В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства формирования творческих способностей младших школьников.
Ключевые слова : уровень развития, творческие способности, проектная деятельность, обучающийся, школьник.
Проектные технологии обладают большим потенциалом для развития творческих способностей младших школьников и формирования у них навыков самостоятельной работы. Однако для успешной реализации проектов, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и потребности, а также создавать условия для активного участия каждого ученика в проектной деятельности [1].
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 31 города Енакиево».
1 этап исследования — констатирующий эксперимент, с 5 февраля 2024 по 16 февраля 2024, который позволил изучить особенности творческих способностей младших школьников;
2 этап исследования — формирующий, с 17 февраля 2024 по, 29.02.24 г., включающий разработку и апробацию программы по развитию творческих способностей у школьников посредством проектной деятельности;
В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса в количестве 25 человек.
Нами применялись следующие методики:
- Опросник креативности (Дж. Рензулли) [3]
- Тест творческого мышления (Е. Торренс) «Закончи рисунок» [4].
Проанализировав результаты Опросника креативности (Дж. Рензулли), мы выяснили, что у 54 % низкий уровень креативности, у 40 % учеников креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 6 %.
Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 1).
Рис. 1. Степень креативности младших школьников
На основании результатов исследования по методике Дж. Рензулли. было произведено разделение на две группы, с отсутствием значимых различий. Для того чтобы в этом убедиться был проведен расчет критерия Манна-Уитни.
1 — КГ — контрольная.
2 — ЭГ — экспериментальная.
Таблица 1
Степень креативности младших школьников по группам
Среднее значение |
КГ |
ЭГ |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень |
22,7 |
23,5 |
43 |
Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни не выявлены значимые различия уровней креативности. Можно сделать вывод, что группы разделены верно.
Проанализировав результаты всех детей Тест творческого мышления (Е. Торренс) «Закончи рисунок», мы определили, что у 47 % детей низкий уровень творческого мышления, 6 % детей обладают высоким уровнем творческого мышления и у 47 % детей проявления творческого мышления на среднем уровне.
Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 2).
Рис. 2. Степень творческого мышления
Далее рассмотрим результаты по группам. Они приведены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень творческого мышления
Уровень творческого мышления |
КГ |
ЭГ |
U-критерий Манна-Уитни |
Беглость |
40 |
35 |
45 |
Оригинальность |
39 |
42 |
48 |
Абстрактность названия |
35 |
31 |
41 |
Сопротивление замыканию |
38 |
32 |
43 |
Разработанность |
30 |
35 |
48 |
Общий показатель |
32 |
36 |
44 |
Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни, не было выявлено значимых ни по одной из шкал.
На основе полученных данных делаем вывод о необходимости коррекции творческих способностей детей, поскольку у большинства детей они находятся на низком и среднем уровне.
Для развития творческих способностей младших школьников нами был отобран метод проектов. Нами был разработан проект «Волшебный мир сказок», который проводился на протяжении 2 мсяцев, во время дополнительных занятий.
Целью проекта мы определили развитие творческих способностей младших школьников через создание собственных сказок.
Задачи проекта:
– Познакомить детей с основами создания сказок.
– Развивать воображение, фантазию и креативность.
– Формировать навыки работы в команде.
– Воспитывать любовь к чтению и литературе.
– Этапы проекта:
– Подготовительный этап:
– Знакомство с понятием сказки и ее структурой.
– Чтение известных сказок и анализ их сюжета.
– Обсуждение любимых сказочных персонажей.
На этапе реализации проекта в экспериментальной группе разделение на группы по 3 человека. Каждая группа выбирала тему для своей сказки (некоторые из них: «Путешествие в страну чудес», «Сказка о дружбе зверей»). Дети совместно придумывали сюжет, героев и события своей сказки. Далее они провели оформление сказки в виде книги с иллюстрациями.
На заключительном этапе, дети проводили презентации сказок перед классом, проводили обсуждение сказок, провели обсуждение лучших моментов и идей.
Было проведено награждение участников проекта. После этого была проведена повторная диагностика обоих групп и сравнение их результатов.
Проанализировав результаты Опросника креативности (Дж. Рензулли), мы выяснили, что в контрольной группе у 54 % сохранился низкий уровень креативности. У 42 % учеников контрольной группы креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности осталось по-прежнему 6 %. При этом в экспериментальной группе произошло существенное изменение: у 35 % детей до сих пор наблюдается низкий уровень креативности, у 35 % учеников креативность находится на нормальном уровне, детей с высоким уровнем креативности — 30 %.
Наглядно результаты опросника можно увидеть на рисунке (Рис. 1).
Рис. 3. Степень креативности младших школьников
Необходимо убедиться в значимости различий показателей между двумя группами, для этого был проведен расчет критерия Манна-Уитни.
Таблица 3
Степень креативности младших школьников по группам
Среднее значение |
КГ |
ЭГ |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень |
25,2 |
34,5 |
23 |
Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия уровней креативности. Те же самые действия проведем по результатам методики.
Таблица 4
Уровень творческого мышления по методике «Тест творческого мышления (Е. Торренс)»
Уровень творческого мышления |
КГ |
ЭГ |
U-критерий Манна-Уитни |
Беглость |
40 |
35 |
35 |
Оригинальность |
39 |
42 |
22 |
Абстрактность названия |
35 |
31 |
21 |
Сопротивление замыканию |
38 |
32 |
24 |
Разработанность |
30 |
35 |
23 |
Общий показатель |
32 |
36 |
21 |
Анализируя данные U-критерия Манна-Уитни, были выявлены значимые различия по шкалам: Оригинальность, Абстрактность названия, Сопротивление замыканию, Разработанность, Общий показатель.
Можно сделать вывод, что Метод проектов является эффективным при развитии творческих способностей.
Литература:
- Агеева, Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. В. Агеева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. — Чита: Молодой ученый, 2017. — С. 79–82.
- Бегиева, Б.М Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Б. М. Бегиева // Вопросы науки и образования. — 2020. — № 25 (109). — С. 16–18.
- Есентаева, А. Ж. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации проектной деятельности [Текст] / А. Ж. Есентаева // Инновации в образовании. — 2019. — № 2 (41). — С. 49–51.
- Понуркина, А. С. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / А. С. Понуркина // Евразийское Научное Объединение. — 2020. — № 4 (62). – С. 395–399