В статье рассматривается вопрос о необходимости введения нормативно-правового акта, содержащего положения о регулировании вопроса семейно-бытового насилия в Российской Федерации.
Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, жертва насилия, нормативно-правовой акт.
На сегодняшний день в Российской Федерации нет действующего нормативно-правового акта о противодействии семейно-бытовому насилию. Разработанный законопроект 28.09.2016 г. № 1183390–6 «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» [5], не вступил в юридическую силу и находится в архиве. В данном законопроекте содержится понятие: «семейно-бытовое насилие» — как умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.
В настоящее время семейно-бытовое насилие не рассматривается как отдельный состав преступления, а расследуется в соответствии с действующими нормами Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Также семейно-бытовое насилие не входит в статью 61 и 63 Уголовного кодекса Российской Федерации [3] и не может являться смягчающим и (или) отягчающим обстоятельством для назначения наказания. Также данный факт не регулируется статьями 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1].
Точные причины семейно-бытового насилия сложно определить, поскольку они зависят от множества факторов, включая культурные, социальные, экономические и психологические аспекты. Кроме того, семья может принимать различные формы по составу входящих в неё человек.
Именно поэтому важно отметить, что проблема семейно-бытового насилия требует комплексного подхода к решению. Это включает в себя не только меры по предотвращению насилия, но и поддержку жертв, создание специализированных служб помощи и изменение общественного мнения о допустимости любого вида насилия в семье.
Введение уголовного наказания за семейно-бытовое насилие позволит привлекать виновных к ответственности за свои действия и предотвращать дальнейшее проявление насилие. Стоит отметить, что это поспособствует созданию общественной осведомленности о проблеме, что играет большую роль, т. к. часто жертвы боятся говорить о своей проблеме. Жертвы насилия эмоционально зависимы от абьюзивных отношений и оправдывают поведение своих обидчиков, тем более членов семьи, в связи с чем, не обращаются в правоохранительные органы. Несмотря на это, лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию, нуждаются в оказании им медицинской помощи. Они обращаются к врачам и уверены в хранении врачебной тайны. В соответствии с пп. «а» п. 5 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2] предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий. Такое исключение из правил сохранения врачебной тайны позволяет повысить раскрываемость преступлений, а главное, понести наказание за противоправное поведение нарушителям.
Анализируя данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики [4] за 2016–2021 гг., можно сделать вывод, что общее число преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенные в отношении члена семьи снижается (рис. 1). Однако стоит отметить, к 2021 году преступность по-прежнему остается высокой и составляет 32 790 случаев, из них в отношении женщин — 24 482, что говорит об актуальности проблемы отсутствия четко установленного закона, по вопросу семейно-бытового насилия.
Рис. 1. Число преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи за 2016–2021гг.
Составлено автором по данным сайта https://rosstat.gov.ru
Рассмотрим более подробно, кто чаще всего становится жертвой семейно-бытового насилия среди членов семьи.
Рис. 2. Число потерпевших от семейно-бытовом насилия по категориям за 2016–2021 гг.
Изучая полученные данные, можно заметить, что чаще всего жертвой семейно-бытового насилия становятся женщины (рис. 2). К 2021 году число потерпевших среди женщин составляет 22 615 человек. В меньшей степени от насилия страдают сыновья и дочери.
Закон, запрещающий семейно-бытовое насилие, должен содержать следующие положения:
- Основные понятия: необходимо четко определить формы поведения, которые можно отнести к семейно-бытовому насилию.
- В законе должно быть четко прописан запрет на проявление любого вида насилия.
- Закон должен содержать положения, обеспечивающие безопасность жертвы после ее обращения в полицию.
- Закон должен требовать проведение необходимого индивидуального расследования каждого случая семейно-бытового насилия.
- В законе необходимо прописать санкции за совершение семейно-бытового насилия.
- Жертвам насилия необходимо предоставить программы реабилитации. Может быть включена как физическая, так и психологическая помощь.
- Закон может содержать положения, указывающие на необходимость просвещения населения. Информирование о семейно-бытовом насилии поможет в снижении случаев его проявления.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 01 апреля 2024 года: [принят Государственной Думой 20 декабря 2001: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 11.04.2024). — Текст: электронный
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон № 323-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 01 апреля 2024: [принят Государственной Думой 01 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 09 ноября 2011 года]. — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.04.2024). — Текст: электронный
- Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 01 апреля 2024 года: [принят Государственной Думой 24 мая 1996: одобрен Советом Федерации 05 июня 1996]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 11.04.2024). — Текст: электронный
- Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 13.04.2024). — Текст: электронный
- О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации: законопроект № 1183390–6 от 28 сентября 2016 года. — URL: http://council.gov.ru/media/files/rDb1bpYASUAxolgmPXEfKLUIq7JAARUS.pdf (дата обращения: 13.04.2024). — Текст: электронный