В статье автор раскрывает понятие налоговых преступлений, их виды, основные тенденции и меры, направленные на их предотвращение.
Ключевые слова: налоговый контроль, преступление, минимизация налоговых обязательств, методы контроля, информационные технологии
В современном мире вопросы налогообложения и налоговой политики играют ключевую роль в экономическом развитии государства. Однако, наряду с ростом значимости налоговой системы, возрастает и уровень налоговых преступлений, представляющих серьезную угрозу для финансовой устойчивости и социальной справедливости общества. В данной статье мы рассматриваем определение налоговых преступлений, их проблематику, вызовы, тренды и перспективы борьбы с ними.
Налоговые преступления представляют собой нарушения налогового законодательства, совершаемые с целью уклонения от уплаты налогов, выражающиеся в виде сокрытия или искажения информации, необходимой для осуществления налогового контроля, легализации незаконно полученных доходов или иного незаконного обогащения за счет бюджета государства.
Налоговые преступления могут быть совершены как физическими лицами, так и юридическими лицами. Они могут быть обнаружены и пресечены налоговыми органами, обладающими полномочиями на осуществление контрольной деятельности за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Определение налоговых преступлений имеет важное значение для понимания их сущности и последствий. Как правило, налоговые преступления рассматриваются в контексте противозаконной деятельности, нарушающей нормы налогового законодательства и приводящей к ущербу для бюджета государства и общества в целом.
Проблема налоговых преступлений имеет огромное значение для стабильности финансовой системы государства, эффективности налоговой политики и общественной справедливости. Увеличение объемов налоговых преступлений ведет к серьезным негативным последствиям, таким как сокращение доходов бюджета, нарушение конкуренции на рынке, искажение экономических данных и утрата доверия граждан к налоговой системе.
Актуальность проблемы налоговых преступлений подчеркивается их распространенностью и сложностью выявления. Сложность статистической оценки и регистрации налоговых преступлений обусловлена их скрытым характером, использованием различных способов уклонения от уплаты налогов, в том числе распространением осуществления трансграничных операций. В этой связи эффективная борьба с этим явлением требует комплексного подхода, включающего в себя не только оптимизацию контрольных систем налоговых органов, но и совершенствование законодательства, повышение прозрачности налоговой системы и использование современных технологий в анализе и мониторинге налоговых потоков.
В соответствии со статистическим данными, представленными партнером ZE Lawgic Русланом Зафесовым на конференции «Уголовная и субсидиарная ответственность менеджмента и собственников бизнеса» за первые 3 квартала 2023 года число дел о налоговых правонарушениях, передаваемых в следственные органы, выросло на 34 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 года [4].
Цель настоящего исследования заключается в анализе текущего состояния проблемы налоговых преступлений, выявлении основных трендов, а также определении перспективных направлений для их предотвращения и пресечения.
Имеются различные виды налоговых преступлений. Это, к примеру, недекларирование доходов, что выражается в сокрытии (занижении) доходов от налоговых органов. Также это фальсификация документов, таких как налоговые декларации, квартальные отчеты, документы о сделках с контрагентами и прочие документы финансового учета. Также налоговые преступления могут выражать собой создание фиктивных схем, в ходе которых налогоплательщики используют недействительные фиктивные транзакции для создания искусственных налоговых вычетов в целях минимизации налоговых обязательств. Сокрытие доходов осуществляется также и в использовании офшорных счетов.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации [5]. Это такие правонарушения, как непредставление налоговой декларации в установленный срок, нарушение способа представления декларации, нарушение правил учета доходов и расходов, неуплата или неполная уплата сумм налога, сообщение налоговому органу недостоверных данных, приводящих к неуплате или неполной уплате налога и другие.
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения установлена статьями 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Дела о налоговых правонарушениях передаются в следственные органы при достижении крупного размера суммы неуплаченного в бюджет налога. Размеры неуплаченных налогов в данном случае установлены соответствующими статьями УК РФ. К примеру, в соответствии с пунктом 2 примечания к статье 198 УК РФ [6] крупным размером признается сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет 2 700 000 рублей, а особо крупным — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13 500 000 рублей.
Мотивами совершения налоговых преступления являются желание снизить налоговые обязательства и сохранить большую часть дохода для себя или своей организации. Это может быть вызвано высокими ставками налогов, сложной системой налогообложения или желанием максимизировать прибыль. Вместе с тем к налоговым правонарушениям может привести неоднозначность и сложность налогового законодательства: физические лица и организации допускают ошибки или пользуются неоднозначными интерпретациями законодательных норм в целях извлечения выгоды. Также налогоплательщики могут сталкиваться с экономическими трудностями, что влечет за собой возникновение соблазна сокрыть доходы и минимизировать налоговые обязательства, чтобы сохранить свою деятельность. Вместе с тем мотивами к уклонению от уплаты налогов могут являться отсутствие прозрачности системы распределения бюджета и низкое информирование граждан о таком распределении.
С развитием цифровых технологий и интернет-бизнеса появляются новые вызовы для налоговых органов в сфере контроля за налоговой отчетностью и сбора налогов.
Налоговые органы все чаще используют передовые технологии и аналитические методы для выявления и расследования налоговых преступлений, что повышает эффективность контроля и предотвращает потенциальные нарушения.
Работа налоговых органов в области борьбы с налоговыми преступлениями становится все более необходимой, так как схемы уклонения от налогообложения развиваются и расширяются ежедневно.
Нами выявлены основные тенденции налоговых преступлений:
1) сокрытие доходов в офшорных зонах или иных странах;
2) создание многоуровневых финансовых схем для минимизации налоговых обязательств с использованием фиктивного документооборота и подставных фирм;
3) сокрытие доходов с использованием новой сферы цифровых технологий и интернет-бизнеса;
4) налоговые убежища.
Появление таких тенденций свидетельствует о постоянной эволюции сферы налоговых преступлений, а также о необходимости постоянного совершенствования налогового законодательства и методов контроля со стороны государственных органов.
Имеющиеся инструменты налогового контроля позволяют выявить массу нарушений и предотвратить их, однако при выявлении налоговых правонарушений налоговые органы могут сталкиваться с такими проблемами, как недостаточная эффективность налогового законодательства в сфере раскрываемости налоговых правонарушений.
Эта проблема вызвана, в первую очередь, сложностью самого законодательства, что затрудняет его применение и интерпретацию на практике, что приводит к различным толкованиям законов и увеличению числа неоднозначных ситуаций, в которых трудно установить факт налогового преступления. Вместе с тем наблюдается проблема недостаточной адаптации налогового законодательства к новым технологиям и схемам, что затрудняет раскрытие налоговых преступлений. Развитие технологий и новых видов бизнеса создает новые возможности для налоговых преступлений, в этой связи соответствие налогового законодательства современным тенденциям минимизирует риски возможных нарушений со стороны налогоплательщиков.
Сложности в раскрываемости налоговых преступлений заключаются также и в недостаточности ресурсов (в частности, информационных) и компетенций у правоохранительных органов, необходимых для проведения расследований налоговых преступлений. Это может привести к недостаточному количеству проверок и расследований, а также к снижению их качества, что отрицательно влияет на эффективность раскрытия налоговых преступлений.
К проблемам может привести также и недостаточная координация между государственными органами, ответственными за борьбу с налоговыми преступлениями. Отсутствие обмена информацией и сотрудничества между органами может привести к упущению важных деталей и фактов.
Барьеры к эффективному раскрытию налоговых преступлений создают многоуровневые схемы и механизмы для сокрытия доходов или переноса активов за границу, что усложняет выявление и требует глубокого анализа финансовой деятельности, а также создает препятствия при осуществлении контроля. Трудность в данном случае составляет недостаток доступа к релевантным данным, особенно в случае использования офшорных схем или скрытых счетов за границей, что ограничивает возможности расследования.
Кроме того, использование современных технологий, таких как цифровые платежные системы и криптовалюта, может усложнять выявление налоговых преступлений, что требует специальных навыков и инструментов для анализа.
Недостаток ресурсов и компетенций у некоторых правоохранительных органов также является барьером для эффективного расследования налоговых преступлений, особенно при недостаточном количестве квалифицированных сотрудников и специализированных отделов.
Преодоление перечисленных проблем требует комплексного подхода, включающего усовершенствование законодательства, повышение компетенции сотрудников и расширение информационных ресурсов государственных контрольных органов в соответствии с современными тенденциями.
Технологии играют ключевую роль в предотвращении и выявлении налоговых преступлений, предоставляя инструменты для более эффективного контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и выявления потенциальных нарушений.
В целях повышения эффективности раскрываемости налоговых преступлений могут использоваться такие технологии, как автоматизированные системы анализа данных. Современные системы анализа данных (например, программы с технологией big data) могут помочь выявить аномалии в налоговой отчетности, обнаружить несоответствия между данными различных отчетов и выявить потенциальные случаи нарушений.
При формировании новых инструментов налогового контроля могут использоваться также технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. С их помощью возможно создание алгоритмов, которые автоматически анализируют совокупность информационных ресурсов и выявляют аномалии, свидетельствующие о налоговых преступлениях, а также формируют рекомендации и алгоритмы для проведения конкретных мероприятий налогового контроля применительно к каждому случаю (схеме уклонения от уплаты налогов).
Вместе с тем при формировании новых инструментов налогового контроля возможно также применение блокчейн технологий, которые позволят обеспечить прозрачность и надежность ведения учетных финансовых записей налогоплательщиками.
Полезным в целях развития налоговой системы будет также использование цифровых платежных систем и электронной отчетности, оно позволит налоговым органам получать более точную и актуальную информацию о доходах и расходах налогоплательщиков.
Создание сетевых систем и интеграция данных из различных источников (например, банковские счета, налоговые декларации, финансовые отчеты) в единую сетевую систему может обеспечить более полное представление о финансовой деятельности налогоплательщиков.
Использование облачных технологий для хранения и обработки данных в свою очередь может улучшить доступность и безопасность информации, передаваемой между государственными органами, осуществляющими раскрытие налоговых преступлений.
Развитие электронных систем мониторинга и отчетности позволит налоговым органам оперативно получать информацию о финансовых операциях и принимать меры по предотвращению налоговых преступлений.
Таким образом, для повышения эффективности налогового контроля в сфере раскрываемости налоговых преступлений использование информационных технологий поспособствует выходу налогового контроля на новый, современный уровень, соответствующий настоящим реалиям в условиях развития цифровых инноваций, и позволит усовершенствовать налоговый контроль и контроль правоохранительных органов при раскрываемости налоговых преступлений, что снизит их количество.
Литература:
- Авжиев Г. К. Понятие и система налоговых преступлений в законодательстве России // Журнал «Вопросы науки и образования». 2018.
- Воробьева Ю. Г. Понятие и эволюция налоговых преступлений в России // Журнал «Политика, экономика и инновации». 2017.
- Иванов П. И., Шитов А. С. Раскрытие и расследование налоговых преступлений в аспекте криминалистического обеспечения // Журнал «Юристъ-Правоведъ». 2020.
- Видеозапись конференции «Уголовная и субсидиарная ответственность менеджмента и собственников бизнеса». ИД «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://events.kommersant.ru/events/ugolovnaya-i-subsidiarnaya-otvetstvennost-menedzhmenta-i-sobstvennikov-biznesa-2/
- Гл. 16 НК РФ. Справочно-информационная система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/47729c44dabaae4b11f8382d5a03958d1a11f710/
- Ст. 198 УК РФ. Справочно-информационная система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/e270bffc924c8d102ca5740e5b8c405a451734a8/