В статье исследуются выпуски почтовых марок Китая с изображением персонажей известных мультфильмов. Отражение анимация в Китае на почтовых марках. Анимация как социокультурный феномен. В статье представлена хронология выпусков почтовых марок Китая с 2013–2023 годы. Проведен анализ визуальных источников.
Ключевые слова: почтовая марка, филателия, анимация (мультипликация), почтовая марка как образовательное средство, история анимации в Китае.
Введение. Сегодня многие исследователи во всем мире констатируют, что анимационный бум охватил весь мир. М. В. Ромашова вслед за Сальниковой Е. утверждает, что «анимация перестала быть просто искусством, она стала частью визуальной культуры и дизайна, ограничено вписалась в телевизионную рекламу и шоу, прочно осела в Интернете и на специализированных анимационных каналах, в игрушках и играх» [3, с.12].
Вей Вэньцзын считает, что «50–70-е гг. XX в. стали «золотым веком» в истории китайских детских мультипликационных фильмов. В то время их создание отличалось присутствием в картинах характерной атмосферы традиционной китайской культуры» [1, с.12]. По его мнению, одним из источников для создания детских мультфильмов является китайская народная культура [1, с.12].
Хуан Ичэн констатирует, что «исследователи китайского кинематографа считают, что начало китайской анимации было положено в 1960–1980-е гг. В этот период были созданы такие произведения, как «Головастики ищут маму», «Нэчжа побеждает Царя драконов», «Три монаха»» и др. [6, с.238]. Говоря о сегодняшнем дне, Хуан Ичэн подчеркивает, что «в последние годы на сюжеты китайской классики созданы такие анимации, как «Да Хуфа», «Хорошего дня», «Белая змея», «Нэчжа»» [6, с.239]. Сегодня современные анимационные произведения Китая по спецэффектам не уступают зарубежным.
М. В. Ромашова вслед за М. Аромшатм утверждает, что, «говоря об историко-культурном, социальном контексте развития анимации, не стоит забывать, что мультипликация — это прежде всего сложная система знаков, с помощью которой отражаются многомерность мира и способность ребенка овладевать различными языками культуры и способами интерпретации» [3, с.117].
Филателия в современной научной практике все чаще используются при проведении исследований на разных уровнях образования [2]. М. В. Шпагин утверждает «Филателия для детей это одна из форм активного познания окружающего, способствующая выработке мировоззрения, подготовке к взрослой жизни. Марки побуждают интерес к истории, географии иностранным языкам, воспитывают эстетически» [7, с.2]. Мы предполагаем, что первое знакомство с анимацией можно осуществлять с помощью почтовых марок.
Цель исследования. Исследовать выпуски почтовых марок Китая посвященным национальным анимационным произведениям с 2013 по 2023 год.
Задачи исследования. В хронологическом порядке составить серии почтовых марок Китая, посвященных анимации с 2013–2023 годы, составить список почтовых марок по годам. Сделать описание одной из серий (Братья Хулу).
Методы и материалы . Анализ выпуска почтовых марок. Почтовые марки КНР, Каталог почтовых марок КНР. В статье представлены почтовые марки по изучаемой теме из коллекции автора статьи Ю. В. Громова. Результаты диссертационного исследования Ху Чжиюань.
Анализ. Впроцессе исследования мы уточнили количество серий, выпущенных по заданной теме и количество марок в серии. В таблице № 1 представлены серии почтовых марок по теме анимация за период с 2013 по 2023 год.
Таблица 1
Серии почтовых марок Китая, посвященных анимации, в 2013–2023 гг.
№ |
Год |
Название серии |
Кол-во марок в серии |
1 |
2013 |
Головастики ищут маму |
5 |
2 |
2014 |
Король царь обезьян |
6 |
3 |
2016 |
Диснейлэнд Шанхай |
2+1блок |
4 |
2020 |
Братья Хулу (Братья Калабаши) |
6 |
5 |
2021 |
Триумф принца Нэчжи против короля драконов |
6 |
6 |
2022 |
Шериф Черный кот |
5 |
7 |
2023 |
Девятицветный олень |
5 |
Перейдем к описанию отдельной серии. Мы выбрали серию Братья Хулу, выпущенную в 2020 году.
Ху Чжиюань провела педагогическое исследование «Формирование основ поликультурной компетентности у детей дошкольного возраста средствами китайской детской литературы» [5]. Ху Чжиюань подчеркивает, что произведение о братьях Хулу является классикой детской литературы и анимации, которая отражает историю, быт национальный характер, особенности внутреннего мира психологического склада китайцев и их представлении о прекрасном [5, с.102]. В процессе работы Ху Чжиюань была разработана и апробирована программа для детей дошкольного возраста «Учим китайский язык и культуру с братьями Хулу», включающий в себя 13 модулей по основным лексическим темам» [5, с.12].
Сюжет рассказывает нам о 7 волшебных тыквах (Хулу 葫芦) — 7 братьях, которые отправились спасать своих близких от злых духов, демонов, змей и прочих порождений инфернального мира. Выбирая произведение, мы опирались на наличие особого образовательного сюжета, морально-нравственные характеристики и образы главных героев, большое разнообразие сцен с моральным и аморальным поведением, раскрытие важных шаблонов поведения, наличие особых ярко выраженных черт китайской культуры. Так, дедушка, как главный персонаж, является олицетворением мудрости, нравственности, традиционности» [4].
Братья Хулу — образцы героизма, смелости, доброты, ума и ловкости. Они противопоставляются злодеям и врагам, которые, в свою очередь, олицетворяют негативные черты и отсутствие морально-нравственных ценностей. Другой не менее значимый герой — Панголин» [4].
В таблице № 2 представлены сюжеты почтовых марок из серии Братья Хулу.
Таблица 2
Анимация братья Хулу
№ |
Год выпуска, выпуск, (номер марки в серии) |
Содержание |
1 |
2020–12 (6–1) [8, c.622] |
Братья Хулу Семицветная тыква |
2 |
2020–12 (6–2) [8, c.622] |
Тайна пещеры сновидений |
3 |
2020–12 (6–3) [8, c.622] |
Отчаянная каждая жизнь |
4 |
2020–12 (6–4) [8, c.622] |
Чудеса воды и огня |
5 |
2020–12 (6–5) [8, c.622] |
Изобретательность |
6 |
2020–12 (6–6) [8, c.622] |
Семь сыновей, соединяющих сердца |
На рисунках № № 1–6 представлены почтовые марки из серии Братья Хулу.
|
|
|
Рис.1.Почтовая марка 2020–12 (6–1) |
Рис.2. Почтовая марка 2020–12 (6–2) |
Рис.3. Почтовая марка 2020–12 (6–3) |
|
|
|
Рис.4. Почтовая марка 2020–12 (6–4) |
Рис 5. Почтовая марка 2020–12 (6–5) |
Рис. 6. Почтовая марка 2020–12 (6–6) |
На марках 13 серия мультфильмов, вырезанных из бумаги, первоначально созданная Шанхайской художественной киностудией в 1986 году. Это одно из представительных произведений второго периода расцвета китайской анимации. Является классикой анимации и транслируется до сих пор [9]. Серия марок была разработана Сун Цзянем и напечатана на Пекинской фабрике марок. В ультрафиолетовом свете каждая марка создает потрясающий эффект изображения [9].
Результаты
Всего за период с 2013–2023 год было выпущено по теме анимация 7 серий, которые включили в свой состав 35 марок и 1 почтовый блок. Почтовые марки Китая выполнены на высоком мировом художественном уровне. Исследование показало, что почтовые марки позволяют изучать историю анимации Китая и знакомить с наиболее известными произведениями.
Литература:
1. Вэй В. Детские образы в китайских мультипликационных фильмах /Вэй Вэньцзин // Барышевские чтения: материалы II Международной заочной научной конференции (Минск, 28 апреля 2022 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств; [редкол.: Е. Е. Корсакова и др.]. — Минск, 2023. — С. 12–18.
2. Громов Ю. В. Использование филателии в диссертационных исследованиях за рубежом // Научное мнение. — 2021. — № 11. — С. 130–135.
3. Ромашова М. В. От истории анимации к истории детства // Вестник Пермского университета. — 2011.- Выпуск 3(17). С.114–119.
4. Степанова Е. О., Ху Чжиюань. Аксиология современной китайской сказочной прозы на материале сказки «Братья Хулу» // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. — 2022. — № 1. — С. 54–65.
5. Ху, Чжиюань Формирование основ поликультурной компетентности у детей дошкольного возраста средствами китайской детской литературы: автореф. дис.... канд. пед. наук: 5.8.2. / Ху Чжиюань; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» — Челябинск, 2023. — 23 с.
6. Хуан Ичэн Анимация как сегмент киноиндустрии Китая / Национальные культуры в межкультурной коммуникации: материалы VII Междунар. науч.-прак. конф., Национальные культуры в межкультурной коммуникации Минск, 7–8 апр. 2022 г. / Белорус. гос. ун-т: Т. Д. Рабец (гл.ред.) и др. — Минск: БГУ, 2023. — С. 238–241.
7. Шпагин М. В. Ребенок собирает марки. — М.: Педагогика, 1983. — 200 с.
8. Рostage Stamps of the new China. YSP. Beijing Yanshan Press. 2022. 664 p.
9. Коллекция марок > Марки с хронологическим названием > Марки 2020 г. > Набор марок 2020–12 «Анимация-Братья Калабаш / 邮票收藏 > 编年邮票 > 2020年邮票 > 2020–12《动画--葫芦兄弟》套票 URL: http://www.5151sc.com/pro-21700.html (дата обращения 03.03.2024)