В статье на основе изученной научной литературы выводится проблема недостаточной подготовленности оперативных сотрудников к негласному сотрудничеству, налаживанию контактов с конфидентами. Перечисляются основные нормативно-правовые акты, регулирующие конфиденциальное сотрудничество, дается обобщенное определение понятия конфидента. Из учебной литературы приводится понятие «воспитания конфиденциальных сотрудников» и разбираются его основные элементы: принципы, правила воспитания, фазы, методы, факторы, влияющие на снижение эффективности обучения конфидентов, где делается акцент на важности учета мотивов вступления в негласное сотрудничество. В конце рассматриваются основные требования к оперативным сотрудникам в части сотрудничества на негласной основе и делается предложение и создании Этического кодекса для оперативных сотрудников.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, конфидент, конфиденциальное содействие, конфиденциальное сотрудничество, негласное содействие, оперативно-розыскной орган, оперативный сотрудник, привлечение конфидентов.
Большое значение в своевременном выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений имеет институт сотрудничества лиц на конфиденциальной основе с органами, которые уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Не последнее место здесь занимает воспитание конфидентов, так как эффективность использования сотрудничества во многом зависит от того, насколько были подготовлены данные лица, уровне их правовых знаний, умения их действовать в ситуации риска, условиях конспирации, в целом от их личностных качеств и установок, отношению к правоохранительным органам. Данные обстоятельства в свою очередь очень сильно зависят от самих сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих привлечение конфидентов и руководство ими.
Рукавишников Г. А. и Шапочанский В. Н. отмечают недостаточный уровень подготовки будущих сотрудников оперативных подразделений к работе по поиску конфидентов и установлению с ними отношений содействия, проблему омоложения кадров оперативных органов и отсутствия наставничества со стороны более опытных сотрудников, низкую мотивацию у молодых сотрудников на использование помощи конфидентов для решения задач, связанных с раскрытием преступлений, «лишь 35 % из них считают работу с конфидентами одним из основных направлений совей деятельности» [7].
Они же говорят о «недостаточном уровне знаний либо незнании совсем психологии межличностного общения, слабых коммуникативных навыках — около (50 %), поверхностных теоретических знаниях основ оперативно-розыскной деятельности (20 %) у сотрудников» [7]. Такое положение вещей кажется неудивительным, так как поиск, привлечение конфидентов и последующая работа с ними — это процесс, требующий некоторых временных затрат и наличия определенных знаний в области права и психологии.
По результатам анализа научного материала в различных источниках можно сделать выводы о недостаточном уровне научных исследований в сфере обучения и воспитания конфиденциальных сотрудников и отсутствие учебных пособий по вопросам, касающимся форм и методов подбора и привлечения граждан к негласному содействию, тактическим особенностям использования конфидентов. Все это обуславливает актуальность данного исследования.
О лицах, осуществляющих конфиденциальное содействие упоминается во многих законах и подзаконных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность конкретных ведомств, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность: ст.11, ст. 17, ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, пп.34 ч.1 ст.13 федеральный закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», ст. 19 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ, ч. 1 ст. 17 и ст. 32 Федерального закона «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ, ст. 19 и ст.23 Федерального закона «О внешней разведке» от 10.01.1996 № 5-ФЗ, пп. 86, пп. 87, пп. 88, пп. 89, пп. 115 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203.
Несмотря на такое больше количество нормативных актов, регулирующих конфиденциальное содействие, ни в каком из них не содержится четкого определения понятия «лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе» или «конфидент». В отечественной правовой науке ученные дают разные авторские определения данному понятию.
В учебнике Халикова А. Н. дается следующее определение: «Лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе — это лица, оказывающие негласное содействие оперативно-розыскным органам, называются конфидентами или агентами, являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, которые на основании оперативно-розыскного законодательства были привлечены оперативно-розыскным органом для оказания ему конфиденциального содействия в решении задач оперативно-розыскной деятельности» [5]. Данный автор отождествляет понятия «агент» и «конфидент» (агент это лицо, оказывающее конфиденциальное содействие по контракту).
Борисенко В. В. и Клименко Т. С. считают, что слова «конфидент», «информатор», «осведомитель» и «агент» тождественны и дают следующее определение: «Конфиденты — это лица, передающие информацию оперативнику тайно от преступников на доверительной основе с заключением контракта или без него (сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь) [8]. Исходя из данного определения, можно заключить, что авторы считают важным в конфиденциальном сотрудничестве доверительный аспект этих отношений и сохранение в тайне всех действий.
Обобщенным определение понятия конфидента является следующим — это лицо, осуществляющие содействие оперативно-розыскным органам на негласной основе в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности по контракту или без заключения контракта в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности, борьбы с преступлениями.
Как уже говорилось выше, одним из основных элементов руководства конфиденциальными сотрудниками является воспитание негласных сотрудников и обучение их приемам негласной работы. При осуществлении руководства конфидентами оперативный сотрудник должен учитывать их личные, деловые, профессиональные качества, их положение в криминальной среде, подверженность влиянию криминальной культуре, особенности психики, возможность доступа и получения необходимой информации, возраст конфидента, его отношение к политике, религии, образовательный уровень, имущественное положение.
В учебнике по оперативно-розыскной деятельности под редакцией Кузьмина Н.А, Тузовой Л. Л., Климовой И. А. воспитание конфиденциальных сотрудников определено как «целенаправленное и систематическое воздействие на них в целях формирования личностных качеств и правил поведения, позволяющих эффективно содействовать работе оперативных подразделений» [6]. Данное определение можно взять за основу в рамках исследования, так как оперативным сотрудникам для решения задач оперативно-розыскной деятельности действительно приходится определенным образом воздействовать на конфидентов, их мировоззрение, менять их изначальные установки, мешающие сотрудничеству.
В этом же учебнике приводятся основные принципы подобного воспитания: целеустремленность, систематичность и последовательность, связь воспитания с реальной жизнью и практикой борьбы с преступностью, сочетание требовательности и принципиальности, знание и учет индивидуальных особенностей [6, с. 130]. С важностью соблюдения этих принципов при обучении конфидентов можно согласиться, ведь использование шаблонных способов обучения, отсутствие системы, специального плана обучения, учитывающего индивидуальные особенности конфидента, игнорирование современных реалий, новых научных подходов может крайне негативно сказаться на результатах сотрудничества.
Сотрудник определяет насколько оправдано использование конфидента в конкретном случае, соотношение рисков с задачами ОРД и только потом приступает к работе с ним. Считается, что процесс обучения конфидентов состоит из последовательных и взаимосвязанных фаз: 1) получения специальных теоретических знаний, имеющих отношение к их конфиденциальной деятельности (отдельные положения УК РФ, УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», права и обязанности конфидентов, способы совершения преступлений с учетом современной судебной практики; признаки поведения лиц, представляющих оперативный интерес, криминальная субкультура, словесный портрет, приемы маскировки противоправных действий, правила конспирации, способы маскировки поведения в криминальной среде); 2) выработки умений и навыков разведывательно-поисковой работы (навыки конспиративной связи с оперативным сотрудником, выявления лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам поведения, следам противоправной деятельности, установления психологического контакта с подозреваемыми лицами с целью склонить их к отказу от преступной деятельности, создания легенды при вступлении в контакт с проверяемыми, подозреваемыми лицами, выполнения отдельных действий негласного характера (негласное наблюдение и фиксация действий подозреваемых лиц, получение образцов для сравнительного исследования, негласный осмотр) [6, с. 192].
К основным методам обучения относят: беседы в форме развернутого диалога, в ходе них конфидентам разъясняют основные теоретические моменты, правовые нормы, касающиеся содействия оперативным органам и конкретных оперативно-розыскных мероприятий, разъясняются общие вопросы негласного сотрудничества, поощрений, выявляться слабые и сильные качества конфидента; упражнения, заключающиеся в решении конфидентом конкретной задачи, составленной по материалам, отражающим реальную оперативную обстановку, оценке правильности выбираемой им линии поведения, разборке предлагаемых им действий с указанием недостатков и ошибок; тренировки, (считаются наиболее эффективным методом обучения, так как в ходе нее можно выявить разведывательно-поисковые качества конфидента, его подготовленность к выполнению реальных заданий в криминальной среде, психологическую готовность к негласной работе, выявить недостатки и положительные моменты в деятельности, заключается в даче конфиденту отдельного поручения в условиях искусственно созданной обстановки) [6, с. 192].
К обстоятельствам, которые могут препятствовать эффективной деятельности конфидентов, относят правовой нигилизм конфидента, страх за свою жизнь и своих близких, личные предрассудки в отношении осуществляемой ими негласной работы (например, восприятие сотрудничества с правоохранительными органами как «стукачества»), высокая степень криминальной деформации личности, отрицательное отношение к личности конфидента со стороны самого сотрудника и его нежелание контактировать со «спецконтингентом», пренебрежительное отношение к нему [6, с. 190].
Особенности работы с конфидентом будут проявляться в зависимости от мотивов, по которым лицо начинает содействовать. Одни из мотивов влекут долгое качественное, приносящие результаты сотрудничество и высоко оцениваются с точки зрения морали (добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга, желание принять участие в борьбе с преступностью, возможность освобождения от уголовной ответственности, условно досрочного освобождения в случае активного содействия раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба, стремление улучшить условия своего содержания в исправительном учреждении), другие же — кратковременное, влекущее раскрытие важной информации преступниками, сообщение ложной информации и в целом неприязненные отношения с правоохранительными органами (месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности к конкретному работнику правоохранительных органов; тяга к риску, материальная заинтересованность, корысть, желание нейтрализовать конкурента по бизнесу, страх (за себя, семью, окружение), стремление к власти, потребность в общении, участие в «шпионских» играх, романтизм) [5].
Дубоносов Е. С. считает наиболее нежелательным приемом мотивации использование компрометирующих материалов в отношении конфидентов. Недопустимо, чтобы «содействие было инициировано правоохранительными органами через шантаж, угрозы и провокацию, обещанием публичной огласки в СМИ, коллективе, семье личных сведений, которые могут способствовать ухудшению отношений со значимыми людьми, потере репутации или утрате социального статуса». Дубоносов справедливо отмечает, что «длительность подобного содействия, напрямую зависит от актуальности материалов и снижается по мере утраты их значимости для субъектов и рассматриваемая мотивация может приводить к дезинформации, двурушничеству, фальсификации предоставляемых материалов, которые запрещены законодательством ОРД» [9]. С ним можно согласиться, так как решение оперативных сотрудников использовать подобные методы и приемы, скорее всего, приведет к достижению обратной цели, нежели той, с которой изначально устанавливалось сотрудничество и, кроме этого, очернит авторитет правоохранительных органов перед населением.
Борисенко В. В. и Клименко Т. С. дают советы, которые могут подкрепить положительные эмоции от сотрудничества конфидента с оперативными органами: необходимо доброжелательно относиться к конфиденту, одобрять его, насколько это возможно; проявлять понимание разрешаемых проблем и выражать благодарность за проделанную работу по внедрению и добытую информацию; не показывать недовольства и пренебрежения полученной информацией и не указывать на ее противоречивость; контролировать и направлять ход событий и быть выдержанным, избегать споров, грубых выражений, быть максимально приветливым; поощрять мотивы, побуждающие оказывать помощь сыску; периодически обращаясь к конфиденту с просьбой о предоставлении уже известной сыску информации в целях проверки ее надежности, избегать вопросов, которые вызывают замешательство осведомителя или оскорбляют его чувство собственного достоинства; по завершении получения информации договариваться относительно установления последующих встреч, учитывая предпочтительное для него место и время; не вести записи во время беседы, делать их сразу после окончания встречи с изложением полученной информации и указанием лица, от которого она поступила; полученная в процессе сотрудничества информация должна проверяться, как и другие источники, выступая критерием надежности осведомителя, но он не должен знать об этом [9, с. 5]. Точное следование данным требованиям, по их мнению, будет гарантировать установление продуктивных рабочих отношений с потенциальными осведомителями, а изначальное нежелание сотрудничать с правоохранительными органами исчезнет [8].
Таким образом, можно заключить, что воспитание конфиденциальных сотрудников является необходимым элементом в осуществлении руководства над ними. Неподготовленные морально, теоретически и практически они не смогут оказать необходимое содействие, а наоборот, может помешать оперативными подразделениям в осуществили их задач. Лицам, желающим вступить в конфиденциальное сотрудничество, было бы проще знакомиться с правами и обязанностями конфидентов, если бы они были перечислены доступным языком в основном законе об оперативно-розыскной деятельности, а не только в законных, регулирующих оперативную деятельность отдельных ведомств. Также способствовало бы пониманию правового статуса конфидента законодательное закрепление его определения. Повышению авторитета оперативных работников среди населения помогло бы принятие этического кодекса оперативного сотрудника, в котором в концентрированном виде содержались бы общие нравственные основы поведения сотрудников оперативных служб при проведении ими ОРМ, в том числе и при привлечении и непосредственной работе с конфидентами. Такое решение видится верным, учитывая, что оперативно-розыскная деятельность как никакая связанна с постоянным ограничением прав граждан и при ней высоки риски превышения и злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников. Уже принят Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, но необходимы и специальные нормы, регулирующие поведение именно оперативных сотрудников, учитывая особенности их деятельности, а также осуществление строгого контроля за его соблюдением.
Литература:
- О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2011) // «Собрание законодательства РФ», 01.06.2011, пп.34 ч.1 ст.13
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 04.08.2023) Ст. 12.
- О федеральной службе безопасности: Федеральный закон 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 04.08.2023) Ст. 19.
- Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента 30.11.1995N 1203-ФЗ (ред. от 04.08.2023)
- Халиков А. Н. Оперативно-розыскная деятельность: учебник: РИОР, 2023. С.130. URL: https://znanium.ru/read?id=395641 (дата обращения: 10.12.2023).
- Кузьмин Н. А., Тузова Л. Л., Климова И. А. Оперативно-розыскная деятельность: учебник: Юнити-Дана, 2023. С.193. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=700173 (дата обращения: 10.12.2023).
- Рукавишников Г. А., Шапочанский В. Н. О некоторых аспектах подготовки сотрудников оперативных подразделений по использованию конфиденциального содействия граждан // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 1 (9). С. 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-aspektah-podgotovki-sotrudnikov-operativnyh-podrazdeleniy-po-ispolzovaniyu-konfidentsialnogo-sodeystviya-grazhdan (дата обращения: 12.12.2023).
- Борисенко В. В., Клименко Т. С. Психологические особенности работы оперативного сотрудника ОВД с конфидентами // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 12. С. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-raboty-operativnogo-sotrudnika-ovd-s-konfidentami (дата обращения: 12.12.2023).
- Дубоносов Е. С. Мотивация конфиденциального содействия лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2022.С. 43 № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-konfidentsialnogo-sodeystviya-lits-s-organami-osuschestvlyayuschimi-operativno-rozysknuyu-deyatelnost (дата обращения: 12.12.2023).