия для развития творческой активности детей. Также реализовывают муниципальный проект «Энциклопедия профессий от А до Я», где воспитанники дошкольных образовательных организаций знакомятся театральными профессиями. Ранняя профориентация дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Такие мероприятия помогают дошкольникам понять, что спектакль — это результат творческого труда большой группы людей. Куда входят и те, которых не видят зрители, это режиссер, костюмер, гримёр, бутафор, декоратор, осветитель, билетёр, суфлёр и т. д. А также получают углубленное представление о профессии актёр — это талантливый и творческий человек, который может создать любой образ в театре, в кино, на эстраде. Это очень интересная сфера познания окружающего мира и очень увлекательна детьми.
В социализации личности ребенка семья является первичной социальной группой. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.
Основная цель взрослого (воспитателя, педагога и родителя) — разбудить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый человек, независимо от возраста, любит театр и сказки. Ведь они являются неотъемлемой частью нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир сказок, где добро всегда побеждало зло, где царили чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждались. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Нам взрослым нужно помнить, что детство — это большая планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Литература:
- Вакуленко Ю. А., Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду — Волгоград: Учитель, 2008. — С.14–18
- Власенко О. П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4–7 лет / — Волгоград: Учитель, 2009. — С.124
- Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду: методические рекомендации / Е. В. Мигунова. — М.: Сфера, 2009. — (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»). — С. 87
- Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. — С. 24–29
- Сакович Н. А. Практика сказкотерапии / — СПб.: Речь, 2007 — С. 56–59