Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды. В свете современных исследований и археологических открытий, изучение основных видов орнамента в Золотой Орде помогает раскрыть разнообразие художественных традиций и влияний, которые сформировали культурную ландшафт этого периода. Орнамент как явление культуры обладает не только эстетическим, но и символическим значением, отражая мировоззрение, верования, и идентичность народов. Исследование основных видов орнамента в Золотой Орде имеет множество практических и теоретических применений. В контексте археологических раскопок и анализа артефактов, такое исследование помогает уточнить датировку и происхождение предметов, а также понять их функциональное и социокультурное значение. Кроме того, изучение орнамента в Золотой Орде имеет значение для развития искусства, дизайна и ремесел, поскольку многие элементы орнамента этого периода могут стать вдохновением для современных художников и дизайнеров. Объект исследования — искусство Золотой Орды. Предмет исследования — орнамент в декоративно-прикладном искусстве Золотой Орды.
Ключевые слова: Золотая Орда, орнамент, искусство, декоративно-прикладное искусство, культура.
Эпоха расцвета мусульманской культуры и искусства в Восточной Европе приходится на золотую эру одной из наиболее выдающихся империй — Золотую Орду. В это время ислам становится духовным и идеологическим опорным пунктом для единого тюрко-татарского населения этого государства. Золотая Орда вырастила цивилизацию, которая влилась в общую исламскую культуру, а ее культурные произведения, соблюдая основные характеристики стиля, стали частью мусульманского наследия. Богатое культурное взаимодействие среди мусульманских общин, коллективное творчество в дворцах правителей, где художники из различных уголков исламского мира встречались и вдохновляли друг друга, а также активные торговые связи — все это сыграло ключевую роль в распространении идей и методов в ремеслах и искусстве. Независимо от местоположения или исторического времени, множество общих художественных идей, типичных форм и мотивов искусства нашли свое отражение. Золотая Орда стала ярким примером этого явления. Важно отметить, что ее искусство эволюционировало в многонациональной культурной среде, под влиянием предпочтений влиятельной кочевой верхушки общества.
Искусство каждого региона исламского мира тесно переплеталось с местными традициями. Например, на Западе исламского мира выделилось уникальное мавританское искусство, в то время как в Малой Азии XI-XII веков процветало сельджукское искусство. В Египте и Сирии XIII-XV веков расцветало искусство мамлюков. После монгольских завоеваний в XIII веке мотивы и формы центрально-восточно-азиатского искусства распространились в искусстве Ильханов на территории Ирана и Азербайджана, в то время как на северной окраине исламского мира, в Поволжье и Приуралье, формировалось тюрко-татарское искусство Золотой Орды. Однако различия, которые проявлялись в искусстве различных регионов и провинций исламского мира, существовали в контексте общей художественной и эстетической системы 1.
Сравнительное изучение культуры различных регионов и улусов Золотой Орды, таких как Волжская Булгария, Крым, Хорезм и нижневолжские степи, позволяет раскрыть как общеимперские черты в искусстве, так и уникальные региональные и локальные традиции. Сформировался специфический художественный язык, который пронизывал характерные формы изделий, технические приемы, композиции декоративных элементов и орнаментов, а также стили, объединявшие всех жителей провинций.
Монголы, татары и кипчаки составляли значительную часть кочевого и полукочевого населения, сосредоточенного вокруг ремесленных городов в нижневолжских степях, таких как Сарай Бату и Сарай ал Джадид, которые стали эпицентрами золотоордынской культуры. В регионах, таких как Волжская Булгария, Крым и Хорезм, местные культурные традиции соединились с золотоордынской имперской культурой, породив региональные варианты с собственной художественной спецификой.
В ранний период истории Золотой Орды в искусстве прослеживается влияние восточноазиатских традиций. В конце XIII — начале XIV веков эти влияния, укоренившиеся в кочевых степях, начали переплетаться с мусульманским искусством, которое процветало в городских центрах империи, таких как Булгара, Старый и Новый Сарай, Солхат и Хорезм. Благодаря таким центрам, как Волжская Булгария и Хорезм, ислам, принятый в Золотой Орде как государственная религия, стал определяющим фактором, а вскоре вся художественная культура стала отражением его эстетических принципов 2.
В развитии культуры, архитектуры и ремесел Золотой Орды значительную роль сыграли булгарские и хорезмийские мастера, которые привнесли в имперское искусство ордынской эпохи самые передовые достижения средневековой мусульманской культуры. Их влияние простиралось на все аспекты городской жизни, сливая в себе вкусы как городского населения, так и кочевых общин. Этот синтез явственно проявляется в городских мастерских, где имперская эстетика переплетается с предпочтениями кочевой знати, выступая воплощением художественных идеалов эпохи.
Искусство Золотой Орды, возрожденное под влиянием художественных принципов мусульманской культуры, достигло новых высот развития. Значительные успехи были достигнуты в архитектуре, декоративном искусстве, изготовлении малых каменных памятников, а также в ювелирном деле, художественной обработке металла и керамике.
Города Золотой Орды и их мастерские служили центрами изготовления роскошных украшений, предметов конного снаряжения, оружия и бытовых предметов для кочевой знати. Многие из этих изделий создавались по утвержденным образцам, ставшим классическими для эпохи. Особенно это касается ювелирного искусства и художественной обработки металла, где преобладает декоративный стиль, с орнаментами, вдохновленными природой, и особенно цветочными мотивами.
Живые политические, торговые и культурные связи с мусульманскими странами, такими как Сельджукская Малая Азия, мамлюкский Египет и Сирия, а также Иран, способствовали проникновению характерных художественных элементов из их искусства и архитектуры. Влияние малоазиатского искусства, в особенности тюркских сельджуков, передавалось через Крым, а искусства Средней Азии — через Хорезм и Хиву 3.
Это взаимодействие отчетливо проявляется в архитектуре сохранившихся зданий в Болгаре, Солхате, КыркЕр (Чуфут-Кала), Эски-Юрте (Бахчисарае), Ургенче и других городах Золотой Орды. В свою очередь, черты тюрко-татарской культуры Орды находят отражение в искусстве мамлюкского Египта. Археологические находки, такие как египетские ткани, вышивки, ювелирные изделия, монеты и другие предметы, а также элементы египетской архитектуры, встречающиеся в булгарских и крымских сооружениях, служат свидетельством этих культурных взаимосвязей.
Города Поволжья Золотой Орды выделялись обилием монументальных сооружений, отличавшихся разнообразием использованных строительных материалов, архитектурных форм и декоративных приемов. В булгаро-татарской архитектуре, которую можно изучить по сохранившимся каменным строениям Болгара — столицы Волжской Булгарии и первой столицы Золотой Орды, известной как «золотой трон» ханов Джучи, проявляются характерные черты золотоордынского мусульманского искусства.
Уникальные памятники каменного зодчества XIII–XIV веков раскрывают перед нами принципы декора и объемно-пространственных решений, характерных для мусульманской архитектуры. Они отражают принципы «восточного классицизма» с их центрическими композициями и геометрическим принципом в организации архитектурных форм. Архитектурно-конструктивные особенности булгарских зданий, такие как купола, своды, шатровые конструкции, полусферические и пирамидальные тромпы, арки на колоннах и другие, также привлекают внимание 4.
В экстерьерах преобладает использование гладкотесаного камня с забутовкой и облицовкой наружных стен, четко и ритмично подогнанных в рисунке швов кладки, а также орнаментальная резьба, акцентирующая формы архитектуры: бордюры арок, обрамления оконных и дверных проемов, порталы, ниши и т. д.
В золотоордынский период приходят значительные изменения в художественном языке, отражающие общие закономерности в развитии мусульманского искусства. Они проявляются в утвердившихся канонах изобразительности, пропагандируя принцип орнаментальности и условную декоративность. Хотя у степных кочевников сохраняются изобразительные традиции доисламской культуры, в XIV–XV веках они уступают место цветочно-растительному, геометрическому узору, в котором органично вписывается вязь арабских надписей.
В произведениях прикладного искусства художественность определяется не столько точным воспроизведением реальности, сколько ее творческим переосмыслением через условные образы. В этом контексте «цветочный стиль» становится широко распространенным орнаментальным приемом. Исторически для булгарского орнамента характерно пристрастие к геометрическим композициям, включая симметричные и центральные структуры, а также к использованию геометризированного куфи уже в период до монгольского влияния. В результате этого процесса, аналогично тенденциям в искусстве Востока, возникают арабесковые мотивы и распространяется эпиграфический орнамент 5.
Литература:
- Ракушин А. И. Кочевые улусы Золотой Орды» (по материалам курганных могильников Нижнего Поволжья XIII–XV вв.) // Археология Восточно-Европейской степи. 2006. С. 225.
- Баллод Ф. Культура Золотой Орды // Новый Восток. М., 1924. С. 340.
- Валеева Д. К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII-XV вв.). Казань, 2003. С. 31.
- Крамаровский М. Г. Золото Чингисидов: джучидская сокровищница // Сокровища Золотой Орды. СПб, 2000. С. 14.
- Плетнева C. А. Кочевники средневековья. Поиски исторических закономерностей. М., 1982. С. 24.