Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 20.04.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Мурашкин, В. К. Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга / В. К. Мурашкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113234/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным набором психологических особенностей.

Ключевые слова: старшеклассники, буллинг, жертва, агрессор, психологические особенности.

Проблема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной, это непростая для обсуждения и исследования тема, так как практически каждый человек в своей жизни, так или иначе, сталкивался с ситуациями травли, или же, наоборот, с буллингом связаны переживания страха, вины, стыда и т. д., но эти переживания, как правило, мало обсуждаются. Несмотря на то, что в последнее время явление буллинга все больше исследуется психологами и социологами, положительных тенденций в решении этой проблемы не наблюдается. Мы выбрали эту тему, потому что считаем, что травля в школах недопустима и может очень сильно навредить психике подростка.

Цель — выявить психологические особенности старшеклассников-жертв буллинга и старшеклассников-агрессоров.

Гипотеза исследования заключается в том, что буллинг среди старшеклассников характеризуется следующим:

— жертвы буллинга имеют повышенный уровень тревожности и испытывают трудности социально-психологической адаптации;

— буллинг осуществляют старшеклассники в целях повышения своей самооценки и выражения агрессивности.

Перейдем к результатам диагностики.

Методика «Шкала тревоги Спилберга-Ханина» показала, что для подростков-жертв буллинга характерен средний уровень личностной и ситуативной тревожности, т. е. состояние тревоги у них возникает не только в отдельных стрессовых ситуациях, но и присутствует как личностная характеристика (рис. 1).

Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-жертв буллинга

Рис. 1. Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-жертв буллинга

Тревожность как психологическая особенность жертв буллинга из-за частого ее переживания в отдельных стрессовых ситуациях переросла в личностную характеристику. Для них характерна склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, что может привести к невротическим конфликтам, эмоциональным и невротическим срывам и психосоматическим заболеваниям.

Подростки-агрессоры характеризуются низким уровнем личностной тревожности и средним уровнем ситуативной тревожности, т. е. состояние тревоги у них возникает только в отдельных стрессовых ситуациях, а на личностном уровне они, как правило, испытывают спокойствие (рис. 2).

Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-агрессоров

Рис. 2. Уровень выраженности личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников-агрессоров

Тревожность как психологическая особенность агрессоров буллинга проявляется только в отдельных стрессовых ситуациях и не является личностной характеристикой как таковой.

Методика «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» показала, что для подростков-жертв буллинга характерен повышенный индекс враждебности и средний индекс агрессивности. Из этого следует, что подростки этой группы редко проявляют открытую, прямую агрессию, но имеют общее враждебное, не доверительное отношение к сверстникам и другим окружающим (рис. 3).

Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-жертв буллинга

Рис. 3. Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-жертв буллинга

Жертвы буллинга не так часто проявляют открытую агрессию по отношению к окружающим, однако имеют общее враждебное отношение к сверстникам, что выражается, прежде всего, в недоверчивости к ним.

У подростков-агрессоров отмечается средний индекс враждебности и стремящийся к повышенному индекс агрессивности. Из этого следует, что подростки этой группы склонны проявлять открытую, прямую агрессию, а также могут испытывать общее враждебное отношение к отдельным группам сверстников (рис. 4).

Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-агрессоров буллинга

Рис. 4. Уровень выраженности агрессивности у старшеклассников-агрессоров буллинга

Агрессоры часто проявляют открытую агрессию по отношению к окружающим, однако не имеют ярко выраженного общего враждебного отношения к сверстникам.

Методика «Диагностика социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда» позволила определить, что подростки-жертвы буллинга имеют средний уровень адаптации, который выражается в избирательном отношении к другим, склонности к интроверсии, проблемах с самовосприятием, переживании эмоционального дискомфорта, а также отсутствии стремления и желания доминировать в отношениях с другими (рис. 5).

Распределение старшеклассников-жертв буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Рис. 5. Распределение старшеклассников-жертв буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Для жертв буллинга, характерно негативное отношение к сверстникам, обвинение себя за все сложившиеся ситуации успеха и неудачи, достаточно адекватный уровень самовосприятия, испытание эмоционального дискомфорта, готовность быть ведомыми, что соответствует низкому уровню социально-психологической адаптации.

Подростки-агрессоры имеют высокий уровень адаптации, который выражается в избирательном отношении к другим, сочетании экстраверсивности и интраверсивности, адекватном самовосприятии, переживании эмоционального комфорта, а также стремлении доминировать в отношениях с другими (рис. 6).

Распределение старшеклассников-агрессоров буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Рис. 6. Распределение старшеклассников-агрессоров буллинга по уровням социально-психологической адаптации

Так, для старшеклассников, являющихся агрессорами буллинга, характерно выборочное отношение к сверстникам, обвинение окружающих во всех сложившихся ситуациях успеха и неудач, высокий уровень самовосприятия, испытание эмоционального комфорта и дискомфорта, стремление к доминированию, что соответствует высокому уровню социально-психологической адаптации.

Итак, результаты диагностики уровня тревожности позволили выявить, что жертвы буллинга испытывают тревожность на личностном уровне, а агрессоры только в отдельных стрессовых ситуациях. Диагностика агрессивности показала, что жертвы буллинга не проявляют открытой агрессии, но имеют общее враждебное отношение к сверстникам, в то время, как агрессоры прибегают к открытой агрессии. Диагностика социально-психологической адаптации показала, что у жертв буллинга ниже уровень адаптивности, чем у агрессоров.

Таким образом, каждый ребенок способен стать жертвой или агрессором. Поэтому педагогу важно осуществлять определенную работу, направленную на профилактику буллинга и недопущение негативных последствий.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, открытая агрессия, ситуативная тревожность, жертва, личностная характеристика, общее враждебное отношение, избирательное отношение, личностный уровень, прямая агрессия, эмоциональный дискомфорт.


Похожие статьи

Особенности стратегий поведения старшеклассников в ситуации кибербуллинга

В статье представлены результаты анкетирования старшеклассников. Анализ результатов исследования показал, что школьникам старших классов свойственны, прежде всего, технологические стратегии поведения в ситуации кибербуллинга, а также стратегии самоко...

Влияние психологических особенностей старшеклассников на проявление буллинга

В статье представлена характеристика психологических особенностей подростков, обучающихся в старших классах, уточнено понятие буллинга и раскрыты особенности школьного буллинга. Проведена взаимосвязь между психологическими особенностями старшеклассни...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Особенности гендерных переживаний кризиса 13 лет школьниками

В статье рассматриваются гендерные особенности кризиса 13 лет школьниками. Рассмотрены симптомы подросткового кризиса и факторы, влияющие на него.

Похожие статьи

Особенности стратегий поведения старшеклассников в ситуации кибербуллинга

В статье представлены результаты анкетирования старшеклассников. Анализ результатов исследования показал, что школьникам старших классов свойственны, прежде всего, технологические стратегии поведения в ситуации кибербуллинга, а также стратегии самоко...

Влияние психологических особенностей старшеклассников на проявление буллинга

В статье представлена характеристика психологических особенностей подростков, обучающихся в старших классах, уточнено понятие буллинга и раскрыты особенности школьного буллинга. Проведена взаимосвязь между психологическими особенностями старшеклассни...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Особенности гендерных переживаний кризиса 13 лет школьниками

В статье рассматриваются гендерные особенности кризиса 13 лет школьниками. Рассмотрены симптомы подросткового кризиса и факторы, влияющие на него.

Задать вопрос