Каждый человек талантлив. Но его успех зависит во многом от того, насколько вовремя этот талант будет выявлен и получит ли человек шанс на его использование. Это отмечается в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждено Президентом РФ от 03.04.2012 г.)
Статья посвящена теме развития творческих способностей у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредствам нетрадиционных техник аппликации. Творческая деятельность дает возможность ребенку исследовать, экспериментировать и выражать свои чувства. Особое значение имеет взаимосвязь занятий с игрой, поэтому целесообразно вводить игровые ситуации, приемы, беседы от лица персонажа. Важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере, что помогает педагогу поддерживать интерес к данному виду деятельности. Творческая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это прежде всего сотворчество с педагогом, так как дает возможность воспринимать занятия с разных сторон: незаконченное и окончательное, которое получилось благодаря их совместному участию.
Использование арт — терапевтических техник на занятиях по аппликации способствует не только развитию творческого воображения, но и снимает утомление, негативные эмоциональные состояния, помогает в преодолении страхов, а также повышает адаптационные способности ребенка.
Согласно ФГОС, основные задачи обучения — это сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей, творческого потенциала и эстетических качеств. В условиях реализации ФГОС учитывая приоритет развития современного образования, ориентируясь на различные нетрадиционные подходы с применением новейших технологий, обеспечивающих творческое развитие ребенка, необходимо модернизирование образования.
Исследования доказывают, что именно в дошкольном возрасте закладывается развитие творческих способностей, таланта ребенка. Это проявляется в различных видах его творчества. В дошкольном возрасте и в младшем школьном, интенсивно формируются художественно-творческие способности детей раскрывается мир искусства, происходит приобщение к культурным человеческим ценностям. Наиболее благоприятным для развития творческих способностей считается возраст от 3 до 7 лет. Именно, в этом возрасте ребенок может познать все виды художественно — творческой деятельности: аппликация, лепка, танцы, музыка, пение. В это время проявляется замысел его способностей и претворение в жизнь, в деятельность, умение сочетать и комбинировать свои знания, впечатления, эмоции и передачи их в изображаемых образах.
Аппликация широко используется в творческой деятельности детей, практически, в любом возрасте. Этот вид отлично подходит для гармоничного и всестороннего развития ребенка. Аппликация оказывает положительное влияние на такие процессы детского развития, как:
– Формирование художественных и графических навыков;
– Стимуляция развития творческих способностей и воображения;
– Развитие художественного вкуса;
– Сенсорная стимуляция;
– Развитие мелкой моторики.
Уже начиная с возраста 2–3 лет, можно начинать приобщать ребенка к аппликации. Это возраст, когда ребенок стремится сделать все, к чему его привлекают, они активны и с радостью участвуют в различных действиях, творческих занятий. Для этого периода ребенок вполне может сам осознавать (с учетом помощи и поддержки взрослого, педагога) следующие качества: осознавать знания о материалах, необходимых для занятия аппликацией: клей, кисть, бумага и т. п.
Проявлять интерес к занятиям с бумагой;
Проявлять активную реакцию на предложение педагога или взрослого принять участие в создании аппликации;
Проявлять стремление самостоятельно осуществлять действия по созданию поделки. Испытывать радость и положительные эмоции от созданного изображения.
Дошкольники вполне могут выполнять аппликации различных параметров: полуобъемные, мозаичные. В этом им помогает, помимо практических навыков выполнения аппликаций, элементарные знания явлений окружающего мира. Эти работы могут содержать элементы цветов, фруктов, веточек, листочков и т. п. Как правило, аппликация предполагает использование цветной бумаги различной фактуры. Так же в работе с детьми можно использовать неструктурированный материал — это все сыпучее, т. е., крупы, макароны и т. д. Можно выкладывать расписные тарелочки. Лучше брат плотный картон придать ему форму круга и предлагать ребенку создавать там свои шедевры, узоры из разноцветных круп, риса, гречки. Такой вид аппликации очень нравится детям. Неструктурированный материал помогает детям расслабиться и высвободить накопившийся гнев. Сделанная ребенком такая работа порадует не только его, но и взрослого. А значит, ребенок получит похвалу, восхищение, много позитивных эмоций, что мотивирует его на дальнейший интерес и занятия аппликацией.
Взрослея, ребенок не перестает испытывать эмоции и желание заниматься этим видом деятельности. Старшие дошкольники овладевают многими практическими навыками. Все эти навыки в дальнейшем будут полезны для выполнения самых разнообразных работ, умственных нагрузок, наблюдений, рассуждений, обучения по различным предметным направлениям. В любом случае, занятие аппликацией подразумевает знакомство с предметами, требует от ребенка усвоения знаний об их свойствах, качестве, форме, величине, положении в пространстве. Детям необходимо учиться сравнивать предметы, называть их формы, видеть сходства и различия. Работа с бумагой при аппликации развивает у детей сенсорное восприятие: развертывание, разрезание, обрывание, складывание, сгибание, наклеивание и т. д. В своих работах дети чаще всего отображают то, что видели в окружающем мире. Хотя их работы очень просты, педагогу необходимо вызывать интерес и доброжелательное отношение к своему творчеству: «Как красиво украшена твоя тарелка, она стала праздничной, нарядной». Прежде чем приступить к творчеству педагог учит детей обследовать его форму, помогает передать строение, характерные детали. Если дети украшают игрушки, занятие должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес к образу.
Можно предложить детям коллективные работы, которые требуют совместных усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий. Педагог выступает в роли организатора, постепенно приучая детей к этим видам работ: вместе наклеить или нарисовать, например, птички, которые собираются вокруг мамы- птички и т. д. Иногда, педагог ставит задачу передать какой-либо образ. Используя разные способы творческой деятельности. Чтобы украсить кукле платье, можно нарисовать узор или наклеить готовые красочные формы. Занятие такого типа подводит детей к комплексному на котором происходит сочетание разных видов изобразительной деятельности (рисования, аппликации, лепки, музыки, художественного слова.) К комплексному занятию должна предшествовать предварительная работа: беседа, чтение сказки, разучивание стихов, потешек, прослушивание музыкальных произведений, движений под музыку. В самостоятельной деятельности дети могут изображать различные предметы, явления. Их работы часто декоративны по цвету, из готовых силуэтов они сами составляют узор. Используя разнообразные методы у детей формируется интерес к творческим занятиям и направленность на развитие самостоятельности.
Исходя из всего сказанного, я сделала вывод, что использование арт терапевтических технологий в аппликации позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального развития ребенка.
Литература:
- М. В. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми. — Спб. Речь 2006. — 160с.
- Выготский Л. С. Психология творчества — М., 2000.
- Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008.
- Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. (сост. е.П.Климова) — Волгорад: Учитель, 2005.