Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 27.04.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Приходченко, Е. И. Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников / Е. И. Приходченко, С. Б. Беканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113270/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства формирования творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова : уровень развития, творческие способности, проектная деятельность, обучающийся, школьник.

Проектные технологии обладают большим потенциалом для развития творческих способностей младших школьников и формирования у них навыков самостоятельной работы. Однако для успешной реализации проектов, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и потребности, а также создавать условия для активного участия каждого ученика в проектной деятельности [1].

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 31 города Енакиево».

1 этап исследования — констатирующий эксперимент, с 5 февраля 2024 по 16 февраля 2024, который позволил изучить особенности творческих способностей младших школьников;

2 этап исследования — формирующий, с 17 февраля 2024 по, 29.02.24 г., включающий разработку и апробацию программы по развитию творческих способностей у школьников посредством проектной деятельности;

В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса в количестве 25 человек.

Нами применялись следующие методики:

  1. Опросник креативности (Дж. Рензулли) [3]
  2. Тест творческого мышления (Е. Торренс) «Закончи рисунок» [4].

Проанализировав результаты Опросника креативности (Дж. Рензулли), мы выяснили, что у 54 % низкий уровень креативности, у 40 % учеников креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 6 %.

Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 1).

Степень креативности младших школьников

Рис. 1. Степень креативности младших школьников

На основании результатов исследования по методике Дж. Рензулли. было произведено разделение на две группы, с отсутствием значимых различий. Для того чтобы в этом убедиться был проведен расчет критерия Манна-Уитни.

1 — КГ — контрольная.

2 — ЭГ — экспериментальная.

Таблица 1

Степень креативности младших школьников по группам

Среднее значение

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Уровень

22,7

23,5

43

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни не выявлены значимые различия уровней креативности. Можно сделать вывод, что группы разделены верно.

Проанализировав результаты всех детей Тест творческого мышления (Е. Торренс) «Закончи рисунок», мы определили, что у 47 % детей низкий уровень творческого мышления, 6 % детей обладают высоким уровнем творческого мышления и у 47 % детей проявления творческого мышления на среднем уровне.

Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 2).

Степень творческого мышления

Рис. 2. Степень творческого мышления

Далее рассмотрим результаты по группам. Они приведены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень творческого мышления

Уровень творческого мышления

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Беглость

40

35

45

Оригинальность

39

42

48

Абстрактность названия

35

31

41

Сопротивление замыканию

38

32

43

Разработанность

30

35

48

Общий показатель

32

36

44

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни, не было выявлено значимых ни по одной из шкал.

На основе полученных данных делаем вывод о необходимости коррекции творческих способностей детей, поскольку у большинства детей они находятся на низком и среднем уровне.

Для развития творческих способностей младших школьников нами был отобран метод проектов. Нами был разработан проект «Волшебный мир сказок», который проводился на протяжении 2 мсяцев, во время дополнительных занятий.

Целью проекта мы определили развитие творческих способностей младших школьников через создание собственных сказок.

Задачи проекта:

– Познакомить детей с основами создания сказок.

– Развивать воображение, фантазию и креативность.

– Формировать навыки работы в команде.

– Воспитывать любовь к чтению и литературе.

– Этапы проекта:

– Подготовительный этап:

– Знакомство с понятием сказки и ее структурой.

– Чтение известных сказок и анализ их сюжета.

– Обсуждение любимых сказочных персонажей.

На этапе реализации проекта в экспериментальной группе разделение на группы по 3 человека. Каждая группа выбирала тему для своей сказки (некоторые из них: «Путешествие в страну чудес», «Сказка о дружбе зверей»). Дети совместно придумывали сюжет, героев и события своей сказки. Далее они провели оформление сказки в виде книги с иллюстрациями.

На заключительном этапе, дети проводили презентации сказок перед классом, проводили обсуждение сказок, провели обсуждение лучших моментов и идей.

Было проведено награждение участников проекта. После этого была проведена повторная диагностика обоих групп и сравнение их результатов.

Проанализировав результаты Опросника креативности (Дж. Рензулли), мы выяснили, что в контрольной группе у 54 % сохранился низкий уровень креативности. У 42 % учеников контрольной группы креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности осталось по-прежнему 6 %. При этом в экспериментальной группе произошло существенное изменение: у 35 % детей до сих пор наблюдается низкий уровень креативности, у 35 % учеников креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 30 %.

Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 1).

Степень креативности младших школьников

Рис. 3. Степень креативности младших школьников

Необходимо убедиться в значимости различий показателей между двумя группами, для этого был проведен расчет критерия Манна-Уитни.

Таблица 3

Степень креативности младших школьников по группам

Среднее значение

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Уровень

25,2

34,5

23

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия уровней креативности. Те же самые действия проведем по результатам методики.

Таблица 4

Уровень творческого мышления по методике «Тест творческого мышления (Е. Торренс)»

Уровень творческого мышления

КГ

ЭГ

U-критерий Манна-Уитни

Беглость

40

35

35

Оригинальность

39

42

22

Абстрактность названия

35

31

21

Сопротивление замыканию

38

32

24

Разработанность

30

35

23

Общий показатель

32

36

21

Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни, были выявлены значимые различия по шкалам: Оригинальность, Абстрактность названия, Сопротивление замыканию, Разработанность, Общий показатель.

Можно сделать вывод, что Метод проектов является эффективным при развитии творческих способностей.

Литература:

  1. Агеева, Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. В. Агеева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. — Чита: Молодой ученый, 2017. — С. 79–82.
  2. Бегиева, Б.М Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Б. М. Бегиева // Вопросы науки и образования. — 2020. — № 25 (109). — С. 16–18.
  3. Есентаева, А. Ж. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации проектной деятельности [Текст] / А. Ж. Есентаева // Инновации в образовании. — 2019. — № 2 (41). — С. 49–51.
  4. Понуркина, А. С. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / А. С. Понуркина // Евразийское Научное Объединение. — 2020. — № 4 (62). – С. 395–399
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, креативность, школьник, высокий уровень креативности, группа, нормальный уровень, Общий показатель, проектная деятельность, ребенок, уровень креативности.


Похожие статьи

Система проектов для развития творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников. Описана авторская программа с применением технологии проектного обучения как средства формирования творческих способностей младших школьников.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

К вопросу этапности внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматриваются этапы внедрения технологии «Метод проектов», а также описываются проекты, направленные на развитие читательской самостоятельности младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Похожие статьи

Система проектов для развития творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников. Описана авторская программа с применением технологии проектного обучения как средства формирования творческих способностей младших школьников.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Педагогический потенциал проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков

Статья посвящена педагогическому потенциалу проектной деятельности в формировании социальной компетенции подростков. Проанализированы характерные черты метода проектов, влияние проектных технологий на обучающихся.

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

К вопросу этапности внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматриваются этапы внедрения технологии «Метод проектов», а также описываются проекты, направленные на развитие читательской самостоятельности младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Задать вопрос