В статье представлены теоретические аспекты исследования по теме профессиональной мотивации студентов. В частности, мотивации быть психологом после завершения учебы в вузе. Отмечено, что студенты-психологи имеют внутренние мотивы, такие как приобретение знаний, овладение профессией, желание разобраться в себе, помогать людям, стремление научиться владеть собой, развитие коммуникативных навыков, приобщение к интересной науке. Проведенный среди студентов опрос позволил выявить наиболее явные причины стать психологом: мотивы выбора профессии «психолог» у студентов-психологов достаточно разнообразны, но в целом связаны с желанием помогать людям и работой с клиентами.
Ключевые слова : мотивация, студенты, мотив, желание, психолог, помощь, профессия.
Мотивация студентов к выбору профессии психолога представляет собой сложный и многогранный вопрос. Выбор этой профессии часто обусловлен желанием помогать людям, совпадением способностей, интересом к профессии и желанием разобраться в себе. Исследование мотивации студентов при выборе профессии психолог актуально не только с точки зрения повышения качества подготовки кадров в данной области, но и с точки зрения психологического благополучия студентов и их успешной адаптации в профессиональной среде.
Мотивация — это внутреннее состояние, которое побуждает человека к действию для достижения определенных целей или удовлетворения определенных потребностей.
Мотивация выбора профессии психолога может быть как сознательной, так и неосознанной. На выбор влияют различные факторы, такие как личные качества человека, жизненный опыт и социальный контекст. На мотивацию выбора профессии психолога также влияют восприятие человеком профессии, понимание роли психолога и ожидания от профессии.
Исследования показали, что мотивация выбора профессии психолога может меняться с течением времени в зависимости от личностного и профессионального развития человека. Например, на ранних этапах университетского образования студентами может быть мотивировано желание учиться и понимать себя, а на более поздних этапах ими может мотивировать желание помочь другим и изменить мир к лучшему.
Так, В. И. Шарагин и В. О. Иванов [2] отмечают, что студенты-психологи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) имеют такие внутренние мотивы, как приобретение знаний и овладение профессией.
И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников [3] выделяют следующие мотивы:
1) желание разобраться в себе;
2) желание помогать людям;
3) стремление научиться владеть собой;
4) развитие коммуникативных навыков;
5) приобщение к интересной науке.
Сходные данные приводит П. Ю. Якимова [4]. При этом студентам факультета «Психология образования» присуща выраженная альтруистическая мотивация (помощь людям) и мотивация самопознания. Г. В. Самойлова [5] предлагает следующую классификацию мотивов профессии психолога: социальные, меркантильные, профессиональные, инфантильные, случайные.
Ряд авторов связывают динамику развития мотивов профессиональной деятельности с ростом степени опытности специалиста, его квалификацией; другие подчеркивают ведущую роль личностных особенностей субъекта труда, что проявляется в изменении степени осознанности побуждений, их субъектной значимости, отношении к труду (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, Дж. Сьюпер).
На мотивацию выбора профессии психолога также влияют личный опыт и проблемы человека. Например, студенты, которые сами столкнулись с психологическими проблемами, могут быть более мотивированы стать психологами, чтобы помочь другим, столкнувшимся с аналогичными проблемами.
Исходя из этого целью нашего эмпирического исследования было определение структуры и динамики мотива выбора профессии «психолог». Исследовательскую базу составили студенты-психологи 1–5 курсов Воронежского университета. В качестве метода был выбран социологический опрос по специально разработанной анкете.
В ходе опроса были выявлены следующие результаты:
55 % студентов указали на помощь другим как один из основных мотивов выбора профессии психолога.
60 % студентов считают, что наиболее важным аспектом профессии психолога является работа с клиентами. Исследование человеческого поведения (15 %), участие в психологических исследованиях (15 %) и карьерный рост (10 %) также отмечены как важные аспекты в работе психолога.
40 % студентов уверены, что их мотивы могут измениться в процессе обучения и практики в области психологии. Еще 20 % отметили, что на мотивацию может повлиять рынок труда и изменения в экономической ситуации.
65 % студентов оценивают свою мотивацию к выбору профессии психолога как очень высокую или высокую.
20 % отметили среди важных мотивов именно желание помогать людям, приносить пользу. Около 15 % отметили, что их мотив — стремление понять себя, разобраться в себе. Приобретение знаний (13 %), развитие коммуникативных навыков (8 %) и интерес к науке (12 %) стали другими причинами, на которые указали студенты.
Некоторое количество респондентов указали на то, что в их семье часто обсуждались психологические аспекты жизни и это повлияло на желание обрести специальность, связанную с психологией (18 %).
Из результатов опроса среди студентов-психологов можно сделать аналитический вывод о том, что основными мотивами выбора профессии психолога являются желание помогать другим (55 %) и работа с клиентами (60 %). Однако также важным аспектом в выборе профессии для студентов является возможность участвовать в исследованиях (15 %) и карьерный рост (10 %).
Таким образом, мотивы выбора профессии «психолог» у студентов-психологов достаточно разнообразны, но в целом связаны с желанием помогать людям и стремлением обрести работу с клиентами. Это указывает на гуманные устремления молодежи, на их верные ориентиры в плане профреализации, а также на желание вносить вклад в социум. Стремление работать с клиентами связано с желанием иметь частную практику, высокий доход, профессиональную независимость, и профессиональную репутацию, основанную на обратной связи клиентов.
В заключение можно сказать, что мотивация студентов к выбору профессии психолога представляет собой сложную и многогранную проблему, на которую влияют множество факторов, включая личностные качества, жизненный опыт, социальный контекст, восприятие профессии, личный опыт и проблемы. Понимание этих факторов может помочь лучше поддержать студентов в выборе профессии и гарантировать, что они хорошо подготовлены к трудностям и вознаграждениям карьеры психолога. Понимание мотивообразующих факторов выбора профессии психолога может позволить уже в рамках обучения профессии создать специальные условия для осознания истинной причины прихода в данную профессию и проработки неосознаваемых мотивационных факторов, препятствующих более глубинному пониманию самого себя, своих чувств и психологических защит, а также более объективному и конгруэнтному принятию клиента в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Тысленко, В. В. Мотив выбора профессии студентами, обучающимися по направлению «Психология» / В. В. Тысленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 201–204. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49389/ (дата обращения: 21.04.2024).
- Шарагин В. И., Иванов В. О. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности // Психология обучения. 2018. № 6. С. 14–26.
- Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М., 2007. 464 с.
- Якимова П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 110–119.
- Самойлова Г. В. Мотивы выбора профессии «психолог» у студентов группы второго высшего образования // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9, № 1. С. 63–66.
- Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Издательство «Наука», 1997.
- Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Радянська школа, 1980. 143 с.
- Немов Р. С. Психология в 3-х томах. Т. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2013. 688 с.