Педагогика как социогуманитарная наука | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Н. А. Педагогика как социогуманитарная наука / Н. А. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113272/ (дата обращения: 24.12.2024).



Статья посвящена особенностям педагогической деятельности и предназначена для преподавателей и студентов, осваивающих данную специальность.

Актуальность данного вопроса неоспорима тем, что в последнее время ведётся поиск эффективных способов преподавания.

Целью является выявление новых приёмов гуманной педагогики для более эффективного и всестороннего развития личности учащегося.

Рассмотрены примеры взаимодействия с ребёнком как со стороны педагога, так и стороны родителя.

Педагогика является особым видом социальной деятельности, которая направлена на передачу опыта и знаний от старших поколений младшим, способствует их развитию и готовит к выполнению социальных ролей в обществе.

Е. А. Климов сгруппировал профессии в пять групп по признаку предмет труда. Педагогика относится к группе «человек — человек», главное её отличие от других профессий, предметом которых является человек, заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно [2, с. 8].

Особенность педагогической деятельности — это работа с человеком, умение видеть в нём личность и преобразовывать её, взаимодействовать и общаться.

Данная профессия носит гуманистический характер: развитие личности учащегося, его творческой индивидуальности.

В настоящее время в системе образования меняется роль социально-гуманитарных наук. Раньше они были идеологически значимыми, а сейчас не являются таковыми. Следует учитывать изменение коммуникации между преподавателем и учеником. Профессия педагога носит личностный характер, знания передаются не только с помощью текста, презентаций, но и личного общения. Раньше педагог был носителем знаний, пользовался уважением, иногда и авторитарной властью над учениками. Сейчас между преподавателем и учащимся приняты демократические отношения. Однако им препятствует большой разрыв в уровне культуры, у учеников часто не хватает базовых знаний, что делает невозможным дальнейшее понимание материала и его усвоение.

Педагогическая деятельность решает множество проблем, в числе которых интеллектуальное, физическое, эстетическое, трудовое развитие личности в условиях турбулентности, подготовка к непредсказуемому будущему.

Педагогика должна формировать человека с возросшим чувством собственного достоинства, самосознания, способного к осознанному выбору, к самостоятельному поиску информации.

Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие, тем более нестандартным и творческим будет мышление ученика.

Если раньше уровень образования оценивался на основе знаний, умений и навыков, то сейчас — на основе полученных компетенций, набора определённых профессиональных и личностных качеств.

Я согласна с мнением Елены Брызгалиной, которая считает, что последнее время учащийся встречается с большим разнообразием образовательных технологий: инновационными, интерактивными [1, с. 164]. Такое разнообразие свидетельствует о новых методиках обучения. Педагогический процесс всё больше носит развлекательный характер: обучающие платформы, игры, яркие материалы, презентации. У представителей современного поколения расшатан фокус внимания, клиповое восприятие реальности: информация пришла и ушла, воспринимается поверхностно, с ней нужно соприкоснуться не менее шести раз, чтобы она перешла в долговременную память. Мне кажется, что рутинное занятие, без фейерверков, является самым продуктивным и принесёт больше пользы. Чем проще подача информации — тем лучше. У многих детей за один день несколько секций, школа. Ученик пришёл к преподавателю на индивидуальное занятие и не может сосредоточиться — тут необходимо замедлиться, ускоряемся замедляясь, будет лучше результат, если сразу не давать ему большое количество нового материала.

Воспитание будет эффективным в том случае, если оно вызывает у ребёнка позитивное восприятие того, что мы хотим у него воспитать. Если ругать учащегося во время занятий по определённому предмету, то у него за этой учебной дисциплиной закрепится негативная эмоция.

Я стараюсь воспитывать без наказаний. Многие во взрослой жизни продолжают наказывать сами себя, если их наказывали в детстве. Они сами себе мысленно говорят негативные фразы, которые им твердили родители и учителя. У детей, которые живут в чувстве вины, что-то случается: упал, ударился. Если ребёнок лжёт, он боится говорить правду, чем больше вы его наказываете, тем больше он боится наказания и продолжает обманывать. Чем больше Вы с чем-то боритесь в своей жизни, в своём ребёнке, ученике, тем дольше оно будет оставаться. Чем сильнее сила воздействия, тем сильнее сила противодействия. Не надо сильно настаивать на чём-то, не вступать в борьбу за власть, иначе ребёнок будет делать наоборот.

Терпение — самое главное качество преподавателя. Личность учителя запоминается. Вы можете сразу не заметить результатов, но когда-то это зерно, заложенное Вами, прорастёт, проявит себя в какой-то ситуации. Когда Вы не разрешаете дочке или ученице краситься в подростковом возрасте, это запрет на женственность, лучше научить как, подсказать, поддержать. Безусловно, в вопросах здоровья и безопасности нужно настоять на своём.

Родитель или учитель, который кричит — это слабая позиция.

До 12 лет у ребёнка нет силы воли, он не всегда может выполнить то, что обещал. Дети просто хотят, чтобы мы их любили прежде всего, а не воспитывали или обучали.

Стараться похвалить, когда первый раз начинает делать сам что-то, мыть полы дома, например, вытирать с доски в школе, не нужно выискивать недостатки. Хвалить, видеть даже маленькое хорошее.

В учёбе лучше несколько раз по чуть-чуть, чем один раз в неделю длительностью два часа. В репетиторстве даже час для некоторых много, лучше три раза в неделю по сорок минут. Дети боятся большого объёма заданий, сказать, что мы чуть-чуть сделаем, делить на части, выучили один кусочек, потом ещё. Им надо разрешать сделать неидеально, как получится — так морально легче! Если ребёнок маленький — присесть на уровень ребёнка. Спросить: «Ты сам сделаешь или тебе помочь?».

Каждый вечер стараться ребёнку говорить, какие у него есть пять хороших качеств, а себе — свои пять хороших качеств.

Дети делают то, что мы делаем, а не говорим. Если взрослые читают книги, то и дети будут читать.

Когда ребёнок расстроен, нужно проговаривать его чувства и желания, спросить, как это случилось.

Нужно учитывать, что отсутствие наказаний не означает вседозволенность. Нужно мягко установить границы. Маленький ребёнок рано или поздно замахнётся на кого-то, чтобы ударить. В этом случае нужно перехватить руку и объяснить, что бить никого нельзя. Своё недовольство его поступком лучше выражать я-высказываниями: «Я сильно расстроилась, когда…. Я понимаю, что тебе было обидно. Я понимаю, что ты ревнуешь, это нормально, но бить нельзя». Стараться принимать чувства ребёнка. Если это агрессия или злость, то их можно снять, подравшись подушками, побегать друг за другом вокруг дома.

На пике эмоций ни с кем договориться невозможно, нужно успокоиться сначала.

Задача учителя — помочь ребёнку полюбить учёбу, а задача родителя — найти таких учителей.

Ребёнка нельзя критиковать при посторонних. Детей нельзя сравнивать, приводить в пример дочку маминой подруги — к ней возникнет только неприязнь.

Злиться можно, плакать можно, разрешать эмоции и выход чувств.

Показать ребёнку, что нет ничего страшного в ошибках, если стараться, всё получится.

Необходимо безоценочно работать с собой, прежде всего, чтобы научиться безоценочному отношению к ребёнку, действовать из позиции уважения и любви к себе, тогда мы сможем такие же качества проявить и по отношению к своему ученику. Создавать прежде всего себе комфортные условия, способствующие продуктивной работе. Прежде всего, дать себе ресурс. Например, если речь идёт о репетиторстве онлайн, организовать себе комфортное рабочее пространство. Нужен какой-то артефакт — якорь, который включает в рабочее состояние. Для каждого этот якорь свой. Можно, например, зажигать свечу, её пламя стабилизирует нервную систему. Устанавливается связь: горит свеча — работаю онлайн, что позволяет полностью сосредоточиться на этом виде деятельности. Это может быть букет живых цветов, то, что манит человека на работу. Игра — ведущая деятельность не только у детей, но и у взрослых тоже. Организуйте себе эту игру. Переключайтесь на разные виды деятельности, узнавайте новое, меняйтесь.

Современный педагог должен ориентироваться на определённые ценности, которые помогают ему стремиться к достижению гуманистических целей образования. Под такими ценностями я понимаю социальную значимость педагогического труда, любовь к детям, творческий характер труда, решение образовательных и развивающих задач, технологии обучения, воспитания, общения.

Мне очень близки идеи гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, которая является противоположностью авторитарному воспитанию, диктату, запрету на проявление эмоций, игнорированию чувств ребёнка.

Хочу закончить статью словами Шалвы Александровича:

«Главное — не знания, умения и навыки, а отношение ребёнка к ним. Раз стал учителем — будь героем. Все равно трудишься.»

Литература:

  1. Брызгалина Е. В. Компетентностный подход и будущее социогуманитарного образования ISSN 1998–9938. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2013г. № 1 (23)
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения, — М., «Академия», 2010г.
  3. Синченко Т. Ю. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов дневного и очно-заочного отделений ЮРГИ. 2005г.
  4. Методическое мастерство учителя: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002г.
  5. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013г. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, ребенок, вид деятельности, гуманная педагогика, последнее время, преподаватель, раз, ученик.


Задать вопрос