Формирование фонематических процессов у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 21.04.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Зиновьева, В. С. Формирование фонематических процессов у младших школьников / В. С. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113262/ (дата обращения: 15.11.2024).



Рассмотрим, почему так важно формирование фонематических процессов у младших школьников и почему это является первостепенным условием для освоения школьной программы. Занимаясь развитием речи у детей, Бородич А. М. в своей методической работе отмечает: «Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями». [4, с. 24]

Ребёнок идет в первый класс — это одно из самых ярких и важных событий в жизни школьника. Это период, когда у него появляется ответственность, самостоятельность, новая внутренняя позиция, новая стадия осознания своего места в системе общественных отношений. Это период наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способностей к запоминанию и воспроизведению.

Начиная учёбу в школе, неожиданно выясняется, что ребёнку сложно справиться с программным материалом, где он встречается с большими трудностями. Что же делать? В чем причина неудач и неумения? Готовность ребёнка к основным навыкам усвоения письма и чтения напрямую связана c определёнными умениями: для того, чтобы записать слово необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой на письме. Распознавать звуки — это условие, без которого невозможно совершенствование слуховой памяти и внимания.

Если в дошкольном возрасте не закончился процесс произносительной дифференциации, то эту проблему необходимо устранить как можно быстрее для нормального обучения в школе. Тут и приходит на помощь учитель-логопед. Логопед Ткаченко Т. А. так излагает свое видение этой задачи: «Несмотря на важность работы по формированию фонематического восприятия в общей системе коррекционного воздействия, в любом индивидуальном логопедическом занятии это лишь часть работы. Наряду с указанной задачей, в логопедическом занятии, с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка, присутствуют также: коррекция произношения (вызывание, автоматизация или дифференциация звуков речи), работа над лексико-грамматическими представлениями и развитием связной речи и т. п». [2, с. 5].

Формирование фонетического развития — это залог эффективного и результативного обучения ребёнка и усвоения им грамматики, словаря, чтения, письма. Мы знаем из накопленного опыта, что вовремя начатая профессиональная работа логопеда принесёт не только определенный успех в учебе, но и поможет школьнику обрести уверенность в своих силах. С другой стороны, отставание в фонетическом развитии повлечёт за собой трудности и препятствия в учёбе, а это создаст ещё и неблагоприятный психологический фон пребывания в школе.

Из вышесказанного становится понятно, почему формирование фонематических процессов так актуально и важно в наши дни. Наш современный мир… Время технического прогресса… Всё меняется, развивается и быстро стремится вперёд. В это самое время растёт количество детей с логопедическими нарушениями. Детей, которым трудно освоить свой родной язык. Детей, которые испытывают определённые трудности в проведении звукового анализа слова, классификации звуков во время обучения. Это значит им очень сложно научиться писать и читать.

Разговаривая на такую важную тему нельзя не вспомнить выдающегося педагога, основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского. В своих трудах Ушинский писал: «Только уже тогда, когда чтение и письмо превратились для ребенка в механизм и в привычку, в бессознательный рефлекс, только тогда освобождающиеся мало–помалу силы сознания и воли дитяти могут быть употреблены на приобретение новых, высших знаний и навыков» [1, с. 386]. Ушинский уделял большое внимание вопросам грамоты, письма, чтения. Он понимал, что всестороннее развитие ребёнка требует больших усилий и профессионализма и необходимо оно не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Дляформирования фонематических процессов у младших школьников используются современные методы обучения, разработанные учеными и рассчитанные на своевременное предотвращение появления новоявленных проблем с речью (недоразвитие грамматическое, речевое и др.). Также есть большой риск того, что у школьников без своевременной профессиональной коррекции могут возникнуть такие расстройства, как дисграфия (сложность овладения письменной речью) и дислексия (проблемы с чтением). Случившееся, в свою очередь, накладывает определенный психологический отпечаток не только на учёбу ребёнка, его состояние, но и на жизнь его родителей.

Фонематические процессы… Что же это такое? Повторять снова и снова, как это важно в жизни наших детей, нет смысла. Об этом пишут, говорят и занимаются этой проблемой уже долгие годы многие ученые, психологи, педагоги и т. д.

Поговорим об этом подробнее. Все процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие и другие) — это процессы, которые формируют у детей восприятие на слух определённых фонем и их звуковые образы, вычленение конкретных фонем, а также собирание частей в целое (мысленно). Все это колоссальная и трудоёмкая работа учителя-логопеда.

Начнём с главного. Фонематический слух — это фундамент для повышения уровня развития ребёнка, для усвоения им школьной программы. Фонематический слух важен для освоения звуковой стороны языка. Его развитие влияет на речь, письмо и чтение. Для достижения результата работа учителя–логопеда должна проводиться регулярно, методично и целенаправленно. Методы, средства, нагрузки и задания должны зависеть от оценки снижения у него фонематических процессов (уровня речевого развития, проявления недостатков в звукопроизношении). В этой связи развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия есть немаловажная и неотъемлемая часть в работе логопеда. Занятия будут более эффективны, если постараться достичь установления эмоционального контакта с ребёнком. Важно привлечь его внимание к собственной звучащей речи и речи учителя.

Для ребёнка необходимо научиться различать и узнавать фонемы. Приобретая эти навыки, он безошибочно начнет отличать одни речевые звуки от других («к–г», «з–с» и т. д.). Также, идя от простого к сложному, научится различать на слух слоги и слова («са–ся», «жи–ши» и т. д.). Благодаря профессиональной работе логопеда и его правильного, обязательно, индивидуального подхода к каждому ребенку, несомненно появятся хоть небольшие, но успехи. Для начала следует научиться чётко различать слова, затем узнавать их и, наконец, появятся уже большие успехи, когда он их начнет понимать

У ребёнка прежде всего развивается фонематический слух, затем и само говорение. Если наблюдается нарушение фонематического слуха, то ребёнок может трактовать не так, как ему сказали, а так, как он услышал. Это и есть нежелательные проявления, которые особенно ярко вырисовываются при обучении письму и чтению в школе. Становится ясно, что для успешного процесса школьного обучения актуально правильное развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Это необходимо для выработки орфографического навыка, развития речи, дикции и артикуляции ребенка, его правильного слухового восприятия.

Фонематическое восприятие… Сколько слогов в слове? Сколько звуков? Где согласный звук, а где гласный? — на эти вопросы помогает ответить фонематическое восприятие (восприятие звукового состава слова). Мы уже выяснили, что у детей рано происходит усвоение основных звуков языка. Если у ребенка не происходит чёткое восприятие звуков, то это признак недоразвития фонематического восприятия (неправильное звукопроизношение и понимание речи). Точное проговаривание звуков, верная слоговая структура слова — это основа грамматического строя языка.

К сожалению, в наше время детей с нарушением фонематического восприятия фиксируется большое количество. Поэтому логопедами рекомендовано, как можно раньше начинать работу с такими детьми, чтобы вовремя создать условия для освоения представлений о звуковом составе языка. Помощь должна быть своевременной и квалифицированной. При этом, начиная работу, важно учитывать уровень развития речи у ребёнка, степень его фонематического восприятия, чтобы он был подготовлен к усвоению письменной речи. Есть опасность, что низкий уровень может повлечь другие речевые нарушения, а это создаст дополнительные трудности. Поэтому диагностика подготовки ребёнка дает возможность найти методы и взвесить шансы правильного коррекционного воздействия, чтобы своевременно и профессионально оказать помощь. Автор учебника по логопсихологии Калягин В. А. в своём труде пишет: «Логопедическая диагностика строится от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии и соотношений между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта», и далее: «Первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты находятся в причинно-следственных отношениях, составляя сложную систему. Различная структура речевого дефекта во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия». [3]

В процессе специальных игр, заданий и упражнений дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Затем происходит работа по различению слогов и уже потом фонемы родного языка. Работая над слуховым восприятием, логопеду необходимо придерживаться соблюдения определенных навыков и поэтапности в своей программе обучения. Желательно научить ребёнка различать звуки в звучащей речи, а затем переходить к выделению звуков из состава слова. Очень помогают в работе вспомогательные средства (предметные картинки, фишки).

Попробуем разобраться, почему важно формирование фонематических представлений и от чего оно зависит. Формирование фонематических представлений напрямую зависит от уровня развития фонематического восприятия у ребёнка. Если он не может сохранить в памяти представление о звуке и не может мысленно вообразить звучание этого звука, то у него будут трудности при чтении и письме (недоразвитие фонематических представлений). Это в свою очередь ведёт к неуспеваемости в школе и ряду психологических проблем. Избежать этих проблем можно с помощью профессиональной работы учителя–логопеда и специальных коррекционных методик.

Фонематический анализ — расчленение слова на звуки, определение порядка звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам — эта сложная форма фонематического анализа, которая проявляется у детей в процессе обучения грамоте.

Фонематический синтез — процесс противоположный анализу, но тесно с ним связанный и неотделимый. Заключается он в умении соединять отдельные звуки в целое слово и, конечно, необходимо уметь узнать это слово, мысленно составленное из звуков. При коррекционной работе логопед вырабатывает навыки свободной ориентировки в звуковом составе слова у ребёнка. В результате этого исчезнут трудности в овладении письмом. Напрашивается вывод: чтобы в школе усваивать чтение и письмо на должном уровне, без возникновения ненужных трудностей (большое количество ошибок), необходимо обучиться звуковому анализу и синтезу. Для этого первое, что необходимо и обязательно сделать, — это выстроить базу фонематического восприятия всех звуков своего родного языка.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза выявляется, как правило, в то время, когда ребенок придя в школу, начинает обучаться письму и чтению. При письме — это искажение в структуре слова или предложения (пропуски, перестановки, добавления букв или целых слогов). При чтении — это пропуски согласных звуков и вставки гласных между согласными при стечении, а также перестановки, пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных.

ХХ век — это расцвет развития логопедии как науки, появление новых учебников, методик, научных статей в области формирования у детей умения пользоваться средствами языка и речи. Появились два вида звукового анализа: естественный и искусственный.

Естественный звуковой анализ (фонематический слух) обслуживает устную речь, искусственный (фонематическое восприятие) — письменную. Звуковым анализом дети овладевают в ходе целенаправленного и долговременного обучения.

Работа учителей-логопедов, их практика, опыт, трудолюбие, профессионализм, терпение показало, каких успехов можно добиться при развитии фонематических процессов у детей в формировании речевой системы. Самостоятельно, даже при поддержке родителей, справиться с отставанием в грамматике и связанными с этим трудностями у ребёнка получается с трудом или совсем не получается. Логопеды используют соответствующие методики и начинают планировать работу по развитию фонематических процессов. Обучаясь чтению и письму надо научиться дифференцировать окончания, приставки, суффиксы в словах, уметь находить предлоги в предложениях и т. д. Необходимо научиться пониманию звука, слова, словосочетания, предложения, культуре звукопроизношения, также овладеть умением воспроизводить вслух звук, воссоздавать звуки слова по его буквенной модели (читать), написанием письменных букв и соединением их в слогах, словах.

Делая вывод, хочется ещё раз вспомнить замечательного педагога А. М. Бородич, внёсшую большой вклад в разработку методики обучения детей рассказыванию, в методику словарной работы, формирования грамматически правильной речи. Она оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей. Ей принадлежат слова: «Усваивая родной язык, ребёнок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника» [4, с.15]. Вот почему так важно уделять большое значение развитию и формированию фонематических процессов у младших школьников. Это фундамент для развития образованных людей, которые будут знать и любить свой родной язык, а это часть национальной культуры.

Хочу поделиться упражнениями, которыми я пользуюсь:

Фонетические карточки — составление звуковой цветовой схемы.

C:\Users\Алекс58\Documents\Логопедия\СТАТЬЯ\proba\карточки\01 card.jpg

C:\Users\Алекс58\Documents\Логопедия\СТАТЬЯ\proba\карточки\02 card.jpg

C:\Users\Алекс58\Documents\Логопедия\СТАТЬЯ\proba\карточки\03 card.jpg

C:\Users\Алекс58\Documents\Логопедия\СТАТЬЯ\proba\карточки\04 card.jpg

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

  1. Ученик записывает заданное учителем-логопедом слово, делит слово на слоги, ставит ударение, отмечает слоги слияния и составляет звуковую цветовую схему (рис. 1).
  2. Я даю звуковые цветовые схемы и несколько слов. Ученики должны найти из заданных слов, подходящие к предложенным схемам (рис. 2).
  3. Предлагаю цветовую звуковую схему, а ученики сами подбирают подходящее к ней слово (по заданной теме, например, «животные») (рис. 3).
  4. Ученик сам придумывает слово (по заданной теме, например, животные), не говоря другим ученикам, составляет цветовую звуковую схему на него, а другие ребята отгадывают задуманное слово (рис. 4).

Следующий этап проведения фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без неё. Дети должны назвать слово, определить первый, второй, третий звук, уточнить количество звуков и их порядок. Затем можно начать формировать действие фонематического анализа в умственном плане.

Применяя на своих логопедических занятиях фонетические карточки, я увидела, что дети легче и быстрее осваивают фонематический анализ. У школьников улучшились результаты в письменных работах, в частности, в слуховых словарных и текстовых диктантах.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 10. — Москва — Ленинград, Академия педагогических наук РСФСР, 1950. — 668 с.
  2. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с.
  3. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — Москва: Просвещение, 1981. — 255 с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематическое восприятие, ребенок, фонематический слух, слово, звук, родной язык, фонематический анализ, письмо, процесс, чтение.


Задать вопрос