Межпредметные связи на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Алиев, А. Б. Межпредметные связи на уроках истории и обществознания / А. Б. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 385-386. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113286/ (дата обращения: 16.10.2024).



Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: обозначить важность использования межпредметных связей на уроках истории и обществознания. Задачи: дать определение межпредметным связям; привести примеры межпредметных связей на уроках истории и обществознания; установить межпредметную связь между историей и обществознанием; дать рекомендации об использовании межпредметных связей в структуре урока.

Ключевые слова : метапредметные результаты, межпредметные связи, методика преподавания истории и обществознания, наставничество.

Межпредметная связь — это связь между несколькими учебными предметами, выражающаяся в комплексном, универсальном характере того или иного явления, процесса или объекта материального мира.

Учебный процесс в школе направлен не только на формирование предметных и личностных результатов, с чем очень хорошо справляются история и обществознание, но также на формирование метапредметных результатов, которые включают разные виды универсальных действий, такие как систематизация, классификация, сравнение. Непременно, усилить формирование метапредметных результатов помогает использование на уроках межпредметных связей.

На уроках истории учитель может использовать межпредметные связи с самыми разнообразными областями. Данная тенденция особенно усиливается при изучении тем, связанных с культурой того или иного периода, в рамках которого можно установить связь с литературой (при изучении особенностей жанров периода, выдающихся писателей эпохи и их произведений), с физикой, биологией, химией (при изучении деятельности ученых и их вклада в развитие отечественной науки).

На уроках обществознания целесообразно систематически устанавливать межпредметную связь с историей, так как учащимся будет лучше понять сущность того или иного процесса, явления общественной жизни. Например, при изучении темы «Общественное развитие» [1], через конкретные примеры из курса истории учащимся будет легче понять, что такое революция, в чем его отличие от эволюции. В качестве примера можно привести тему «Великая российская революция: Февраль 1917 г». [2].

Межпредметная связь между историей и обществознанием очень важна, так как на уроках обществознания идет речь об общих понятиях, что из себя представляет то или иное событие, процесс, явление или объект общественной жизни, а на уроках истории мы применяем эти же понятия, с конкретной привязкой к какому-либо государству, периоду, с конкретными личностями.

Использовать межпредметные связи рекомендуется на мотивационно-целевом этапе урока, а также на этапе изучения нового материала (новой темы).

Например, при изучении темы «Великая российская революция: Февраль 1917 г»., на мотивационно-целевом этапе урока, можно задать детям вопрос, что такое революция? На этапе изучения нового материала, можно предложить учащимся вспомнить особенности революции из курса обществознания, сопоставить их с изучаемой темой на предмет имеют ли место быть такие особенности, признаки революций как изменение основ строя, резкий скачок в февральской революции.

Можно наоборот, при изучении темы «Французская революция XVIII в». [3], использовать межпредметную связь с обществознанием, вспомнив, что из себя представляет революция.

Использование межпредметных связей на этапе актуализации знаний, закреплении изученного материала, считается избыточным, так как будет черпать время, которое лучше использовать на непосредственные цели данных этапов: проверить знания по прошлой изученной теме, закрепить новый изученный материал.

Приведу примеры использования межпредметных связей на уроке обществознания по теме «Межгосударственные отношения». Этап работы по теме урока (изучение нового материал), учитель объясняет, что: «международное сотрудничество — это отношения между государствами, направленные на реализацию интересов каждого, путем заключения международных договоров в военной, экономической, культурной, научной сфере». После объяснения, можно установить межпредметную связь с историей: договор 911 года Олега и Византии, создавал благоприятные условия для русских купцов. Далее учитель объясняет сущность понятия межгосударственный конфликт: «Межгосударственный конфликт — это столкновение интересов или позиций государств, которые характеризуются их взаимными претензиями». Межпредметная связь с историей: холодная война США и СССР во второй половине XX в. из-за сопротивлений капитализма и социализма, «гонки вооружений».

Методика использования межпредметных связей, во-первых, обогатит ваш урок, во-вторых, сделает его более направленным на формирование метапредметных результатов, в-третьих, закрепит изученный материал в рамках другого учебного предмета.

Литература:

  1. Обществознание: 11 класс: учебник / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2020. — 88 с.
  2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — М.: Просвещение, 2016. — 27 с.
  3. История. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век: 8 класс: учебник / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина [и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — 5-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2023. — 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): межпредметная связь, урок истории, связь, изученный материал, обществознание, урок обществознания, Великая российская революция, Межгосударственный конфликт, мотивационно-целевой этап урока, общественная жизнь.


Похожие статьи

Авторитетные ресурсы, используемые на уроках истории и обществознания

Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: перечислить ресурсы, которые целесообр...

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Интегрированные уроки иностранного языка в высших учебных заведениях

В данной статье рассматривается основные особенности обучения иностранному языку студентов специальности «дошкольная педагогика» с применением интегрированного подхода, его отличительная характеристика и важность его применения при обучении иностранн...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов. В ходе изменения учебной програ...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Похожие статьи

Авторитетные ресурсы, используемые на уроках истории и обществознания

Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: перечислить ресурсы, которые целесообр...

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Интегрированные уроки иностранного языка в высших учебных заведениях

В данной статье рассматривается основные особенности обучения иностранному языку студентов специальности «дошкольная педагогика» с применением интегрированного подхода, его отличительная характеристика и важность его применения при обучении иностранн...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов. В ходе изменения учебной програ...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Задать вопрос