В статье автор рассматривает соотношение смежных понятий градостроительного права, закрепленных Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ), а именно, понятие «комплексное и устойчивое развитие территорий» (ст. 2 ГрК РФ) и понятие «комплексного развития территорий» (глава 10 ГрК РФ). Автор выделяет основные черты обоих анализируемых понятий и приходит к выводу, что при реализации комплексного развития территорий должен соблюдаться принцип комплексного и устойчивого развития территорий, который, в свою очередь, должен соблюдаться и при реализации других норм ГрК РФ, не связанных с комплексным развитием территорий.
Ключевые слова: комплексное развитие территорий, комплексное и устойчивое развитие территорий, принципы градостроительного законодательства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предусматривает, что «обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории» [1] (далее — принцип КИУРТ) является одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности. В 2019 года была изменена редакция данной нормы (когда была введена ныне отмененная глава 5.1 [2]). До изменения редакции, в принципе указывалось только на обеспечение устойчивого развития территории.
ГрК РФ, также, содержит главу 10, которая посвящена самостоятельному правовому институту — комплексному развитию территорий (далее — КРТ).
Актуальной является проблема определения того, как соотносятся между собой принцип КИУРТ и КРТ.
При реализации КРТ, реализуется и принцип КИУРТ, так как принципы являются наиболее общими нормами, руководящими идеями для всей отрасли права. Принцип, указанный в пп. 1 ст. 2 ГрК РФ, является правилом для всех правовых институтов градостроительного права. КРТ, предусмотренное главой 10, как раз является одним из таких правовых институтов, при осуществлении которого должен соблюдаться этот принцип.
Принцип КИУРТ является принципом, которому следует следовать при реализации любой градостроительной деятельности, в том числе такой, которая не подпадает в сферу КРТ.
На это указывает и то обстоятельство, что указанный принцип не был исключен из числа принципов при исключении главы 5.1. и введении главы 10 ГрК РФ, хотя его редакция была изменена.
О. О. Ведьманова, М. Н. Гаврилюк, М. А. Клестов, Е. А. Баскакова выделяют экономические, социальные и экологические критерии, которые могут оценить степень эффективности реализации принципа комплексного и устойчивого развития территории [3].
Шардаков И. Н. отмечает, что градостроительная деятельность, сама по себе, что следует из ст. 4 ГрК РФ, является комплексной многоаспектной деятельностью [4].
Из этого можно сделать вывод, что до изменения редакции анализируемого принципа, включения в него термина «комплексное», нормы об обязательном комплексном характере осуществления градостроительной деятельности можно было выводить из содержания соответствующих норм. Таким образом, принцип КИУРТ является одним из базовых, фундаментальных принципов градостроительного права, что подчёркивается тем, что законодатель поставил его на первое место в списке принципов.
КРТ, которое регулируется главой 10 ГрК РФ, является самостоятельной правовой процедурой, при реализации которой должны соблюдаться все принципы градостроительного права, в том числе, и принцип, указанный в пп. 1 ст. 2 ГрК РФ (принцип КИУРТ). КРТ предполагает принятие решения о проведении КРТ, определение территории КРТ, разработка и утверждения проекта (плана) КРТ (ст. 66–68 ГрК РФ) и пр. Некоторые авторы отмечают, что КРТ, как правовой институт, имеет под собой чёткие экономические цели: «Комплексное развитие территорий (КРТ) — это институт, который предполагается использовать для масштабных программ сноса существующей застройки и строительства на этом месте новых многоквартирных домов» [5].
Таким образом, можно подвести итог, что принцип комплексного и устойчивого развития территорий, указанный в ст. 2 ГрК РФ, является правовой нормой, которая обязательно при реализации комплексного развития территорий, как самостоятельной правовой процедуры, предусмотренной главой 10 ГрК РФ.
Литература:
- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I). Ст. 16.
- Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2019, N 31, ст. 4442.
- Ведьманова О. О., Гаврилюк М. Н., Клестов М. А., Баскакова Е. А. Критерии определяющие комплексное и устойчивое развитие городских территорий // Московский экономический журнал. 2023. № 3. С. 78–84.
- Шардаков И. Н. Конституционное содержание механизма комплексного развития территории в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 1. С. 173–176.
- Макаров А. В. Новации градостроительного законодательства — между инклюзивными и экстрактивными институтами // ЭКО. 2022. № 2 (572). С. 93–114.