В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений, возникающих между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и гражданами с целью оказания помощи и содействия указанным органам. Основные особенности нормативного регулировании указанных правоотношений и отдельные положения, касающиеся лиц, изъявивших желание оказать помощь и содействие органам, осуществляющим ОРД.
Ключевые слова : оперативно-розыскная деятельность, содействие, защита, безопасность, правовое регулирование, конфиденциальность.
The article deals with the issues of legal regulation of relations arising between bodies engaged in operational investigative activities and citizens in order to provide assistance and assistance to these bodies. The main features of the regulatory regulation of these legal relations and separate provisions concerning persons who have expressed a desire to provide assistance and assistance to the bodies carrying out the ORDO.
Keywords: operational investigative activities, assistance, protection, security, legal regulation, confidentiality.
Осуществление правоохранительными органами возложенных на них функций и задач достаточно часто реализуется не только посредством использования личных материальных и технических средств, а также навыков и профессионализма сотрудников, но и в определенных направлениях правоохранительной деятельности посредством содействия и оказания помощи иных лиц, не являющимися сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее актуален этот вопрос в рамках деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в РФ.
В частности, необходимо определить, какими нормативными правовыми актами определяется взаимодействие между обычными гражданами и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность.
Основным актом, регулирующим деятельность органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность в РФ, а также возможность участия иных лиц в оказании содействия данным органам являются Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Нормы указанного ФЗ регламентируют отношения по оказанию помощи и содействия со стороны граждан в отношении органов, осуществляющим ОРД закреплены в статьях 17–18 и имеет следующее содержание:
Анализ статьи 17 Федерального закона № 144 «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» позволяет сделать вывод о том, что в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности лица, не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов могут привлекаться для оказания содействия соответствующим органам на конфиденциальной основе, в том числе и по контракту, при этом следует отметить, что соблюдается принцип равенства человека и гражданина без дискриминации по различным признакам и наличие обязательного признака как совершеннолетие и дееспособность такого лица.
Положения указанной статьи также определяют условия, на которых возможно оказание помощи органам, осуществляющим ОРД, а также устанавливается исключение (запреты) в отношении субъектов «информаторов» (судьи, прокуроры и иные лица).
Законодатель особо отметил, что только отдельные лица могут быть привлечены к подготовке и проведению ОРМ. Это означает, что привлечение к негласному сотрудничеству происходит сугубо индивидуально. Единственным основанием привлечения лица к содействию или сотрудничеству является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и задач ОРД. По желанию лица его содействие оперативно-розыскному органу может носить как конфиденциальный, так и гласный характер. Для получения у любого лица согласия на конфиденциальное содействие оперативное подразделение (оперативный сотрудник) не вправе использовать психологическое или физическое насилие.
Данному направлению исследования посвящен ряд научных работ известных российских ученых, которые высказывают различные точки зрения по данному вопросу. В частности, Кондрашечкин Р. В. не согласен с позицией отдельных авторов, указывающих на то, что анализируемая статья федерального законодательства об ОРД содержит «определение понятия лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам».
По мнению, автора легальное определения данного понятия отсутствует, с чем можно согласиться, так как по содержанию оно достаточно поверхностно отражено в ч. 2 ст. 17 указанного ФЗ. Вместе с тем специальные ведомственные нормативные правовые акты раскрывают содержание данной категории лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, что, на взгляд Кондрашечкина, является недостаточным для правоприменительной практики. Данная дефиниция должна быть отражена в оперативно-розыскном и уголовно-процессуальном законодательстве. Кроме того, п. 34 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» указывает, что «полиция может привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе» [3].
Внештатное взаимодействие с органами полиции также регламентировано ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Так, «граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией, их привлечение осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, отмечается в ч. 2 рассматриваемой статьи» [10, с. 1].
В полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в соответствии со статьей 15 ФЗ «Об ОРД» относительно рассматриваемой темы, в частности, входят:
Установление на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе.
Помимо конспирации должностных лиц, указанных органов, также обеспечивать всестороннюю безопасность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В отношении субъектов, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД помимо статьи 17, также сформирована и судебная позиция, имеющая свойство правового (разъясняющего) характера. В отношении субъектного состава указанных в статье 17 ФЗ «Об ОРД» высказался Конституционный Суд РФ:
Обязательным условием содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, является добровольность, то есть никто не может быть принуждён к оказанию содействия не иначе как по собственному желанию.
Субъектами содействия могут быть только граждане, имеющие полную дееспособность, совершеннолетние граждане, при этом не имеют значение такие признаки как: национальность, пол, гражданство, имущественное положение и иные признаки, в том числе и религиозное мировоззрение.
Оказание содействия и помощи в соответствии с ФЗ «Об ОРД» может осуществлять как гласно, так и с соблюдением конфиденциальности указанных субъектов (по их желанию).
Само взаимодействие осуществляется как обобщенно и периодично, так и путем заключения соответствующего контракта с органами, осуществляющие ОРД [1].
К вопросу о правовом регулировании участия лиц в оказании содействия органам ОРД, статья 17 указанного ФЗ устанавливает наличие дееспособности и совершеннолетия гражданина, но при этом разъяснения в вопросе содействия несовершеннолетних лиц, разрешил Конституционный Суд РФ в порядке рассмотрения одной из жалоб по реализации статьи 17 ФЗ «Об ОРД»:
Конституционный Суд РФ установил, что положения статьи 17 ФЗ «Об ОРД» ограничивают использование содействия несовершеннолетних лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, исключая возможность заключения с ними контракта, но не запрещают использование их содействия для подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий на бесконтрактной основе. При этом, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, сами оперативно-розыскные мероприятия проводятся уполномоченными органами и их должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных законом; соответственно, само по себе содействие частных лиц в проведении таких мероприятий не может рассматриваться в качестве ограничения прав заявителя (определения от 27 мая 2010 года № 681-О-О и от 19 июня 2012 года № 1187-О) [5].
В категориально понятийном смысле понятие конфиденциальность рассматриваемого института представляет — Конфиденциальность (от лат. Confidential) — доверие, свойство, предполагающее сохранение чего-либо в тайне от посторонних. В оперативно-розыскной деятельности — это специфическое конспиративное (секретное) правоотношение между гражданином и представителем государства, давшим согласие на сотрудничество [8, с. 2].
Установив и проанализировав общие положения, закрепленные в законодательстве РФ относительно участия граждан в осуществлении содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо перейти к гарантиям социальной и правовой защиты таких субъектов в рассматриваемых правоотношениях.
Статья 18 ФЗ «Об ОРД» — Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, устанавливает, что:
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства, что обеспечивает достаточно эффективное взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и лиц, оказывающих им содействие, но при правомерном выполнении указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
Правовые гарантии выражаются в следующих положениях:
Возможность предотвращения посягательства на лиц, оказывающих содействия органам, осуществляющим ОРД (в том числе и опасности в отношении членов их семей и родственников);
Социальные гарантии для указанных лиц;
Возможность освобождения лица, оказывающего содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность от уголовной ответственности при наличии соответствующих оснований;
Такие лица имеют право (в случае наличия контракта) на пенсионное обеспечение [1].
Помимо указанных гарантий безопасности в отношении лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность необходимо отметить Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», статья 2 данного нормативного правового акта устанавливает перечень субъектов в отношении которых распространяется и осуществляется государственная защита, несмотря на то, что перечень субъектов указанный в ч. 1 ст. 2 указанного ФЗ не устанавливают в качестве субъекта лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, необходимо cакцентировать внимание на части 2 данной статьи в которой указывается, что: меры государственной защиты могут быть также …… либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления [2].
Контрактная деятельность субъектов по оказанию содействия органам ОРД достаточно специфичный правовой институт, в большей мере относящийся к специфике деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ведь он не идентичен трудовой деятельности, регламентированной и устанавливаемой Трудовым законодательством, а также не имеет схожести с гражданским-правовым договором [6, с. 8].
Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, помимо прав имеют и соответствующие обязанности, к которым относятся:
Исполнение требований контракта о взаимодействии;
Строгое соблюдение требование о неразглашении государственной тайны и иной конфиденциальной информации;
Выполнение поручений, направленных на решение задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
Не допускать предоставления неполной, ложной, необъективной информации;
Закрепление прав и обязанностей лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, способствует возложению на государство (в лице его правоохранительных органов) обязательств по созданию надлежащих условий правовой охраны конфидента и в настоящее время эти положения имеют лишь поверхностный и неуточненный характер, который необходимо на законодательном уровне раскрыть и дополнить, что является актуальным и на сегодняшний день [8, с. 2].
Анализируя данные положения, необходимо отметить, что по итогу лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД, могут получить и рассчитывать на пенсионное обеспечение лишь при наличии контракта, в отличие от лиц, которые по определенным причинам данный контракт не заключили, из чего предполагается возможным вывод о наименьшей социальной защищенности прав и гарантий бесконтактных граждан, рассматриваемых правоотношений. Правовое регулирование этого вопроса в настоящее время неоднозначно.
Акты ведомственного характера определяют вопросы о зачете стажа граждан, например, приказом МВД России от 16.01.2018 № 19 утвержден порядок передачи сведений о периодах сотрудничества по контракту граждан с органами внутренних дел Российской Федерации в качестве основного рода занятий для зачета в страховой стаж. Также Приказом ФСБ России от 20.09.2016 № 583 утвержден порядок передачи сведений о периодах сотрудничества по контракту граждан с органами федеральной службы безопасности в качестве основного рода занятий для зачета в страховой стаж.
Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 12.10.2023) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» относит к государственной тайне лиц, оказывающих содействие органам и подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что основная нормативная база, регламентирующая и устанавливающая порядок правоотношений между гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в РФ, устанавливается Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности. Иные вопросы обобщающего характера закреплены в различных нормативных правовых актах, в том числе и ведомственных приказах.
Важно отметить, что основанием возникновения правоотношений между органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность и гражданами, оказывающим содействие является наличие контракта или добровольного согласия указанных субъектов по оказанию содействия.
Насущным является проблемный вопрос о пенсионном обеспечении лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, но не заключившим с ними контракта, что свою очередь не позволяет в соответствии с указанным выше Федеральным законом обеспечить их пенсионными гарантия имеет трудовым стажем для получения пенсии [9, c. 62–63].
Правовые особенности рассматриваемых правоотношений в действительности разнообразны и рассуждениям подлежит большое количество вопросов, например, что данные правоотношения не входят в систему отношений, складывающихся исходя из норм трудовых правоотношений или отношений гражданско-правового характера. Данные правоотношения негласны и не публичны, что обуславливается сферой деятельности органов ОРД.
Резюмируя вышесказанное возможно внесение соответствующих изменений в законодательство об оперативно розыскной деятельности, таких как:
Замена формулировки «Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…» в абз. 6 ст. 18 ФЗ «Об ОРД» на следующую: «Граждане, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность». С исключением категории «контракт», что в эффективности обеспечит пенсионные выплаты и накопление стажа, гражданам, оказывающим указанным органам содействие на бесконтрактной основе;
Установить более регламентированное легальное определение понятие лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Литература:
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, № 113–115, 18–20.06.96. Собрание законодательства Российской Федерации, № 25, 17.06.1996, ст. 2954. — Текст: непосредственный.
- Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Российская газета, № 182, 25.08.2004. Собрание законодательства Российской Федерации, № 34, 23.08.2004, ст. 3534. — Текст: непосредственный.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011. Собрание законодательства Российской Федерации, № 7, 14.02.2011, ст. 900. — Текст: непосредственный.
- Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 12.10.2023) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 49, 04.12.1995, ст. 4775. — Текст: непосредственный.
- Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 2875-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Полякова Кирилла Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». — Текст: непосредственный.
- Абрамочкин В. В. Статья 17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: дискуссионные вопросы конструкции / В. В. Абрамочкин // Брянский филиал Московского университет МВД России. — 2018. — 10 с. — Текст: непосредственный.
- Тихомиров А. И. Пенсионное обеспечение граждан, оказывавших конфиденциально содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС / А. И. Тихомиров // Вестник СЮИ. — 2021. — 64 с. — Текст: непосредственный.
- Рудова А. В. Содействие граждан оперативным подразделениям как основа оперативно-розыскной деятельности / А. В. Рудова // Юридические науки, № 4. — 2016. — 5 с. — Текст: непосредственный.
- Гребенщикова А. А. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / А. А. Гребенщикова // Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. № 8. — 2014. — 3 с. — Текст: непосредственный.
- Кондрашечкин Р. В. Правовое положение лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Полицейская деятельность, № 4. — 2017. — 16–24 с. — Текст: непосредственный.