Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство.
Бертольд Авербах
«Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами».
Не так давно в детских садах появилось инновационное направление — обучение основам финансовой грамотности. Ведь представление о деньгах и их применение начинает интересовать детей в дошкольном возрасте.
В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к окружающим людям и к себе. К сожалению, дети-дошкольники мало знают о финансовой грамотности (о деньгах, как их зарабатывают, на что важнее их потратить…)
Очень часто в магазине наблюдаешь, как малыши топают ногами, кричат, падают на пол, требуя купить игрушки, сладости… Родители жалуются, что дети не берегут игрушки, вещи, не знают цену деньгам. Многие родители считают, что в дошкольном возрасте нельзя прививать у детей правильное отношение к деньгам. Они не выдерживают «истерики» детей и тратят последние деньги на покупку игрушки.
Как же помочь родителям решить проблему детского «купи», понять сущность проблемы и научить правильно выходить из этой ситуации.
Мы изучили особенности основ экономического воспитания детей дошкольного возраста и разработали систему образовательной деятельности по этому направлению.
Наша задача научить детей грамотно относиться к собственным деньгам (бюджету семьи), приобрести опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте, что способствует финансовому благополучию детей во взрослой жизни.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше узнали о роли денег в семейной и общественной жизни. Это поможет с детства сформировать полезные финансовые привычки.
Беседуя с детьми, мы поняли, что дети знают: что такое деньги, как они выглядят, зачем нужны деньги, откуда они у родителей, есть ли у них свои (карманные) деньги…
Мы спросили у детей: «Всегда ли были деньги?»
Они, конечно, ответили: «Да».
Посмотрев в презентацию: «Что такое деньги и как они появились?» дети узнали, что довольно долго люди обходились без денег. Давным-давно, миллионы лет назад, мужчины ходили охотиться на мамонта, а женщины сидели в пещерах у костра, денег не было. люди постепенно учились делать посуду, одежду, обрабатывать землю… У одного человека получалось делать одежду, но не получалось поймать суслика. Люди поняли, что можно меняться продуктами своего труда. Например, я тебе — тёплую накидку на плечи, а ты мне — зерно, перец. Так появился бартер — предшественник современных денег.
Поначалу деньгами были разные предметы — камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно затем появились бумажные деньги и монеты. Дети увидели, что монеты чеканились вручную, а затем в специальных помещениях — монетных дворах.
Детям было очень интересно, но они не способны понять всё из разговоров. Им нужно почувствовать все в действии. Совершая большое количество действий, они учатся их реализовывать в разных условиях, с разными объектами, приобретают новые знания, умения и навыки финансовой грамотности.
Все мы знаем, что основной вид деятельности дошкольников — игра. За игрой дети проводят большое количество времени. Значит, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о финансовой грамотности.
Сделать экономику доступной помогут сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию финансовой грамотности у детей. Это магазин, кафе, банк, аптека, поездка в автобусе… Для реалистичности игры вместе с детьми делали билеты для проезда в автобусе, изготавливали ценники для товаров, обсуждали стоимость товара. Пробовали решить проблемную ситуацию. Например, потратить определённую сумму на лекарства или на новую игрушку; потратить все деньги или отложить на что-то важное…
В нашем детском саду прошёл фестиваль детской игры по экономическому воспитанию дошкольников — «Монетный двор», где были представлены игры: «Монеточка» — дети пробовали «чеканить» монеты специальным молоточком. В игре «семейный бюджет» — учились распределять бюджет, узнавали на что тратятся деньги и как экономить. В игре «где живут деньги?» — дети познакомились с банкирами, которые хранили деньги в деревянных ящиках. Эти ящики назывались банком. В процессе исследовали современные сейфы. Это металлический ящик с толстыми стенками. Его дверь закрывается на секретный замок. В сейфе хранятся деньги, драгоценности и другие ценные предметы.
В результате игровой деятельности у детей сформировалось положительное отношение к финансам, интерес к экономике.
Невозможно представить нашу жизнь без банковских учреждений. Современному человеку очень удобно проводить через банки многие операции: получение заработных плат и пособий, переводы и оплата коммунальных платежей, денежные займы и прочее. Но даже за самой простой банковской операцией стоит целый ряд финансовых специалистов: консультанты, кассиры, бухгалтеры и другие специалисты.
Мы пригласили работника банка — Ирину Сергеевну, маму Полины, которая познакомила детей с профессией «бухгалтер». Ирина Сергеевна рассказала, что в обращении находится очень много денег, которые ежедневно перемещаются как от человека к человеку, так и между различными предприятиями и организациями.
И в каждой организации, на каждом предприятии требуется вести учёт движения денег, товаров и прочих ценностей. Такой учёт ведут люди, имеющие профессию «Бухгалтер».
Ирина Сергеевна принесла шкатулку. Открыли её вместе с детьми. Для них был отличный сюрприз, так как в шкатулке — деньги. Дети с интересом рассматривали монеты, а Ирина Сергеевна знакомила их с Российскими денежными единицами и денежными единицами различных стран, с понятием «Валюта». Подарила игру «Купи-продай» с настоящими игровыми монетами.
Раннее начало подготовки детей к финансовой грамотности заключается в сотрудничестве детей с педагогами, но и с родителями, которые ведут «операции» с финансами.
Мы попросили родителей взять с собой ребёнка на экскурсию в банк и поговорить с ним о финансовых расходах, которые они оплачивают каждый месяц.
Дети узнали о том, какими услугами банка пользуются их родители. Многие оплачивали коммунальные услуги, кто-то оплачивал кредит на покупку машины, ипотечный кредит, снимали наличные деньги в банкомате…
Они поняли как трудно родителям вести семейный бюджет и как они могут правильно распределить доход, чтобы планировать расходы до следующей зарплаты.
Мы спросили детей: «А у вас есть свои деньги?». Оказалось, что деньги есть у всех детей. Бабушки и дедушки дают деньги на день рождения, на другой праздник; «зубная Фея» приносит деньги, если выпал зуб; родители дают за то, что ребенок помогает по дому и прочее.
Мы провели конкурс «Лучшее фото копилки». Родители и дети поделились фотографиями своих копилок и рассказали о том, на что ребёнок планирует потратить накопленные деньги: (на поездку на море, на велосипед, на «вкусняшки»…)
На основе полученных знаний о банке, банковских служащих, семейном бюджете и расходах семьи провели квест-игру «Путешествие в страну финансов». В путешествие отправились четыре команды. Капитаны получают карту-схему, в которой прописан индивидуальный маршрут. У каждой команды браслетики из ленточек определённого цвета (белого, синего, красного и зелёного). Каждая команда за выполненное задание зарабатывает денежки. Команды поучаствовали в «Строй Граде», «Сказ Граде», познакомились с финансовыми хитростями в «Банко Граде» и побывали в «Авто Граде».
В финале путешествия подсчитали баланс каждой команды. Каждая команда получила медаль «Самый успешный финансист».
Одним из условий в обучении финансовой грамотности является предметно — пространственная развивающая среда. В нашей группе изготовлен игровой «банкомат», объемная ширма «Сбербанк», атрибуты для игры «Сбербанк»: деньги, пластиковые карты, таблички — стойки, бейджи с изображением специальностей, паспорта клиентов, платёжные извещения, кредитные договоры, сейф, шейные платки и ленточки зелёного цвета, кошельки, копилки, компьютер.
— Лэпбуки «Путешествие золотой монетки», «Остров сокровищ», которые помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию;
— Альбомы «Финансовая грамотность», «Семейный бюджет», «История возникновения денег».
— Дидактические игры экономической направленности: «Маленький банкир», «Что такое деньги?», «Советы покупателю», «Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги», «Повар и услуги» и др.
— Карты-схемы к квест-игре «Путешествие в страну финансов»;
— Фотовыставки, рисунки;
— «Экономика в сказках» — выставка книг, в которых герои сталкиваются с финансами.
— Круги «Луллия»;
— Мешочки с карточками «Хочу», «Надо», «Могу»;
— Денежные единицы — банкноты, монеты;
— «Купи-продай» — игра-ходилка;
— Видео ролики: «История монетки», «Что такое деньги?»
— Консультации для родителей: «Финансовая грамотность в каждый дом», «Как воспитать ребенка успешным», а также плакаты, буклеты, медали для самого успешного финансиста, кроссворды, фотовыставка и другое.
Финансовая грамотность — это качество человека, которое показывает степень осведомленности в финансовых вопросах: умение вести учет доходов и расходов; умение зарабатывать и управлять своими финансами.
Если для обучения ребенка финансовой грамотности вы будете уделять время, то он будет расти уверенным в своем финансовом состоянии.
Мы точно знаем, что дети выйдут в мир с хорошими знаниями и будут держаться подальше от финансовых передряг.