В статье рассматривается роль государства в регулирование экономической сферы. В соответствии с действующим законодательством определены основополагающие начала административно-правового регулирования. Кроме того, автором исследовано понимание административно-правового регулирования, сформированное исследователями. Особое внимание уделяется адаптации регулирования под внешнее влияние в условиях политики санкций, проводимой в отношении Российской Федерации.
Ключевые слова: экономическая сфера, административно-правовое регулирование, государство, параллельный импорт.
Актуальность исследования заключается в том, что в связи с переходом к рыночному типу экономики, государство является ключевым их регулятором в контексте достижения развития предпринимательства и стабильности рынка.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и уточнениями на отраслевом уровне, принципы административно-правового регулирования экономики включают в себя:
- Принцип свободы предпринимательства или экономической деятельности.
- Принцип свободного перемещения товаров, финансовых средств и услуг.
- Поддержка конкуренции.
- Принцип равенства форм собственности и обеспечения ее защиты.
- Принцип единства экономического пространства.
В современной российской рыночной экономике можно выделить три взаимосвязанных сектора: товарно-производственный рынок (или сектор реальной экономики), финансовый рынок и рынок ценных бумаг.
Каждый из этих секторов включает различные субъекты предпринимательской деятельности, будь то физические или юридические лица, специализирующиеся в соответствующих отраслях и сферах экономики.
Правовой статус этих субъектов зависит от сектора, к которому они относятся, и регулируется специальными законами и нормативными актами, характерными для каждого конкретного сектора рыночной экономики.
Б. Ю. Джамирзе отмечается, что развитие законодательства в области экономики должно стремиться к балансу между централизованными и децентрализованными формами управления. В России хозяйственная система должна эволюционировать не только через саморегулирование, но и под воздействием реальных и целенаправленных изменений в нормативно-правовой сфере, при этом определяя четкие приоритеты.
В юридической литературе выделяется несколько концептуальных позиций к определению сущности административно-правового регулирования. Они представлены широким и узким подходами.
В рамках первого административно-правовое регулирование экономических отношений считается синонимом государственного регулирования в целом. В рамках узкого подхода административно-правовое регулирование — это методы административного управления экономики государственными органами власти.
Считаем, что оба подхода имеют право существовать. В целом, специфика рассматриваемого вида правового регулирования в сегодняшних реалиях обусловлена разработкой и утверждением специальных программ государства, различных дорожных карт развития отдельных отраслей экономической сферы, регулированием лицензионной деятельности, а также регистрационных процедур.
В связи с тем, что на сегодняшний день в отношении Российской Федерации проводится активная политика наложения санкций, административно-правовое регулирование вызвано подстраиваться под внешнее влияние. В частности, актуально стало такое явление, как «параллельный импорт». С. Н. Мирсанов на этот счёт отмечает, что «параллельный импорт означает импорт товаров за рамками каналов распределения, о которых имеется договоренность с изготовителем.
Поскольку владелец товарного знака не имеет договорной связи с параллельным импортером, импортируемые товары иногда называются «товары серого рынка», что на деле не совсем точно, поскольку как таковые товары оригинальны и лишь каналы их распределения не контролируются собственником товарного знака». Таким образом, административно-правовое регулирование вынуждено адаптироваться под внешнее влияние и учитывать эти новые явления в экономической сфере.
Таким образом, в российской рыночной экономике государство играет ключевую роль, регулируя экономические отношения для развития предпринимательства и стабильности рынка. Принципы административно-правового регулирования, закрепленные в законах, направлены на обеспечение свободы предпринимательства, поддержку конкуренции, защиту собственности и равенство в экономическом пространстве. Разные концептуальные подходы к административно-правовому регулированию имеют свою обоснованность. Стоит отметить, что активная политика санкций требует адаптации регулирования под внешнее влияние, включая введений новых правовых явлений (в частности, «параллельный импорт»).
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Административное право России: Учебник / Министерство образования и науки Российской Федерации; под ред. Н. М. Конина, Ю. Н. Старилова. — 2-e изд., пересмотр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2010. — 784 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978–5–91768–130–6. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/202088 (дата обращения: 20.04.2024)
- Джамирзе Б. Ю. Лицензирование в системе административно-правовых способов регулирования экономики // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/litsenzirovanie-v-sisteme-administrativno-pravovyh-sposobov-regulirovaniya-ekonomiki (дата обращения: 20.04.2024).
- Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации: монография. — М.: Проспект, 2008. — 400 с.
- Мирсанов С. Н. Понятие параллельного импорта. Подходы к правовой квалификации явления параллельного импорта // Инновационная наука. 2023. № 4–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-parallelnogo-importa-podhody-k-pravovoy-kvalifikatsii-yavleniya-parallelnogo-importa (дата обращения: 20.04.2024).