В статье автор исследует эффекты от ведения электронной исполнительной документации.
Ключевые слова: исполнительная документация, инженерно-техническое обеспечение, капитальное строительство, акт освидетельствования, строительный контроль, электронная исполнительная документация.
Актуальной проблемой в наше время является внедрение электронного документооборота для совершенствования ведения исполнительной документации в строительных организациях. Корректное ведение исполнительной документации обеспечивает успешную реализацию проектов строительства.
Ведение электронной исполнительной документации представляет собой создание определенной информационной базы данных о фактических показателях, интегрированную с электронным архивом исполнительной проектной и исполнительной производственной документации по соответствующему объекту строительства.
В содержании электронной исполнительной документации основой является структурированный набор данных о выполненных строительно- монтажных работах.
В базе данных по общему плану вносятся данные от всех участников проекта: генерального проектировщика, генподрядчика, служб технического надзора и т. д.
Состав и порядок ведения исполнительной документации регулируется п. 2 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» [2].
В строительстве исполнительная документация является важной частью процесса реализации. Комплект исполнительной документации представляет собой текстовые и графические материалы, подтверждающие факт выполнения строительно-монтажных работ организацией-подрядчиком в соответствии с проектной и нормативно-технической документации [1].
Перечень документов, относящихся к исполнительной документации, может варьироваться в зависимости от специфики и размеров проекта, однако обычно в неё входят следующие документы:
- Акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
- Акты разбивки осей объекта строительства на местности;
- Акты освидетельствования скрытых работ;
- Акты освидетельствования ответственных конструкций;
- Акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля;
- Основной комплект рабочих чертежей по маркам со штампом «В производство работ»;
- Исполнительные геодезические схемы, выполненные на основании рабочей документации;
- Исполнительные схемы результатов работ и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- Акты испытания технических устройств и опробования систем инженерно-технического обеспечения;
- Результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
- Документы, подтверждающие проведение контроля качества и входного контроля применяемых стройматериалов, изделий, конструкций и оборудования;
- Общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции и капремонту. [4]
При ведении исполнительной документации сталкиваются со следующими проблемами:
– финансовые затраты на бумажные материалы, печать и архивирование документов;
– заполнение повторяющейся информации;
– ошибки при составлении исполнительной документации;
– временные и материальные затраты, в связи с необходимостью передачи исполнительной документации на проверку и обратного получения для устранения замечаний и внесения корректировок. [3]
К положительным эффектам введения электронной исполнительной документации при реализации строительства можно отнести следующее параметры:
– Повышение качества ведения документации за счет правильной организации работы в цифровом формате и применении автоматических заполнений при формировании документов;
– Упрощение проверки за счет общего доступа для всех участников строительства ко всем взаимосвязанным документам и прозрачности их подписания и исправления;
– Сокращение сроков составления и проверки документации ведет к ускорению темпов освоения бюджетов подрядными организациями, за счет ее быстрой сдачи. [5]
Таким образом ведение электронной исполнительной документации позволяет существенно ускорить сроки реализации проектов капитального строительства и значительно снизить затрату трудовых, временных и материальные ресурсов.
Литература:
1. Мелин М. А. Совершенствование способов ведения исполнительной документации в строительной организации / М. А. Мелин, Н. Л. Бреус. — Текст: непосредственный // Архитектура, строительство, транспорт. — 2021. — № 1. — С. 58–63.
2. Зайнашева Ю. В., Крылова М. И., Нарежная Роль исполнительной документации при проведении строительно-технической экспертизы земляных работ. — 2018. — № 8 — С.84–88.
3. Мелин, М. А. Преимущества цифрового документооборота при подготовке и ведении исполнительной документации / М. А. Мелин, Н. Л. Бреус // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3.
4. Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 N 344/ПР Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства [Минстрой России] — 2023. — 26 с.
5. Исполнительная документация в электронном виде или в бумажном: в чем разница и как реализовать на практике. — Текст: электронный // ЦУС Академия: [сайт]. — URL: https://academy.tsus.ru/ispolnitelnaya-dokumentacziya-v-elektronnom-vide-ili-v-bumazhnom-v-chem-raznicza-i-kak-realizovat-na-praktike/ (дата обращения: 18.04.2024).