Данная статья посвящена вопросу защиты семейных прав в Российской Федерации. В статье рассматривается вопрос установления отцовства иностранными гражданами в отношении детей с гражданством Российской Федерации с целью получения видов на жительство в России, такая разновидность договорных семейно-правовых состояний, как фиктивный брак, проанализирована судебная практика по теме исследования, а также приведены статистические данные, свидетельствующие об актуальности исследуемой проблемы, предложены меры по совершенствованию семейного и миграционного законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: семейные правоотношения, формы защиты семейных прав, способы защиты семейных прав, установление отцовства, фиктивные семейно-правовые состояния, фиктивное отцовство, иностранный гражданин, фиктивный брак, добросовестный супруг, фиктивный развод.
This article is devoted to the protection of family rights in the Russian Federation. The article examines the issue of establishing paternity by foreign citizens in relation to children with citizenship of the Russian Federation in order to obtain residence permits in Russia, such a variety of contractual family legal conditions as a fictitious marriage, analyzes judicial practice on the topic of the study, and provides statistical data indicating the relevance of the problem under study, suggests measures to improve family and the migration legislation of the Russian Federation.
Keywords: family legal relations, forms of protection of family rights, methods of protection of family rights, establishment of paternity, fictitious family legal conditions, fictitious paternity, foreign citizen, fictitious marriage, conscientious spouse, fictitious divorce.
Семейные правоотношения в той или иной степени затрагивают каждого гражданина Российской Федерации.
Ю. Ф. Беспалов определяет семейные правоотношения как взаимоотношения между родственниками, супругами и другими лицами, регулируемые семейным законодательством в сочетании с положениями гражданского и (или) административного права, а также обычаями и нормами морали, возникающие в связи с материальными и нематериальными благами.
Защита семейных прав — это набор юридических механизмов, предназначенных для восстановления или признания нарушенных семейных прав, а также для предупреждения и предотвращения их нарушений. Законодательство определяет, какие конкретно действия можно предпринять для защиты своих прав [1].
В научной юридической литературе под формой защиты семейных прав понимается установленный порядок защиты прав.
Статья 8 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает два способа защиты семейных прав: административный и судебный. Административная защита осуществляется через государственные органы, а судебная — в рамках гражданского судопроизводства. Люди вправе обращаться в суд для урегулирования конфликтов, связанных с нарушением их семейных прав и интересов. Следует помнить, что защита семейных прав должна соответствовать закону и учитывать потребности всех сторон.
В Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Судебная защита семейных прав, оговоренная в статье 8 Семейного кодекса Российской Федерации, является детализацией нормы части 1 статьи 46 Конституции.
Административная форма защиты семейных прав осуществляется путем обращения граждан в государственные органы, например, органы опеки и попечительства, прокуратуру Российской Федерации.
Анализ норм иного законодательства позволяет выделить еще одну форму защиты — самозащиту.
Самозащита семейных прав предполагает, что сторона, права которой нарушены, имеет право совершать не противоречащие закону действия по защите, восстановлению своих прав. Особенность этой формы защиты заключается в возможности самостоятельно воздействовать на нарушителя.
В соответствии со статьями 12, 14 Гражданского Кодекса Российской Федерации самозащита является одним из способов защиты гражданских прав, и допускается при условии, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Семейным законодательством возможность применения самозащиты прямо не предусмотрена, но в то же время, в статье 4 Семейного Кодекса Российской Федерации указано, что применительно к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированными семейным законодательством, применимы нормы гражданского законодательства, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
В качестве примеров применения самозащиты как формы защиты семейных прав можно привести заключение брачного договора; отказ в даче согласия одним из супругов на продажу недвижимости, которая относится к общему совместному имуществу; предоставление в органы пограничного контроля заявления о несогласии на выезд ребенка за пределы РФ, поскольку вывоз ребенка за границу может нарушить права другого родителя на участие в воспитании и общении с ребенком. Но защищая свои право на участие в воспитании ребенка родитель, прежде всего, должен исходить из интересов ребенка и учитывая его мнение, так как в части 2 статьи 7 и части 1 и 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашены принципы приоритета интересов ребенка, сохранения ему достоянного уровня жизни.
В отличие от Гражданского Кодекса Российской Федерации в Семейном Кодексе Российской Федерации отсутствует отдельная статья, в которой перечислены все способы защиты семейных прав. Законодатель ограничился только отсылочной нормой «защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом».
Одним из способов защиты права, перечисленных в статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, является признание права. Данный способ относится к универсальным частноправовым способом защиты и широко применяется в семейном праве. Примером признания права является установление отцовства. Вследствие применения этого способа защиты мать (опекун, попечитель) ребенка либо сам ребенок получают возможность требовать выплаты алиментов на содержание (воспитание) ребенка.
В соответствии со статьей 48 Семейного Кодекса Российской Федерации в случае рождения ребенка у лиц, состоящих в браке либо в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга отцом ребенка признается супруг (бывший супруг), если не доказано иное.
В случае, рождения ребенка у лиц, не состоящих в браке между собой отцовство устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка.
При отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
В настоящее время участились случаи установления отцовства иностранными гражданами в отношении детей, имеющих гражданство Российской Федерации с целью получить вид на жительство в Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 25.07.2022 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (при наличии детей, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранному гражданину выдается вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание).
Согласно статистическим данным в 2021 году было принято 170 580 решений о выдаче вида на жительство в упрощенном порядке, из них 118 090 на основании подпункта 4 части 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона. В 2022 году поэтому же основанию было выдано 167 607 видов на жительство.
При чем наибольшее количество заявлений о выдаче вида на жительство в упрощенном порядке на основании подпункта 4 части 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона поступило от граждан республики Таджикистан (в 2021 году — 34 680, в 2022 году — 84 398),
Зачастую вышеназванные лица находятся на территории Российской Федерации непродолжительное время, малознакомы с матерью ребенка, не являются биологическими отцами, не имеют намерения участвовать в воспитании и содержании детей, что безусловно противоречит правам и интересам несовершеннолетних.
Об актуальности проблемы «фиктивного отцовства» свидетельствует судебная практика Брянской, Калужской Новгородской, Самарской областей и других субъектов РФ.
Территориальные органы МВД, усматривая признаки фиктивного отцовства, обращаются в органы прокуратуры для проведения проверочных мероприятий и направления при наличии оснований материалов в суды.
Так Прокуратурой города Дятьково Брянской области при осуществлении надзора за соблюдением миграционного законодательства был выявлен факт фиктивного установления отцовства гражданином республики Узбекистан в отношении несовершеннолетнего.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что мать ребенка, видела данного гражданина только один раз — при государственной регистрации отцовства в органах записи актов гражданского состояния.
Прокурор обратился в суд с иском о признании действий по установлению отцовства ничтожными (фиктивными).
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Данное решение было оспорено, суд вышестоящей инстанции удовлетворил требования прокурора, отменил решение суда первой инстанции [8].
Прокуратурой Автозаводского района города Тольятти Самарской области было установлено, что гражданин Кыргызской Республики и гражданка Российской Федерации обратились в отдел записи актов гражданского состояния с заявлением об установлении отцовства в отношении ребенка, являющегося гражданином России.
Через неделю после получения иностранным гражданином вида жительство мать ребенка обратилась в суд с заявлением об оспаривании отцовства и исключении из актовой записи о рождении ребенка сведений об отце. Другая сторона иск полностью признала, суд удовлетворил требования заявительницы.
Таким образом, данные действия были направлены на обход правил получения вида на жительства и нарушение миграционного законодательства, поэтому в целях защиты прав несовершеннолетнего ребенка прокурором Автозаводского района города Тольятти было направлено в суд заявление о признании действий по установлению отцовства ничтожными (фиктивными). Суд удовлетворил требования прокуратуры [9].
Прокуратурой Жиздринского района Калужской области было установлено что гражданка Российской Федерации за денежное вознаграждение обратилась в отдел записи актов гражданского состояния с заявлением об установлении отцовства пятью иностранными гражданами в отношении ее пяти детей, о чем составлены актовые записи. Двое из пяти предполагаемых отцов, в период рождения детей, на территории РФ не находились. Прокурор обратился в суд с исковым заявлением о признании действий по установлению отцовства ничтожными (фиктивными). Суд удовлетворил требования прокуратуры [10].
В связи с участившимися случаями «фиктивного отцовства» в целях реализации права законодательной инициативы, закрепленного в части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, Брянской областной Думой было внесено предложение в Государственную Думу Российской Федерации о рассмотрении законопроекта «О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации». Депутаты предложили закрепить в Федеральном законе обязательный судебный порядок для установления отцовства иностранного гражданина или лица без гражданства, не состоящего в браке с матерью ребенка. Так, в пояснительной записке к законопроекту указано, что в 2022 году в органы записи актов гражданского состояния Брянской области поступили заявления об установлении отцовства от граждан Афганистана, Непала, Индии, Таджикистана, Узбекистана, КНР, Сирии, в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации (преимущественно детей цыганской народности). В результате проведенных проверочных мероприятий были выявлены случаи установления фиктивного отцовства.
В настоящее время данный законопроект отклонен в первом чтении. В заключении Правового управления Государственной Думы Российской Федерации, указано, что «судебный порядок усложнит процесс установления отцовства для иностранных граждан и лиц без гражданства, действительно желающих воспитывать и содержать ребенка» [11].
Представляется, что для решения проблемы установления отцовства иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без намерения участвовать в их воспитании, необходимо ужесточить требования миграционного законодательства, необходимо внести изменения в Федеральный закон от 25.07.2022 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изложив подпункт 4 части 2 статьи 8 данного Федерального закона в новой редакции:
«4. Иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя), состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации либо являющемся единственным родителем (усыновителем) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации».
Увеличив срок необходимый для получения вида на жительство в общем порядке до 2 лет, изложив пункт 1 статьи 8 в следующей редакции:
«1. Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему на территории Российской Федерации в течение 2 лет на основании разрешения на временное проживание, в случаях, указанных в пункте 3.2 настоящей статьи вид на жительство выдается иностранному гражданину, прожившему на территории Российской Федерации один год на основании разрешения на временное проживание».
Наряду с фиктивным установлением отцовства иностранных граждан в отношении детей, имеющих гражданство Российской Федерации, не менее актуальна проблема заключения фиктивных браков, то есть браков без намерения создать семьи, причины для заключения фиктивных браков могут быть различны, например: получение гражданства, постоянной или временной регистрации, завладение имуществом другого супруга, получение материальной поддержки и длительных свиданий в период отбывания наказания в местах лишения свободы и т. д. Фиктивность брака является одним из оснований для признания брака недействительным. Анализ норм Семейного Кодекса Российской Федерации позволяет выделить способы защиты семейных прав, применяемых только в семейном праве, например, признание брака недействительным.
В настоящее время в российской семейно-правовой науке не сложилось единого понятия фиктивного брака, одни исследователи под таким правовым состоянием понимают «брак, заключаемый не на основании намерения супругов или одного из них создать семью, а лишь с целью воспользоваться вытекающими из брака правами и льготами имущественного и иного характера», другие дают иное определение данному понятию: «брак, заключенный без намерения достичь того типового юридического результата, который должен иметь место в действительном браке, то есть без намерения создать семью». [4].
Фиктивный брак и фиктивное отцовство — это примеры фиктивных правовых состояний, которые формально соответствуют требованиям закона, но не соответствуют его содержанию. Например, Н. Н. Тарусина определяет фиктивное семейно-правовое состояние как использование правомочий, предоставленных законом, в целях, несоответствующих их содержанию и социальному назначению, таких как создание семьи, воспитание ребенка, уравнивание материального положения детей и прекращение супружеских отношений из-за их необратимого распада [3].
Поэтому для борьбы с данными негативными явлениями представляется необходимым дополнить Федеральный закон от 25.07.2022 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» пунктом 3.2 следующего содержания:
«3.2. Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему на территории Российской Федерации в течение 1 года на основании разрешения на временное проживание в следующих случаях:
а) если заключен брак с гражданкой Российской Федерации;
б) если заключен брак с гражданкой Российской Федерации, при наличии детей рожденных (усыновленных) в таком браке;
в) установления отцовства иностранным гражданином, не состоящим в браке с матерью ребенка, в отношении ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, при наличии соглашения об уплате алиментов…».
Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлен срок для получения иностранным гражданином или лицом без гражданства Российской Федерации — 5 лет постоянного проживания в Российской Федерации со дня принятия решения о выдаче вида на жительство в Российской Федерации и до дня подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют сына или дочь, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих в Российской Федерации состоят в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим в Российской Федерации, и имеют общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного), они вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации до истечения 5 лет постоянного проживания в Российской Федерации со дня принятия решения о выдаче вида на жительство в Российской Федерации и до дня подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Е. В. Смиренская, А. П. Анисимов в 2021 году предлагали установить в Законе «О гражданстве Российской Федерации» императивное правило о том, что получение гражданства иностранцем возможно не ранее 3 лет после заключения брака, при проживании в браке менее 5 лет гражданство прекращается [2].
Если исходить из вышеуказанного предложения, то пункт 5 части 2 статьи 16 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» можно исключить, дополнив указанную статью частью 4.1 следующего содержания:
«4.1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие дееспособностью, проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство в течение 1 года со дня принятия решения о его выдаче, и в течение 2 лет со дня заключения брака с гражданкой Российской Федерации, в том числе при наличии общих детей, рожденных (усыновленных) в таком браке, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации без учета требования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона».
Для защиты прав добросовестного супруга с целью восстановить имущественное положение этого супруга, существовавшего до брака и не знавшего о фиктивности заключенного брака, в случае если в браке по договору дарения другому супругу было подарено имущество, в статью 578 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо внести изменения: пункт 1 названной статьи после слов «…умышленно причинил дарителю телесные повреждения». дополнить словами «,либо вступил в брак с дарителем (добросовестным супругом)».
В обзоре судебной практики по делам о признании брака недействительным, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2022 года (далее также — обзор) указано, что основным основанием для обращения в 2019–2021 годах в суд с требованием признать брак недействительным являлось заключение фиктивного брака, в большинстве случаев истцом выступал супруг, полагавший, что действия ответчика после вступления в брак свидетельствуют об отсутствии у него намерения создания семьи на момент регистрации брака. Указанные иски рассматривались районными судами по месту нахождения ответчика.
Так, согласно статическим данным, приведенным в вышеназванном обзоре, в 2019 году судами было рассмотрено 596 дел о признании брака недействительным, в 2020–440 дел, в 2021–647 дел, в 2022–1139 дел.
Одной из правовых позиций, выработанных Верховным Судом Российской Федерации, является следующая: в случае, если исковое заявление подает супруг знавший о фиктивности заключаемого брака, суд отказывает в принятии искового заявления о признании брака недействительным. Поскольку право на предъявление иска принадлежит помимо прокурора только тому супругу, который не знал о фиктивности брака (абзац 5 пункта 1 статьи 28 Семейного Кодекса Российской Федерации). В противном случае такой истец в силу закона не является лицом, которому предоставлено право на обращение в суд с иском о признании заключенного им брака недействительным. При выявлении таких обстоятельств, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд должен отказать в принятии искового заявления: «…Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если… заявление предъявлено… гражданином, которому настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право». В случае, если такое дело было принято к рассмотрению суд обязан прекратить производство по делу на основании абзаца второго статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: «Суд прекращает производство по делу в случае, если: имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса…». Если же по делу вынесено судебное решение, то такое решение подлежит отмене в суде апелляционной инстанции, по основаниям недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела либо нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права (пункты 2, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В Семейном кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятию «фиктивный развод», доказать фиктивный характер прекращения брачно-семейных отношений практически невозможно.
Такой пробел в законодательстве создаёт правовые проблемы. Процедура юридического развода при сохранении фактических семейных отношений часто используется недобросовестными гражданами для сокрытия имущества от кредиторов, улучшения жилищных условий и избегания декларирования доходов и имущества. Также это может привести к конфликту интересов при занятии государственной гражданской службы с близкими родственниками.
В исключительных случаях суды соглашаются с тем, что по аналогии закона (статьи 5, 27, 30 Семейного кодекса Российской Федерации) расторжение брака может быть признано недействительным, если установлено, что брак был расторгнут фиктивно.
В советский период В. Зимарин выдвинул идею создания специализированного производства по установлению фиктивности развода, определив в качестве юридического последствия аннулирование записи о расторжении брака.
Е. В. Смиренская, А. П. Анисимов предлагают дополнить Семейный Кодекс Российской Федерации отдельной статьей, в которой будут даны определение и признаки фиктивного расторжения брака, а также указаны его правовые последствия.
Для сравнения рассмотрим опыт других государств в сфере борьбы с незаконной миграцией, фиктивными браками, фиктивным установлением отцовства. Так, например, во Франции принят Закон от 26 ноября 2003 г. «О регулировании иммиграции, пребывания иностранцев во Франции и натурализации», согласно которому срок пребывания в браке для получения вида на жительство составляет 2 года, за заключение фиктивного брака и умышленного установления отцовства введена уголовная ответственность. По мнению исследователей данным законом были ужесточены прежние условия въезда и пребывания иностранцев на территории Франции — въезд и пребывание на территории страны лиц, имеющих судимость, занимающихся проституцией, цыган рассматривает как угрозу безопасности французских граждан [6].
В Австрии заключение фиктивного брака наказывается штрафом в размере до 360 дневных заработков, а если будет установлено, что за заключение такого брака другой стороной было получено денежное вознаграждение, то этой стороне грозит тюремное заключение сроком до одного года. Иностранному гражданину запрещается въезд в страну на срок от 18 месяцев до 5 лет [5].
В Португалии стороны, заключившие фиктивный брак, могут быть осуждены к лишению свободы на срок от одного года до 4 лет [7].
В Сингапуре под фиктивным браком понимается брак, заключенный между гражданином Сингапура и иностранным гражданином, имеющим цель получить иммиграционное преимущество — признается предоставление или продление срока действия любой визы, разрешения на повторный въезд в страну. За заключение фиктивного браке законодательством Сингапура предусмотрена уголовная ответственность, в случае установления вины стороны, вступившие в фиктивный брак, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет и (или) штрафом на сумму до 10 тыс. долл. США [7].
В отличие от вышеназванных примеров, в Российской Федерации нет уголовной ответственности или административной ответственности за заключение фиктивного брака или фиктивного установления отцовства, данная категория дел рассматривается в рамках гражданского судопроизводства. С другой стороны, следует отметить, что Уголовным Кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции — в случае если будет установлено, что данные деяния были совершены организованной преступной группой и (или) с использованием служебного положения. Максимальное наказание за преступление, предусмотренное пунктами «а», «в» части 2 статьи 322.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации составляет 7 лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.
Хотя следует отметить, что в Государственную Думу Российской Федерации поступали предложения ввести уголовную ответственность за заключение фиктивного брака, так 27 декабря 2013 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 419191–63, в соответствии с которым Уголовный Кодекс Российской Федерации предлагалось дополнить статьей 322.2. Незаконное получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации, гражданства Российской Федерации, предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет.
09 июня 2015 года данный законопроект был отклонен в первом чтении, в заключении Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (далее также — Комитет) указано, что текст вышеназванного законопроекта не согласуется с действующим миграционным законодательством, так как уголовное преследование лица, обязанного покинуть территорию Российской Федерации, будет крайне затруднительным (в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней, если же указанное лицо в обозначенный срок не выполнит данное требование, то оно подлежит принудительной депортации за пределы Российской Федерации). Кроме того, по мнению Комитета предлагаемая законопроектом максимальная санкция за указанные преступления в виде лишения свободы сроком до трех лет, представляется несоразмерной, так как не соответствует степени общественной опасности таких деяний. Проблема приобретения российского гражданства посредством заключения фиктивного брака должна решаться в рамках миграционного законодательства [12].
Возможно, Семейный Кодекс следует дополнить статьей 53.1 следующего содержания:
«Статья 53 1. Возмещение морального вреда ребенку при аннулировании записи об отцовстве в связи с фиктивностью
Прокурор при обращении в суд с иском о признании действий по установлению отцовства ничтожными (фиктивными) наделен полномочиями требовать с иностранного гражданина, в отношении которого аннулирована запись об отцовстве, единовременного возмещения морального вреда ребенку в размере не менее одного годового прожиточного минимума на ребенка, уставленного в субъекте Российской Федерации».
За семьями, где были выявлены подобные факты установить наблюдение со стороны органов опеки и попечительства, обязав последние ежемесячно посещать указанные семьи в течение 1 года со дня вынесения решения об аннулировании отцовства в связи с фиктивностью.
Средства от возмещения морального вреда положить на счет, открытый на имя ребенка, снятие наличных с указанного счета осуществлять только с разрешения органов опеки и попечительства.
Представляется, что высказанные соображения могут представлять интерес в ходе дальнейшего совершенствования семейного законодательства Российской Федерации.
Литература:
- Беспалов Ю. Ф. Право справедливости и российская семья: социально-правовой аспект // Семейное и жилищное право. 2019. № 2. С. 6–11.
- 2.Смиренская, Е. В. Правовое противодействие фиктивным бракам в России: тенденции и перспективы / Е. В. Смиренская, А. П. Анисимов // Семейное и жилищное право. — 2021. — № 6. — С. 19–22. — ISSN 1999–477Х.
- Тарусина Н. Н., Сочнева О. И. О фиктивности в семейно-правовой сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 6. С. 78–84.
- Черноколпакова, И. Д. Фиктивный брак: понятие, особенности и последствия заключения с иностранцами / И. Д. Черноколпакова. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 8 (32). — С. 24–28. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/206/6601/ (дата обращения: 20.04.2024).
- Шаповалова Виктория Игоревна Фиктивный брак в российском и зарубежном законодательстве // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11 (12). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/fiktivnyy-brak-v-rossiyskom-i-zarubezhnom-zakonodatelstve (дата обращения: 20.04.2024).
- Шурухнов, Н. Г.Миграция: международное (межконтинентальное, континентальное) и национальное законодательство отдельных стран: взгляды правоведов и политологов / Н. Г. Шурухнов, Е. И. Гайнутдинова // Международное публичное и частное право. — 2020. — № 3. — С. 45–48. — ISSN 1812–3910.
- Понятие фиктивного брака в законодательстве Сингапура /. — Текст: непосредственный // Вестник Фемиды. — 2023. — № 29 (89). — С. 45–48.
- Официальный сайт Прокуратуры Брянской области Российской Федерации [электронный ресурс]: режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_32/mass-media/news?item=93321480 (дата обращения 29.03.2024);
- Официальный сайт Прокуратуры Самарской области Российской Федерации [электронный ресурс]: режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_63/mass-media/news?item=75258095 (дата обращения 29.03.2024);
- Официальный сайт Прокуратуры Калужской области Российской Федерации [электронный ресурс]: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_40/mass-media/news?item=77479075 (дата обращения 29.03.2024);
- О внесении изменений в статьи 48 и 49 Семейного кодекса Российской Федерации (в части установления обязательного судебного порядка для установления отцовства иностранного гражданина или лица без гражданства, не состоящего в браке с матерью ребенка). — Текст: электронный // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/451019–8 (дата обращения: 20.04.2024).
- О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за получение иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации путем заключения фиктивного брака). — Текст: электронный // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419191–6 (дата обращения: 20.04.2024).