В статье автор исследует особенности культурно-речевого развития младших школьников.
Ключевые слова: речь, развитие речи, младший школьник, русский язык, лингвистика.
Как известно, культура речи, как наука в отечественно научной среде была признана лишь в начале 60-х гг. XX века, хотя пристальное внимание учёных, которые представляют отечественную психологическую и лингвистическую школу (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов), было обращено еще в 40–50-х гг. XX века. Интенсивность исследований была вызвана тем, что «…возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека». [6]
По мнению Н. И. Формановской, «ведущими учеными, проводящими исследования в области культуры речевого общения являются представители США — Дж. Кэролл, Ч. Осгуд, и Т. Сибеок, но нельзя опровергать тот факт, что достижения отечественных ученых в изучении психолингвистики являются передовыми в проблеме изучения культуры речи в мировом научном сообществе, благодаря таким выдающимся представителям как П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, P. M. Фрумкина, Е. Ф. Тарасов, P. M. Фрумкина, А. К. Маркова» [8].
Анализируя психолого-педагогическую литературу, отметим, что исследования проблемы культурно-речевого развития у детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах отечественных педагогов: Е. В. Бариновой, Б. С. Волкова, О. М. Казарцевой, И. Н. Курочкиной, Н. С. Малетиной, Т. А. Налимовой, Н. И. Формановской, Л. М. Шипицыной и др. Данные авторы говорят, что период младшего школьного возраста является подходящим для культурно-речевого развития, так как обучающиеся этого возраста достаточно хорошо владеют навыками коммуникации.
Так, одним из самых известных отечественных ученых, который изучал проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста, является Л. С. Выготский. Благодаря его исследованиям в данной области психолингвистика была выделена как самостоятельная область научного знания.
Как отмечает С. Б. Шарманова, младший школьный возраст (по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина) — это «период в жизни ребенка с семи до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах» [9].
Л. С. Выготский в свою очередь, утверждает, что «в данном возрасте, в качестве ведущей деятельности у ребенка формируется учебная деятельность». По его мнению, «в учебной деятельности происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний» [2, с. 129].
Особенно важной чертой обучающихся начальной школы является их несомненный интерес к окружающему миру и жизни. Они, по словам Д. А. Серегиной, «умеют общаться, проявляют сопереживание, способны в определенной мере управлять своим поведением, выполняют основные правила этического поведения, взаимодействия в быту, игре, учении» [7, с. 16].
В данном возрасте, коммуникативные умения и навыки обучающихся развиваются в новой для них социальной ситуации — специально организуемой взрослыми учебной деятельности. С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями.
Так, жизнь младшего школьника в обществе, состоит из набора ситуаций, в которых ему приходится постоянно решать задачи коммуникативного, воспитательного и социального характера, взаимодействуя с другими членами общества. Поэтому речевое развитие рассматривается как совокупность речевых и общественных отношений, которые создаются в определенных условиях между участниками общения.
В учениях Ж. Пиаже существует теория, что «в раннем возрасте речь ребенка эгоцентрична, является признаком незрелости детского мышления и не выполняет никаких функций». Изучая проблему взаимодействия речи и мышления. Но, отметим, что далеко не все ученые поддерживали теорию Ж.Пиаже, среди них был Л. С. Выготский, который доказал, что «эгоцентрическая речь ребенка, в период взросления переходит во «внутреннюю речь» и является основой развития мышления» [2].
Культурно-речевое развитие, как отмечает Н. Н. Романова, чаще всего определяют как «совокупность правил произношения (орфоэпия), правописания (орфография) и правил употребления слов и их грамматических форм, принятых в речевой практике данного общества и признаваемых в качестве основы литературного языка» [6].
Таким образом, проанализировав основные положения психолого-педагогических исследований различных ученых, отметим, что культурно-речевое развитие обучающихся младшего школьного возраста — это основа школьного обучения детей речи и языку.
Литература:
1. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 2001. 286 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский — М.: Перспектива, 2018. 224 с.
4. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. — М.: Красанд, 2010. — 216 с.
5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2011. — 456 с.
6. Романова, Н. Н. Словарь. Культура речевого общения [Текст] / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 304 с.
7. Серегина, Д. А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ [Текст] / Д. А. Серегина. — М.: Прометей, 2013. — 104 с
8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н. И. Формановская. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 159с.
9. Шарманова, С. Б. Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках в начальной школе [Текст] / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров // Начальная школа. — 2017. — № 4. — С.38–42.
10. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына. — СПб.: Речь, 2011. — 285 с