Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 24.04.2024

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Авакян, О. В. Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника / О. В. Авакян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 382-383. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113251/ (дата обращения: 23.11.2024).



Чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильнее они скреплены общими целями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество. А когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье.

В. В. Путин

Согласно национальной доктрине, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года., основные цели и задачи образования тесно связаны с проблемами развития российского общества: сохранением исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Начнем с определения понятия «воспитание». В педагогическом контексте термин «воспитание» широко используется, так как под процессом воспитания понимается целенаправленное воздействие на личность человека. Таким образом, воспитание является растянутым во временном периоде процессом воздействия на личность, имеющим определенные цели [6, с. 22]. Термин «гражданин» в словаре С. И. Ожегова рассматривается как лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Следовательно, гражданин есть человек, понимающийся как часть гражданского общества определенного государства, особенностью которого является признание за ним прав и обязанностей [4, с. 116].

В соответствии с вышеизложенным, гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности ребенка с целью воспитания гражданина своего государства.

В условиях организованного воспитания и обучения происходит становление личности будущего гражданина России, его нравственных ценностей и ориентиров. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у детей дошкольников, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы чувства любви к Родине, системы ценностей и жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное гражданско-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего российского гражданина. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы заложить в детской душе любовь к родной природе, родному краю, дому и семье, к истории и культуре своей страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Одним из вариантов решения этой задачи мы видим возврат к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» — считал академик Д. С. Лихачёв и мы не можем с ним не согласиться.

Я считаю, что начинать всё надо с родителей, так как семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Важно понимать, что патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия. Ребенок не рождается добрым или злым, хорошим или плохим, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества в будущем будут у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Жизнь каждой семьи — это часть жизни огромной нашей страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением — бабушек, дедушек. Малыш непроизвольно принимает эти установки. Ведь если в семье будут любить и уважать друг друга, свою Родину, знать историю своей страны то и ребенок будет стремиться к этому.

Главное в воспитании юного гражданина — достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. Поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.

По моему мнению, ещё одним важным фактором воспитания гражданских и патриотических чувств у дошкольников является совместная со взрослым деятельность. Родители могут вместе с ребёнком записать свои воспоминания, воспоминания старших членов семьи. Составление генеалогического древа своей семьи, семейные фотографии, документы, реликвии, всё это для ребёнка очень ценно. Можно создать музей семьи, своего рода, где найдётся почётное место медалям деда и прадеда, и изумительному рукоделию прабабушки, и грамотам папы или мамы за успехи в спорте или учёбе.

Важно рассказывать своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю наших предков и нас самих, из которых они и мы вышли с честью. Познакомить своего ребенка с памятниками и достопримечательностями родного города и России, создать фотоальбомы: «Мой родной город», «Мои любимые места в городе Волжский» и посетить эти знаковые места.

Основным качественным фактором результативности воспитания гражданина и патриота в контексте дуальной системы «семья — дошкольное учреждение» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [3, с. 26].

К современным подходам взаимодействия педагогов и семьи относится отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Например, при ознакомлении с историей малой Родины, педагогами организовывается поисковая деятельность: детям предлагается расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия своего города, улицы, на которой они живут; создать музей детского сада, в котором будут представлены предметы из семейных архивов воспитанников.

От взрослых зависит, какими вырастут сегодняшние дошкольники, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее процветании. Сегодняшние дети — это будущее нашей страны, залог её будущего развития. Именно поэтому, развитие у детей нравственно-патриотическихчувств является наиболее актуальной задачей для общества.

Литература:

  1. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60–68.
  2. Доронова, Т. Н. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 8. — С. 6–9.
  3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: Сфера, 2004–112 с.
  4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой [Текст] / С. И. Ожегов. — М.: Рус. Язык, 1987. — 750 с.
  5. Федотова, С. В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах ребенка: Автореферат канд. пед. наук [Текст] / С. В. Федотова. — М., 2000. — 23 с.
  6. Харитончик, Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями [Текст] / Т. А. Харитончик. — Волгоград, «Учитель», 2011. — 194 с.
  7. Шорыгина, Т. А. Беседы о правах ребенка [Текст] / Т. А. Шорыгина. — М., 2007. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, детский сад, дошкольный возраст, история, любовь, процесс воспитания, родитель, родной край.


Похожие статьи

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Похожие статьи

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Задать вопрос