В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным набором психологических особенностей.
Ключевые слова: старшеклассники, буллинг, жертва, агрессор, психологические особенности.
Проблема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной, это непростая для обсуждения и исследования тема, так как практически каждый человек в своей жизни, так или иначе, сталкивался с ситуациями травли, или же, наоборот, с буллингом связаны переживания страха, вины, стыда и т. д., но эти переживания, как правило, мало обсуждаются. Несмотря на то, что в последнее время явление буллинга все больше исследуется психологами и социологами, положительных тенденций в решении этой проблемы не наблюдается. Мы выбрали эту тему, потому что считаем, что травля в школах недопустима и может очень сильно навредить психике подростка.
Цель — выявить психологические особенности старшеклассников-жертв буллинга и старшеклассников-агрессоров.
Гипотеза исследования заключается в том, что буллинг среди старшеклассников характеризуется следующим:
— жертвы буллинга имеют повышенный уровень тревожности и испытывают трудности социально-психологической адаптации;
— буллинг осуществляют старшеклассники в целях повышения своей самооценки и выражения агрессивности.
Перейдем к результатам диагностики.
Методика «Шкала тревоги Спилберга-Ханина» показала, что для подростков-жертв буллинга характерен средний уровень личностной и ситуативной тревожности, т. е. состояние тревоги у них возникает не только в отдельных стрессовых ситуациях, но и присутствует как личностная характеристика (рис. 1).
Рис. 1. Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-жертв буллинга
Тревожность как психологическая особенность жертв буллинга из-за частого ее переживания в отдельных стрессовых ситуациях переросла в личностную характеристику. Для них характерна склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, что может привести к невротическим конфликтам, эмоциональным и невротическим срывам и психосоматическим заболеваниям.
Подростки-агрессоры характеризуются низким уровнем личностной тревожности и средним уровнем ситуативной тревожности, т. е. состояние тревоги у них возникает только в отдельных стрессовых ситуациях, а на личностном уровне они, как правило, испытывают спокойствие (рис. 2).
Рис. 2. Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-агрессоров
Тревожность как психологическая особенность агрессоров буллинга проявляется только в отдельных стрессовых ситуациях и не является личностной характеристикой как таковой.
Методика «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» показала, что для подростков-жертв буллинга характерен повышенный индекс враждебности и средний индекс агрессивности. Из этого следует, что подростки этой группы редко проявляют открытую, прямую агрессию, но имеют общее враждебное, не доверительное отношение к сверстникам и другим окружающим (рис. 3).
Рис. 3. Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-жертв буллинга
Жертвы буллинга не так часто проявляют открытую агрессию по отношению к окружающим, однако имеют общее враждебное отношение к сверстникам, что выражается, прежде всего, в недоверчивости к ним.
У подростков-агрессоров отмечается средний индекс враждебности и стремящийся к повышенному индекс агрессивности. Из этого следует, что подростки этой группы склонны проявлять открытую, прямую агрессию, а также могут испытывать общее враждебное отношение к отдельным группам сверстников (рис. 4).
Рис. 4. Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-агрессоров буллинга
Агрессоры часто проявляют открытую агрессию по отношению к окружающим, однако не имеют ярко выраженного общего враждебного отношения к сверстникам.
Методика «Диагностика социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда» позволила определить, что подростки-жертвы буллинга имеют средний уровень адаптации, который выражается в избирательном отношении к другим, склонности к интроверсии, проблемах с самовосприятием, переживании эмоционального дискомфорта, а также отсутствии стремления и желания доминировать в отношениях с другими (рис. 5).
Рис. 5. Распределение старшеклассников-жертв буллинга по уровням социально-психологической адаптации
Для жертв буллинга, характерно негативное отношение к сверстникам, обвинение себя за все сложившиеся ситуации успеха и неудачи, достаточно адекватный уровень самовосприятия, испытание эмоционального дискомфорта, готовность быть ведомыми, что соответствует низкому уровню социально-психологической адаптации.
Подростки-агрессоры имеют высокий уровень адаптации, который выражается в избирательном отношении к другим, сочетании экстраверсивности и интраверсивности, адекватном самовосприятии, переживании эмоционального комфорта, а также стремлении доминировать в отношениях с другими (рис. 6).
Рис. 6. Распределение старшеклассников-агрессоров буллинга по уровням социально-психологической адаптации
Так, для старшеклассников, являющихся агрессорами буллинга, характерно выборочное отношение к сверстникам, обвинение окружающих во всех сложившихся ситуациях успеха и неудач, высокий уровень самовосприятия, испытание эмоционального комфорта и дискомфорта, стремление к доминированию, что соответствует высокому уровню социально-психологической адаптации.
Итак, результаты диагностики уровня тревожности позволили выявить, что жертвы буллинга испытывают тревожность на личностном уровне, а агрессоры только в отдельных стрессовых ситуациях. Диагностика агрессивности показала, что жертвы буллинга не проявляют открытой агрессии, но имеют общее враждебное отношение к сверстникам, в то время, как агрессоры прибегают к открытой агрессии. Диагностика социально-психологической адаптации показала, что у жертв буллинга ниже уровень адаптивности, чем у агрессоров.
Таким образом, каждый ребенок способен стать жертвой или агрессором. Поэтому педагогу важно осуществлять определенную работу, направленную на профилактику буллинга и недопущение негативных последствий.