Цель настоящей статьи заключается в анализе взаимосвязи между концепцией совместного обучения и изменением роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании. В работе освещаются теоретические основы и практические модели совместного обучения в данной области. Рассматривается процесс трансформации роли учителей и новые требования, выдвигаемые этим видом обучения к профессиональной подготовке педагогов. Результаты исследования подтверждают значительные преимущества совместного обучения в дошкольном музыкальном образовании, способствующие всестороннему развитию детей. Выводы указывают на необходимость того, чтобы учителя выступали в роли наставников для детей, вдохновителей и попутчиков на их нелегком пути изучения музыки, соответствуя новым вызовам в образовательном процессе.
Ключевые слова: совместное обучение, дошкольное музыкальное образование, роль учителя, профессиональная компетентность, сотрудничество.
В области образования как национального, так и международного масштаба дошкольное музыкальное образование всегда признавалось одним из ключевых элементов комплексного развития детей. Сегодня во многих странах мира родители будущих школьников стремятся привить своим детям интерес и любовь к музыке еще до того, как дети начинают обучение в общеобразовательной школе.
В традиционной парадигме музыкального образования учителя часто выступают в качестве «поставщиков знаний», что подразумевает простую демонстрацию навыков, которые им необходимо привить своим воспитанникам. Описанной парадигме можно противопоставить концепцию совместного обучения, в контексте которой роль педагогов становится более сложной и многогранной. В рамках данной концепции учителя должны преобразиться в наставников, стимулирующих и поддерживающих интерес учащихся к процессу обучения, а также в партнеров, активно взаимодействующих и совместно участвующих в музыкальных занятиях с детьми [1]. Это требует от педагогов не только умения слушать и вникать в мысли и чувства детей, но и эффективно адаптировать образовательные стратегии под их потребности и динамику индивидуального развития [2]. Помимо этого, учителя должны обладать способностью организовывать коллективные учебные мероприятия, способствующие развитию у детей навыков сотрудничества и совместного становления их будущими музыкантами.
1. Теоретические основы и практическая модель совместного обучения.
В современном понимании дошкольного музыкального образования совместное обучение приобретает все большее значение как продуктивный метод обучения [3]. Его теоретическая база опирается на концепции социальной взаимозависимости и когнитивного развития. Социальная взаимозависимость подчеркивает важность взаимодействия индивидов в группе для достижения личностного развития [4]. В рамках дошкольного музыкального образования это выражается через организацию совместных музыкальных занятий, таких как хоровое пение, стимулирующих сотрудничество и взаимодействие детей, что способствует развитию их социальных навыков [5].
Когнитивная теория сосредотачивается на процессах формирования и детализации знаний в индивидуальном сознании [6]. Согласно этой теории, через совместное обучение дети могут обогащать свои знания и понимание окружающего мира, в том числе мира музыки, обмениваясь музыкальными идеями и творческими концепциями. Применительно к дошкольному музыкальному образованию учителя могут создавать условия для совместного сочинения детьми музыки или адаптации музыкальных произведений, поощряя учащихся делиться своими впечатлениями и мыслями, что способствует их интеллектуальному и творческому развитию [7].
На практике совместное обучение в дошкольном музыкальном образовании может принимать различные формы, адаптированные под особенности развития и интересы детей [8]. Например, для небольших групп можно организовывать простые музыкальные игры для развития ритмических навыков и умения детей сотрудничать друг с другом. В то же время для средних и больших групп могут быть предложены более сложные задания, такие как совместное создание музыки или исполнение произведений, что должно способствовать развитию музыкальной выразительности и творческого мышления детей.
Образовательная программа в области дошкольного музыкального образования должна учитывать эти аспекты и обеспечивать соответствующую подготовку учителей для успешной реализации совместного обучения в дошкольном возрасте [9].
2. Изменение роли учителей в совместном обучении.
В традиционной парадигме образования учителя часто рассматриваются как «хранители знаний» и руководители учебного процесса. Они занимают центральное место в обучении и несут ответственность за то, чтобы направлять учеников к освоению заранее предписанного списка знаний и умений [10].
Однако с появлением современной модели совместного обучения этот традиционный образ роли учителя сталкивается с новыми вызовами. Согласно этой модели обучения, учителя играют не только роль трансляторов знаний, но и становятся наставниками, поощряющими и инициирующими процесс обучения [11]. В дошкольном музыкальном образовании учителя должны пересмотреть свои функции, чтобы соответствовать требованиям совместного обучения.
Как наставники учителя играют важную роль в совместном обучении. Они больше не диктуют ученикам, что им делать, а стимулируют их мыслить самостоятельно и исследовать феномен музыки, для чего задают вопросы и направляют дискуссии [12]. С этой целью в рамках дошкольного музыкального образования учителя могут организовывать открытые музыкальные занятия, чтобы вдохновить учеников активно исследовать мир музыки и проникнуться ее очарованием.
В качестве организаторов учителя должны создавать позитивную и гармоничную образовательную атмосферу, стимулирующую учеников к активному участию в дискуссиях и выражению своего мнения. В процессе совместного обучения учителя должны обращать внимание на эмоциональные потребности учеников, поддерживать их в нужный момент и помогать им почувствовать себя уверенно [13]. В то же время они должны развивать у учеников чувство сотрудничества и командный дух, чтобы те научились уважать и понимать друг друга и сотрудничать в музыкальной практике.
Как партнеры, учителя должны учиться и расти вместе со своими учениками. В рамках дошкольного музыкального образования они могут участвовать в музыкальных мероприятиях вместе с учениками, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Благодаря близкому контакту и тесному сотрудничеству с учениками учителя могут лучше понимать их интересы и потребности, адаптировать свои методы обучения для соответствия реальным условиям образовательного процесса.
3. Требования совместного обучения к профессиональной компетентности учителей.
Концепция совместного обучения выдвигает ряд требований к профессиональной компетентности учителей. Во-первых, учителя должны обладать междисциплинарными знаниями [14]. Дошкольное музыкальное образование включает в себя различные области, такие как музыка, педагогика и психология. Учителя должны не только иметь глубокое понимание феномена музыки, но и обладать знаниями в области детской психологии и педагогики, чтобы эффективно разрабатывать музыкальные мероприятия в рамках совместного обучения, которые отвечали бы разнообразным потребностям учеников.
Во-вторых, учителям необходимо овладевать современными педагогическими методиками. В рамках совместного обучения особое внимание уделяется индивидуальности учеников и ее развитию под руководством учителей. Учителя должны обладать навыками использования разнообразных современных методов обучения, таких как обучение с применением информационных технологий, ситуационное обучение и других, чтобы мотивировать учеников к постижению знаний и развить у них способность к использованию инноваций.
Кроме того, учителям необходимо развивать у учеников навыки работы в команде. В рамках совместного обучения учителя должны не только стимулировать сотрудничество учеников друг с другом, но и сами тесно сотрудничать с другими учителями, родителями, профессиональными сообществами и другими заинтересованными сторонами для совместного достижения цели всестороннего развития учеников [15].
Заключение
Процесс изменения роли учителей музыки в рамках совместного обучения представляет собой сложную и трудоемкую задачу. Решение этой задачи требует от педагогов непрерывного расширения своего кругозора в области образовательных концепций и повышения своей профессиональной компетентности, чтобы адаптироваться к потребностям новых образовательных парадигм. Вместе с тем для успешной реализации таких изменений учителям необходимо иметь поддержку и понимание со стороны учащихся, их родителей и общества в целом. Особенно это касается педагогов дошкольного образования, чья работа сопряжена с преодолением трудностей воспитания детей дошкольного возраста. Только через совместные усилия всех заинтересованных сторон действительно возможно развитие всех аспектов роли педагога в его постоянном взаимодействии с инновациями и прогрессом в области дошкольного музыкального образования.
Литература:
- 王瑞丽.协作学习在学前音乐教育中的应用与教师角色转变 [J].学前教育研究,2021(02):78–83. [Ван Жуйли. Применение совместного обучения в дошкольном музыкальном образовании и трансформация роли учителей // Исследование дошкольного образования. — 2021. — № 02. — С. 78–83]. — (На кит. яз.).
- 王雪梅.学前音乐教育中的师生互动与教师角色定位研究 [J].艺术科技,2019,32(11):246. [Ван Сюэмэй. Исследование взаимодействия учителя и ученика и позиционирования роли учителя в дошкольном музыкальном образовании // Художественные технологии. — 2019. — Т. 32, № 11. — С. 246]. — (На кит. яз.).
- 高云.教师角色变迁:从传统到现代的学前音乐教育视角 [J].当代音乐,2021(01):150–152. [Гао Юнь. Изменения роли педагога: перспективы дошкольного музыкального образования (от традиционного к современному) // Современная музыка. — 2021. — № 01. — С. 150–152]. — (На кит. яз.).
- 郭静.学前音乐教育中的教师角色与协作学习策略研究 [J].黄河之声,2020(13):126. [Го Цзин. Исследование роли учителей и стратегий совместного обучения в дошкольном музыкальном образовании // Голос Хуанхэ. — 2020. — № 13. — С. 126]. — (На кит. яз.).
- 李华音.学前音乐教育中教师角色的重塑与功能变迁 [J].音乐教育研究,2020(03):45–52. [Ли Хуайинь. Структурные и функциональные изменения роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Исследование музыкального образования. — 2020. — № 03. — С. 45–52]. — (На кит. яз.).
- 罗海燕.协作学习模式下学前音乐教师的角色与功能 [J].艺海,2020(05):118–119. [Ло Хайянь. Роль и функции учителей музыки в дошкольных учреждениях в рамках совместного обучения // Море искусства. — 2020. — № 05. — С. 118–119]. — (На кит. яз.).
- 刘阳.学前音乐教育中的协作学习模式与教师作用探讨 [J].音乐时空,2022(01):69–72. [Лю Ян. К вопросу о концепции совместного обучения и роли учителей в дошкольном музыкальном образовании // Музыкальное время и пространство. — 2022. — № 01. — С. 69–72]. — (На кит. яз.).
- 梁晨.教师角色重塑在学前音乐教育中的实践与探索 [J].音乐生活,2021(09):64–66. [Лян Чэнь. Педагогическая практика и исследование изменения роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Музыкальная жизнь. — 2021. — № 09. — С. 64–66]. — (На кит. яз.).
- 宋媛媛.论学前音乐教育中教师角色的转变与适应 [J].音乐创作,2021(07):180–182. [Сун Юаньюань. О трансформации и адаптации роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Создание музыки. — 2021. — № 07. — С. 180–182]. — (На кит. яз.).
- 孙晓宁.学前音乐教育中的教师功能演变与角色定位 [J].北方音乐,2019(14):112–113. [Сунь Сяонин. Функциональная эволюция и ролевое позиционирование педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Музыка Севера. — 2019. — № 14. — С. 112–113]. — (На кит. яз.).
- 何梦溪.学前音乐教育中教师的新角色:协作学习的推动者 [J].艺术评鉴,2022(08):89–91. [Хэ Мэнси. Новая роль учителей в дошкольном музыкальном образовании: содействие совместному обучению // Художественная критика. — 2022. — № 08. — С. 89–91]. — (На кит. яз.).
- 张晓梅.论学前音乐教育中的师生互动与教师角色调整 [J].中国音乐教育,2019(05):22–27. [Чжан Сяомэй. О взаимодействии учителя и ученика и изменении роли учителя в дошкольном музыкальном образовании // Китайское музыкальное образование. — 2019. — № 05. — С. 22–27]. — (На кит. яз.).
- 赵丽丽.学前音乐教育中的教师专业发展与角色转变 [J].黑龙江教育学院学报,2019,38(07):30–32. [Чжао Лили. Профессиональное развитие и трансформация роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Журнал Хэйлунцзянского института образования. — 2019. — Т. 38, № 07. — С. 30–32]. — (На кит. яз.).
- 周小韵.基于协作学习的学前音乐教师角色定位及发展策略 [J].教育现代化,2020,7(25):95–97. [Чжоу Сяоюнь. Ролевое позиционирование и стратегия развития учителей музыки дошкольных учреждений на основе совместного обучения // Модернизация образования. — 2020. — Т. 7, № 25. — С. 95–97]. — (На кит. яз.).
- 陈燕.基于协作学习的学前音乐教育创新与教师角色重塑 [J].艺术教育,2020(07):84–87. [Чэнь Янь. Инновации в дошкольном музыкальном образовании на основе совместного обучения и изменения роли учителей // Художественное образование. — 2020. — № 07. — С. 84–87]. — (На кит. яз.).