Ключевые слова: экологические правонарушения, нарушение правил охраны, административная ответственность, административные правонарушения.
Правовое поведение принято рассматривать в следующих двух формах: в качестве правомерного, а также в качестве противоправного. Правомерным выступает такое поведение, которое соответствует всем правовым нормам, заключающееся в соблюдении лицом всех правовых предписаний. Однако при этом ошибочно правомерным считать только такое поведение, которое является прямо разрешенным (то есть перечислено и указано) в отдельных нормах права.
В качестве признака правомерного эколого-значимого поведения выступает не только соответствие поведения отдельной правовой модели, которая заложена в праве, то есть правилу поведения, но также еще и отсутствие запрета на определенное поведение, фактор не противоречивости поведения и функционирующих правил, которые нашли свое закрепление в действующих правовых нормах.
Подчеркнем, что противоправные деяния, в отличие от правомерных действий, обязательно должны быть максимально четко определены действующими на данный момент правовыми нормами. О. Л. Дубовик в этом отношении указывает, что деяние оценивается как противоправное в том случае, если это деяние являет собою не исполнение лицом юридической обязанности либо же злоупотребление правом, то есть если оно запрещено правом запрещено. Другими словами, противоправными являются исключительно те деяния, которые относятся к запрещенным государством именно под страхом наступления всех тех последствий, которые предусмотрены правовыми нормами с применением правовых санкций.
Административные правонарушения выступают в качестве наиболее распространенных среди всего объемы правонарушений, которые совершаются в сфере охраны природы. Одновременно они своей многочисленностью наносят природным ресурсам ощутимый вред. Поэтому выяснение особенностей состава и затем уже на этой основе определение самого понятия и специфики административного правонарушения в области экологии сегодня весьма актуально и значимо не и только в теоретическом (научном) плане, но также и в практическом аспектах, так как от выяснения такого рода категорий напрямую зависит решение ряда особых вопросов экологического и административного права, в числе которых можно указать квалификацию административных правонарушений в области экологии, основание административной ответственности непосредственно за экологические правонарушения, а также применение административных наказаний за совершенные правонарушения и ряд других.
В качестве объекта экологического правонарушения выступают общественно отношения в области природопользования, охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности, которые охраняются правом. Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в отдельной конкретной области экологического и административного законодательства. Так, например, в качестве непосредственного объекта незаконной охоты выступают отношения по охране, рациональному использованию, а также воспроизводству диких птиц и зверей.
В отношении объективной стороны экологического правонарушения укажем, что она являет собой противоправное деяние, которое выразилось в действии (например, это незаконная порубка и повреждение кустарников и деревьев) либо же это бездействии (например, это невыполнение правил охраны вод, недр, атмосферного воздуха).
При этом объективная сторона экологического правонарушения включает три элемента, а именно: противоправность поведения, причинение вреда либо же реальная угроза его причинения; наличие связи между противоправным поведением и нанесенным некоторого вредом. В случае отсутствия нанесения вреда отдельным природным объектам правонарушение утрачивает экологическую окраску.
В отношении противоправности поведения можно указать, что она напрямую связана с общественной опасностью, влияющей на вид ответственности (то есть, которая может быть административная, уголовная и др.). Указанные в законе общественно опасные последствия, могут вменяться лицу исключительно в случае, когда будет доказано, что они выступают в качестве следствия нарушений, которые были допущены субъектом, то есть находятся в непосредственной связи с нарушениями. Для большинства экологических правонарушений свойственным выступает то, что ответственность за них наступать может не только при наличии каких-либо вредных последствий, но также и в тех случаях, когда они пока еще не наступили, однако самим противоправным деянием создана была вполне реальная угроза их наступления, к примеру загрязнение воздуха и водоемов, распространение эпидемических и иных заразных заболеваний и др.
В отношении субъективной стороны экологического правонарушения необходимо указать, что она находит свое выражение в форме вины. В этом случае вина за совершенное экологическое правонарушение выступать может в следующих двух формах: умысла (как прямого, так и косвенного), а также неосторожности (небрежности и самонадеянности).
Субъектом экологического правонарушения выступать могут граждане (то есть это вменяемые физические лица, которые достигли конкретного возраста), а также юридические лица, в их числе иностранные граждане и организации. Отдельные экологические правонарушения могут совершаться практически при любой форме вины (например, это загрязнение окружающей среды), иные же исключительно при наличии умышленной форме вины (например, браконьерство, незаконная охота и др.), третьи экологические правонарушения могут совершаться по неосторожности (это, к примеру, нарушение в лесах правил противопожарной безопасности, а также небрежное обращение с огнем) Неуклонный рост количества административных правонарушений в экологической сфере, можно сгруппировать в следующие четыре группы:
Во-первых, это составы, которые устанавливают административную ответственность именно за нарушение установленных действующих правовых требований относительно подавляющего большинства либо же всех имеющихся объектов окружающей среды. В их число включаются следующие: нарушение законодательства об экологической экспертизе (см. ст. 8.4 КоАП РФ), сокрытие либо искажение экологической информации (см. ст. 8.5 КоАП РФ) и т. д.
Во-вторых, это составы, которые за собой влекут ответственность за нарушение правил по охране определенных, отдельных составляющих окружающей природной среды (или природных ресурсов). К такого рода составляющих относятся: нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ), порча земель (ст.8.6 КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных (ст. 8.35 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ), а также нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ), и некоторых других составов.
В-третьих, составы, которые устанавливают административную ответственность именно за нарушение установленного правового режима некоторых территорий, которым присвоен особый экологическо-правовой статус. К такого рода составам принято относить следующие: нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов как в водоохранных зонах, и прибрежных полосах водных объектов (см. ст. 8.12 КоАП РФ), нарушение правил охраны и использования природных ресурсов непосредственно на особо охраняемых природных территориях (см. ст. 8.39 КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, которые не входят в лесной фонд и др.
В-четвертых, это составы, которые за собой влекут ответственность за нарушение требований в сфере охраны окружающей среды при реализации хозяйственной либо иного рода деятельности. В число них входит: несоблюдение санитарно-эпидемиологических, а также экологических требований в процессе обращения с производственными отходами, а также потребления опасных веществ (см. ст. 8.2 КоАП РФ), нарушение действующих правил обращения с агрохимикатами и пестицидами (см. ст. 8.3 КоАП РФ), осуществление выпуска и эксплуатация механических транспортных средств, имеющих превышение установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в их выбросах или же нормативов уровня шума (см. ст. 8.23 КоАП РФ), нарушение действующих требований при проведении работ в сфере гидрометеорологии, осуществления мониторинга загрязнения окружающей природной среды, а также активных воздействий как на гидрометеорологические, так и иные геофизические процессы (согласно ст. 8.40 КоАП РФ) и т. д.).
Таким образом, административное правонарушение в целом может называться таковым исключительно при наличии соответствующих для этого элементов, а именно: объекта правонарушения, а также объективной стороны, субъективной стороны и, конечно же, субъекта ответственности.
Литература:
- Тюлин, Р. А. Проблемные вопросы административно-правового регулирования охраны окружающей среды // Государство и право. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 11 (115). — C. 54.
- Дубовик, О. Л. Административная ответственность за экологические правонарушения: предварительная оценка реформы законодательства // Экологическое право. — 2012. — № 2. — C. 11.
- Солнцев К. А. К проблеме борьбы с экологическими преступлениями / К. А. Солнцев // В сборнике: Сборник статей XLI Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 114–116.
- Гамбашидзе, И. В. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 2. — С. 88 .
- Хренова К. В. Уголовная ответственность за экологические преступления / К. В. Хренова // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — 2020. — С. 110–112.
- Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией П. И. Кононова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — С. 212–214. — URL: https://urait.ru/bcode/449149 (дата обращения: 28.01.2024)
- Хренова К. В. Уголовная ответственность за экологические преступления / К. В. Хренова // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — 2020. — С. 110–112.