Интерес к проблеме формирования речеязыковых и двигательных процессов детей с дизартрией, обусловлен значительным ростом количества детей, которые из-за имеющихся нарушений не усваивают программу дошкольной и начальной ступеней образования. По мнению С. Н. Шаховской, И. В. Прищеповой, к изучению дизартрии необходимо подходить через реализацию междисциплинарного подхода и взаимосвязь с такими науками, как психолингвистика, специальная и возрастная психология, нейропсихология [7, с. 44].
По мнению Л. Б. Баряевой, В. И. Бельтюкова, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, О. Г. Приходько, Т. В. Тумановой с помощью данного подхода можно с различных сторон оценить уровень сформированности речевых и неречевых функций при дизартрии, выявить связи между расстройствами вербального и невербального характера [8, с. 97].
Исследователями Е. Ф. Архиповой, Г.В Бабиной, Л. В. Беляковой, Л. В. Лопатиной, Е. Н. Винарской отмечалось, что дизартрические расстройства в дошкольном или младшем школьном возрасте имеет разнообразную степень выраженности и специфические свойства проявления речевых и неречевых расстройств. В связи с этим организация комплексного подхода в процессе формирования речеязыковых и двигательных процессов у младших школьников с дизартрией остается востребованной и актуальной проблемой в логопедии [6, c. 97].
Еще в 1989 году Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова описали особенности речеязыковых и двигательных процессов у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Авторами отмечено, что они носят общий и специфический характер. При анализе речеязыковых и двигательных расстройств к общим ошибкам относятся трудности в фонетическом оформлении речевого высказывания, низкий уровень сформированности интонационных компонентов речи, сопутствующая симптоматика мышц артикуляционного аппарата и мускулатуры пальцев рук, кистей, плечевого пояса. К специфическим ошибкам — нарушения лексической системности и синтаксиса, трудности в оформлении слоговой структуры слова, недоразвитие кинестетического и кинетического праксиса органов периферического артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук [4, c. 64].
Перед учителями-логопедами стоит задача — организовать педагогические условия реализации системы работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией. В систему работы должны войти четко структурированные компоненты: диагностический, содержательный и оценочный [3, c. 18].
В диагностическом блоке производится анализ и отбор диагностических методик, позволяющих определить степень выраженности дизартрии у младших школьников. Вопросы диагностики были подняты в трудах Л. В. Лопатиной, Э. Я. Сизовой, Е. Ф. Соботович, Е. Ф. Архиповой. Анализ данных диагностических методик позволил определить перечень функций, которые необходимо изучить:
– симптоматику артикуляционного праксиса и речевых нарушений (фонематические процессы, просодическая сторона речи);
– уровень развития общей и мелкой моторики;
– уровень сформированности слоговой структуры слова, лексической системности [1, с. 69].
Выявленные особенности и их анализ и систематизация являются важной составляющей для организации и реализации системы работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией на содержательном этапе работы.
Вопросами коррекции нарушений речеязыковых и двигательных процессов детей с дизартрией занимались О. В. Правдина, О. А. Токарева, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова, Н. В. Серебрякова [2, с. 24]. Например, О. А. Токарева, Р. И. Мартынова считают необходимым в содержательный этап включить работу по формированию двигательных процессов у детей рассматриваемой категории; Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Е. Ф. Соботович — работу по формированию речевых и языковых процессов; по формированию навыков самоконтроля за оформлением речевого высказывания [5, c. 14].
Для реализации данного этапа авторы предлагают использовать различные методы: наглядный, игровой, словесный, интерактивный, предметно-практический. Так, к наглядному методу можно отнести использование средств наглядного моделирования (графические обозначения звуков, схемы, инфографика), к игровому — закрепление речеязыковых, двигательных процессов в играх различной направленности (подвижных, сюжетно-ролевых, настольных, дидактических), к словесному — сопряженное, отраженное, самостоятельное воспроизведение звуков, слогов, слов, предложений, текстов, речевой анализ ситуаций и т. п. Предметно-практический метод позволит реализовать игры, задания и упражнения подражательного, речевого, объяснительного, творческого характера, а интерактивный — самостоятельную деятельность детей при формировании рассматриваемых процессов (активно можно использовать для закрепления навыка современные компьютерные игры, «Итон-М», «Хабилект» и др.) [9, c. 58].
Оценочный компонент состоит из оценки результатов реализации системы работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов.
Таким образом, междисциплинарный и комплексный подходы позволяют структурировать и комбинировать содержание речевого, языкового и двигательного наполнения коррекционной логопедической работы, что в свою очередь способствует эффективному формированию рассматриваемых речевых и неречевых функций.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2008. — 254 с.
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ Астрель Хранитель, 2006. — 319 с.
- Баряева, Л. Б. Нарушения двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. Б. Баряева // Адаптивная физическая культура. — 2018. — № 4. — С. 18 –20.
- Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. — М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. — 141 с.
- Лалаева, Р. И. Методика психолингвистических исследований нарушений речи / Р. И. Лалаева. — СПб.: Наука-Питер, 2006. — 67 с.
- Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л. В. Лопатина // Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. — М., 2003. — С. 293–300.
- Лопатина, Л. В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций / Л. В. Лопатина // Логопедия. Методические традиции и новаторство: учебно-методическое пособие / под ред. С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. — М.: Московский психологосоциальный ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. — С. 108–112.
- Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
- Приходько, О. Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии / О. Г. Приходько // Специальное образование. — 2010. — № 4. — С. 57–79.