Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 21.04.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Прахова, Ю. А. Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ / Ю. А. Прахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 350-351. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113190/ (дата обращения: 15.11.2024).



Каждый человек талантлив. Но его успех зависит во многом от того, насколько вовремя этот талант будет выявлен и получит ли человек шанс на его использование. Это отмечается в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждено Президентом РФ от 03.04.2012 г.)

Статья посвящена теме развития творческих способностей у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредствам нетрадиционных техник аппликации. Творческая деятельность дает возможность ребенку исследовать, экспериментировать и выражать свои чувства. Особое значение имеет взаимосвязь занятий с игрой, поэтому целесообразно вводить игровые ситуации, приемы, беседы от лица персонажа. Важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере, что помогает педагогу поддерживать интерес к данному виду деятельности. Творческая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это прежде всего сотворчество с педагогом, так как дает возможность воспринимать занятия с разных сторон: незаконченное и окончательное, которое получилось благодаря их совместному участию.

Использование арт — терапевтических техник на занятиях по аппликации способствует не только развитию творческого воображения, но и снимает утомление, негативные эмоциональные состояния, помогает в преодолении страхов, а также повышает адаптационные способности ребенка.

Согласно ФГОС, основные задачи обучения — это сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей, творческого потенциала и эстетических качеств. В условиях реализации ФГОС учитывая приоритет развития современного образования, ориентируясь на различные нетрадиционные подходы с применением новейших технологий, обеспечивающих творческое развитие ребенка, необходимо модернизирование образования.

Исследования доказывают, что именно в дошкольном возрасте закладывается развитие творческих способностей, таланта ребенка. Это проявляется в различных видах его творчества. В дошкольном возрасте и в младшем школьном, интенсивно формируются художественно-творческие способности детей раскрывается мир искусства, происходит приобщение к культурным человеческим ценностям. Наиболее благоприятным для развития творческих способностей считается возраст от 3 до 7 лет. Именно, в этом возрасте ребенок может познать все виды художественно — творческой деятельности: аппликация, лепка, танцы, музыка, пение. В это время проявляется замысел его способностей и претворение в жизнь, в деятельность, умение сочетать и комбинировать свои знания, впечатления, эмоции и передачи их в изображаемых образах.

Аппликация широко используется в творческой деятельности детей, практически, в любом возрасте. Этот вид отлично подходит для гармоничного и всестороннего развития ребенка. Аппликация оказывает положительное влияние на такие процессы детского развития, как:

– Формирование художественных и графических навыков;

– Стимуляция развития творческих способностей и воображения;

– Развитие художественного вкуса;

– Сенсорная стимуляция;

– Развитие мелкой моторики.

Уже начиная с возраста 2–3 лет, можно начинать приобщать ребенка к аппликации. Это возраст, когда ребенок стремится сделать все, к чему его привлекают, они активны и с радостью участвуют в различных действиях, творческих занятий. Для этого периода ребенок вполне может сам осознавать (с учетом помощи и поддержки взрослого, педагога) следующие качества: осознавать знания о материалах, необходимых для занятия аппликацией: клей, кисть, бумага и т. п.

Проявлять интерес к занятиям с бумагой;

Проявлять активную реакцию на предложение педагога или взрослого принять участие в создании аппликации;

Проявлять стремление самостоятельно осуществлять действия по созданию поделки. Испытывать радость и положительные эмоции от созданного изображения.

Дошкольники вполне могут выполнять аппликации различных параметров: полуобъемные, мозаичные. В этом им помогает, помимо практических навыков выполнения аппликаций, элементарные знания явлений окружающего мира. Эти работы могут содержать элементы цветов, фруктов, веточек, листочков и т. п. Как правило, аппликация предполагает использование цветной бумаги различной фактуры. Так же в работе с детьми можно использовать неструктурированный материал — это все сыпучее, т. е., крупы, макароны и т. д. Можно выкладывать расписные тарелочки. Лучше брат плотный картон придать ему форму круга и предлагать ребенку создавать там свои шедевры, узоры из разноцветных круп, риса, гречки. Такой вид аппликации очень нравится детям. Неструктурированный материал помогает детям расслабиться и высвободить накопившийся гнев. Сделанная ребенком такая работа порадует не только его, но и взрослого. А значит, ребенок получит похвалу, восхищение, много позитивных эмоций, что мотивирует его на дальнейший интерес и занятия аппликацией.

Взрослея, ребенок не перестает испытывать эмоции и желание заниматься этим видом деятельности. Старшие дошкольники овладевают многими практическими навыками. Все эти навыки в дальнейшем будут полезны для выполнения самых разнообразных работ, умственных нагрузок, наблюдений, рассуждений, обучения по различным предметным направлениям. В любом случае, занятие аппликацией подразумевает знакомство с предметами, требует от ребенка усвоения знаний об их свойствах, качестве, форме, величине, положении в пространстве. Детям необходимо учиться сравнивать предметы, называть их формы, видеть сходства и различия. Работа с бумагой при аппликации развивает у детей сенсорное восприятие: развертывание, разрезание, обрывание, складывание, сгибание, наклеивание и т. д. В своих работах дети чаще всего отображают то, что видели в окружающем мире. Хотя их работы очень просты, педагогу необходимо вызывать интерес и доброжелательное отношение к своему творчеству: «Как красиво украшена твоя тарелка, она стала праздничной, нарядной». Прежде чем приступить к творчеству педагог учит детей обследовать его форму, помогает передать строение, характерные детали. Если дети украшают игрушки, занятие должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес к образу.

Можно предложить детям коллективные работы, которые требуют совместных усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий. Педагог выступает в роли организатора, постепенно приучая детей к этим видам работ: вместе наклеить или нарисовать, например, птички, которые собираются вокруг мамы- птички и т. д. Иногда, педагог ставит задачу передать какой-либо образ. Используя разные способы творческой деятельности. Чтобы украсить кукле платье, можно нарисовать узор или наклеить готовые красочные формы. Занятие такого типа подводит детей к комплексному на котором происходит сочетание разных видов изобразительной деятельности (рисования, аппликации, лепки, музыки, художественного слова.) К комплексному занятию должна предшествовать предварительная работа: беседа, чтение сказки, разучивание стихов, потешек, прослушивание музыкальных произведений, движений под музыку. В самостоятельной деятельности дети могут изображать различные предметы, явления. Их работы часто декоративны по цвету, из готовых силуэтов они сами составляют узор. Используя разнообразные методы у детей формируется интерес к творческим занятиям и направленность на развитие самостоятельности.

Исходя из всего сказанного, я сделала вывод, что использование арт терапевтических технологий в аппликации позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального развития ребенка.

Литература:

  1. М. В. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми. — Спб. Речь 2006. — 160с.
  2. Выготский Л. С. Психология творчества — М., 2000.
  3. Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008.
  4. Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. (сост. е.П.Климова) — Волгорад: Учитель, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, творческая деятельность, аппликация, занятие, занятие аппликацией, работа, вид деятельности, дошкольный возраст, использование арт, неструктурированный материал.


Похожие статьи

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Похожие статьи

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование нейропсихологических технологий для коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Задать вопрос