Ключевые слова: суд, гражданское судопроизводство, исковое заявление, социальная защита, законный интерес граждан, участие прокурора, гражданский процесс, самостоятельное обращение гражданина, мнение прокурора, обращение прокурора, прокурор.
В данной статье рассматриваются основные проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Цель научного исследования направлена на выявление конкретных проблемных вопросов, которые касаются непосредственного участия прокурора в гражданском процессе.
Автор предоставляет анализ процессуальных норм, которые регулируют участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Изложены конеретные предложения по совершенствованию действующего гражданского процессуального законодательства в указанной сфере исследования, так как анализ российского процессуального законодательства, который регламентирует участие прокурора в гражданском судопроизводстве, позволяет сделать вывод, что обозначенный вопрос остается актуальным и, на сегодняшний день, представляющим интерес для современного исследования.
Одними из главных задач при участии прокурора в гражданском процессе является максимально эффективная реализация своих закрепленных полномочий для неукоснительного обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства в целом.
Указанная возможность может быть реализована путем обращения в суд. Однако не все граждане могут самостоятельно воспользоваться данным правом по объективным причинам.
В связи с этим, предусмотрен способ защиты прав и законных интересов граждан, закрепленный в статье 45 ГПК РФ [1] , что прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов других лиц по причине того, что подача искового заявления самим гражданином по состоянию здоровья, в силу возраста, недееспособности и других уважительных причин невозможна. Таким образом, безусловно, данная процессуальная позиция не нарушает принцип диспозитивности, и как бы служит препятствием вмешательству прокурора в частноправовые отношения граждан.
Но, изучение данной нормы права выявило существенные минусы ее правоприменения.
Так, согласно статье 134 ГПК РФ, по причине недоказанности прокурором уважительности причин, которые препятствуют предъявлению искового заявления конкретно лицом от своего имени, суды, зачастую, отказывают в возбуждении гражданского судопроизводства.
Причинами сложившейся тенденции стало отсутствие в законодательстве четких критериев невозможности самостоятельного обращения гражданина в суд, что привело к снижению гарантий соблюдения социальных прав.
Такие понятия как «состояние здоровья», «возраст», «другие уважительные причины», указанные в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ толкуются прокурором и судом по-разному и, в связи с этим, возникают вышеуказанные проблемы, так как оценка уважительности данных причин принадлежит суду, и в отдельных случаях мнение прокурора игнорируется.
Как отмечает Фирсова О. ни один нормативный и даже медицинский акт не содержит понятий «состояние здоровья», «тяжелая болезнь», «стойкое расстройство здоровья». [2]
Также необходимо отметить, что сама правоприменительная практика очень неточна и показывает, что судьи считают, что, к примеру, инвалидность еще не является однозначным основанием для того, чтобы прокурор мог заявить иск в суде в интересах данного инвалида.
Вместе с тем, инвалид, несмотря на группы инвалидности, это все же лицо, с нарушенным здоровьем, сопровождающимся стойким расстройством функций организма, по причине заболеваний, последствий травм или дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают необходимость его социальной защиты. [3]
Анализ ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, показывает, что состояние здоровья и возраст четко определены в ней и не требует дополнительного представления доказательств, которые их подтверждают.
Но на практике часто суды отказывают прокурорам в принятии заявлений в защиту прав и свобод граждан, обосновывая это тем, что недостаточно доказательств того, что гражданин сам не в состоянии обратиться в суд по каким-либо уважительным причинам.
Таким образом, анализируя изучаемые пробелы в законодательстве, предлагаем дополнить перечень конкретных оснований для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав граждан.
Считаем целесообразным обратиться к медицинской оценке, а также определению такого понятия как «состояние здоровья», для решения вышеуказанного вопроса.
На данный момент, понятие «здоровье» раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] и определяется как «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».
При изучении данного определения, касаемо правоприменения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, необходимо конкретно уточнить, какие из расстройств относятся к уважительным причинам, которые могут препятствовать самостоятельному обращению гражданина с иском в суд.
В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. № 585н [5] изложены основные виды нарушений функций организма человека.
Таким образом, мы считаем, что указанную классификацию, в полном объеме, надлежит использовать для аргументирования невозможности личного обращения гражданина в суд за защитой своих прав, так как это объясняет неспособность лица участвовать в соответствующем процессе.
Так, установление инвалидности человеку, уже говорит о нарушении состояния его здоровья. Но, к сожалению, не все суды расценивают инвалидность в качестве уважительной причины, при которой невозможно самостоятельно обратиться в суд с иском, объясняя отказ при принятии заявления прокурора, тем, что гражданин способен самостоятельно подать иск по почте, что не требует физической нагрузки.
Соответственно, данный подход мы считаем необоснованным, так как полагаясь на ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Таким образом, из норм данного закона, следует, что прокурор имеет право обратиться в суд для защиты вышеуказанной категории социально незащищенных граждан при наличии справки об инвалидности, так как лица, у которых присвоена группа инвалидности, остро нуждаются в защите со стороны государства.
Также еще требует решения, возможность при обращении прокурора в суд с исковым заявлением при защите прав и законных интересов граждан, которые находятся в таком физическом состоянии, при котором обращение в суд самостоятельно может угрожать жизни и здоровью при причинении лицу определенных эмоциональных страданий. В данном случае, указанное обстоятельство необходимо подтвердить прокурору медицинскими документами, заключением лечащего врача, которые обосновывают наличие того состояния у гражданина, когда присутствует риск ухудшения его здоровья при участии в судебном процессе.
Вышесказанное говорит об острой необходимости в принятии нормативного акта, который будет раскрывать право прокурора на обращение в суд в интересах гражданина, который не способен по состоянию своего здоровья самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд.
Касаемо «иных уважительных причин», то единоличное право в даче им оценки принадлежит именно суду, по этой причине, в отдельных взятых случаях мнение прокурора не берется во внимание, и в принятии заявлений суд зачастую отказывает.
Таким образом, возникает необходимость разъяснения положений ст. 45 ГПК РФ, в части, касающейся «иных уважительных причин, препятствующих обращению в суд самим гражданином» на законодательном уровне.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Фирсова О. Состояние здоровья как обоснование предъявления иска прокурором / О. С. Фирсова // Законность. — 2007. — № 2. — С. 9–11.
- О социальной защите инвалидов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. № 585н, [Электронный ресурс]:– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».