В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентность, учитель как центральная фигура в процессе образования, престиж профессии «учитель», проблема низкой оплачиваемости труда учителя, большая нагрузка и проблема бюрократии, учитель в контакте с учениками, педагогическая задача, качества учителя, роль учителя в обществе, требования к современном учителю. Определяются его понятийные характеристики.
Ключевые слова: лингвокультурный типаж, языковая личность, учитель, понятийные характеристики, публицистический медиадискурс.
Возникновению теории лингвокультурных типажей предшествовал интерес к изучению лингвокультурных концептов, к личностному аспекту языка. Этот аспект разрабатывается в течение последних десятилетий в рамках лингвоперсонологии, формирование которой предвосхитили лингвистические исследования антропоцентристской направленности, при которых идея «За каждым текстом стоит система языка» трансформировалась в исследовательскую установку «За каждым текстом стоит языковая личность».
Термин «лингвокультурный типаж» обладает большим рядом определений, что отражает большой интерес к исследуемому термину ученых, которые рассматривают его с точки зрения различных подходов. Отличительной особенностью термина «лингвокультурный типаж» является то, что он «акцентирует внимание на культурно-диагностической значимости типизируемой личности для понимания культуры и на изучение этой личности с позиций лингвистики».
Признаками лингвокультурного типажа являются: реккурентность, хрестоматийность, яркость типажа, прецендентность, типичность, символичность. Исследуемый термин понимается как: 1) совокупность признаков, которые позволяют обнаружить узнаваемый образ определённого индивидуума; 2) воплощение общих черт, которые являются характерными для социальной или этнической группы.
Лингвокультурный типаж «учитель» относится к типу социумно-прецедентных — «известных любому среднему представителю того или иного социума и входящих в коллективное когнитивное пространство» [4, с. 50] Исследованию линвгокультурного типажа «учитель» посвящен целый блок научных исканий ученых. Его рассматривают как универсальное, однако и специфическое, явление в аспекте различных, наиболее значимых характеристик (речь, внешность, сфера, досуг и др.).
Методом сплошной выборки был отобран фактический материал, в котором представлен лингвокультурный типаж «учитель». Материалом для выборки послужил публицистический медиадискурс («Парламентская газета» [6], «Vesti.ru» [2], «Известия» [3], «Коммерсант» [5], «Lenta.ru» [7], «Ведомости» [1]);
Согласно избранным примерам, было установлено, что наиболее частотно в публицистических текстах образ учителя характеризуют в таких аспектах, как:
1) педагогическая компетентность: например, «А если учитель, приходя в школу, не знает, как работать с родителями, с детьми, то мы, конечно, имеем очень большие проблемы» [6]; «И люди должны чётко понимать, что прийти с левыми корочками и стать учителем сегодня практически невозможно», — рассказала Дарья Кудрявцева» [6];
2) учитель как центральная фигура в процессе образования: например, «То есть учитель становится центральной фигурой в процессе преподавания, он сможет объяснять, что есть разные точки зрения и оценки того или иного события, на какой из них сконцентрироваться — его выбор» [6]; «А без учителя не будет качественного образования» [6];
3) престиж профессии «учитель»: например, «По мнению политика, важно хранить и развивать лучшие традиции отечественного образования, повышать престиж и социальный статус учителя» [6]; «Этим глава государства еще раз подчеркнул значимость профессии учителя, каждый день требующей полной отдачи сил, ответственности и любви к детям» [1]; «В рейтинге наименее престижных профессий оказались уборщик, продавец и кассир (13 процентов), дворник (12 процентов), учитель (4 процента)» [6];
4) проблема низкой оплачиваемости труда учителя: например, «Учитель, по его словам, работает за себя и за того парня, но не получает даже за себя» [2]; «В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей» [6]; «Ранее президент России Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что власти должны решить вопрос о зарплате для различных категорий работников, в частности, для преподавателей, поскольку ситуация, когда учитель зарабатывает как уборщица, недопустима» [6];
5) большая нагрузка и проблема бюрократии: например, «Каждый седьмой учитель, по данным ОНФ, работает на две ставки и более, сообщил Смолин» [6]; «Согласно его результатам, почти все учителя (94 процента) страдают от бюрократической нагрузки» [6];
6) учитель в контакте с учениками: например, «В лице Мигеля Кардоны в Америке будет опытный и преданный своему делу учитель государственной школы, занимающий ведущую роль в министерстве образования и гарантирующий, что каждый ученик в будущем сделает вклад в процветание экономики, что у каждого преподавателя будут необходимые ресурсы для выполнения своих задач», — подчеркнул Байден» [3]; «Специалисты считают личный контакт ученика с учителем важным элементом обучения» [3]; «У меня оказались замечательные учителя, очень, очень хорошо умеющие вытаскивать из учеников присущие им совершенно разные таланты» [1];
7) педагогическая задача: например, «Задача учителя — дать не только факты, но и научить самостоятельно оценивать события и видеть разные подходы» [6];
8) качества учителя: например, «И именно современный учитель, умный, интеллигентный, любящий детей и своё дело, может завоевать симпатии самой широкой аудитории» [6];
9) роль учителя в обществе: например, «По словам спикера, в жизни каждого человека учитель играет огромную роль, помогает получить новые знания, открывать новые горизонты, познавать окружающий мир» [6];
10) требования к современном учителю: например, «И именно современный учитель, умный, интеллигентный, любящий детей и своё дело, может завоевать симпатии самой широкой аудитории» [6]; «Как я уже сказала, современный учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и любить детей, уметь их выслушать, проявить чуткость» [6].
Менее частотными аспектами, в рамках которых рассматривается образ учителя в исследуемых текстах, являются: становление «будущего» учителя, свобода выбора учителем, разносторонняя личность учителя, профессия учителя в общем перечне профессий, амбиции учителя, взаимодействие учителя с коллегами, помощь учителя государством и др.
Был установлен перечень понятийных характеристик исследуемого в настоящей дипломной работе типажа в рамках публицистического интернет-текста. Так, учитель:
1) современный, умный, интеллигентный человек;
2) работающий с детьми (и родителями);
3) имеющий невысокий размер оплаты труда;
4) работающий в режиме, превышающим норму рабочего времени;
5) обладающий педагогической компетентностью и компетенциями в других областях знаний;
6) способствующий получению новых знаний и открытий учащихся;
7) любящий детей и свою работу;
8) обладающий творческой и педагогической свободой; педагогическим талантом и энтузиазмом;
9) амбициозный, стремящийся получить высшую категорию;
10) являющийся центральной фигурой процесса образования;
11) направляющий на самостоятельный поиск решения и самостоятельный поиск оценки событий учащимися;
12) имеющий непрестижную, но крайне значимую профессию;
13) умеющий обмениваться опытом с педагогическим коллективом и другими коллегами;
14) направляющий свою деятельность на воспитание личности и характера учащихся.
Публицистические интернет-тексты не описывают учителя внешне, не дают ему оценку, а характеризуют значимые аспекты в рамках педагогической науки, одной из ключевых фигур которой является учитель, и взаимодействия между учителем и учеником, учителем и коллегами, учителем и государством и др. В таких текстах складывается не столько обобщенный образ учителя, сколько две стороны личности учителя: реальная и идеальная.
Литература:
- Ведомости: ведущее деловое издание России: [сайт]. — Москва. — URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 29.03.2024).
- Вести.ру: интернет-СМИ: [сайт]. — Москва. — URL: https://www.vesti.ru (дата обращения: 29.03.2024).
- Известия: периодическое издание: [сайт]. — Москва. — URL: https://iz.ru (дата обращения: 29.03.2024).
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 312 с.
- Коммерсантъ: Последние новости России и мира: [сайт]. — Москва. — URL: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 29.03.2024).
- Парламентская газета // Издание Федерального Собрания Российской Федерации [сайт]. — Москва. — URL: https://www.pnp.ru (дата обращения: 29.03.2024).
- Lenta: печатный журнал: [сайт]. — Москва. — URL: https://lenta.ru (дата обращения: 29.03.2024).