Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 26.04.2024

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Ясенева, М. В. Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте / М. В. Ясенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 106-110. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113417/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Ключевые слова: психологические границы, стратегия поведения, конфликт, юношеский возраст, психологическое пространство, конфликтная ситуация.

Работа посвящена исследованию связей между уровнем суверенности личности и выбором ее стратегии поведения в конфликте в юношеском возрасте. В разные периоды, в процессе становления личности, психологические границы становятся наиболее актуальной темой. Одним из таких периодов является юношеский возраст. В данный период происходит активное самопознание личности, формирование “Я-концепции”, увеличение количества контактов, и как следствие, активное развитие психологических границ.

Сталкиваясь в высшем учебном заведении или на работе с новыми нормами поведения и правилами, юноши и девушки претерпевает перестройку и формирование психологических новообразований, столкновение интересов в конфликте. Была поставлена цель выяснить, есть ли связи между психологическими границами личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте.

В исследовании приняли участие 76 студентов «Государственного Университета Управления» города Москвы 2 и 3 курсов в возрасте от 18 до 20 лет, среди них 38 юношей и 38 девушек.

Для проведения эмпирического исследования мы применили методики диагностики:

  1. «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова–Бочавер)
  2. «Границы Я» Н. Браун в адаптации Е. О. Шамшиковой.
  3. «Методика Томаса –Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н. В. Гришиной).

Выделяют несколько подходов в изучении феномена психологических границ: средовой, субъектный и субъектно-средовой.

С. К. Нартова-Бочавер основатель субъектно-средового подхода впервые применяет термин «суверенность» к исследуемому феномену [1]. Психологические границы являются показателем суверенности психологического пространства личности.

В своих исследованиях мы придерживаемся данного подхода.

Согласно концепции Э.Эриксона для человека свойствен поиск себя, поиск эго — идентичности, ориентированность на мнение окружающих. Психологические трудности вызывают одновременное желание приобрести независимость от общества и самостоятельно принимать решения, нести за себя ответственность, но также желание сохранить некую зависимость с близкими людьми, которые заботятся о тебе [2]. Несмотря на пластичность личных границ, в юношеском периоде они претерпевают значительную трансформацию под влиянием нового социального окружения в процессе получения образования и профессионального становления.

Говоря о стратегиях конфликта и самом конфликте, как феномене, в трудах Л. А. Петровской, В. В. Бойко, А. Г. Ковалева, Ф. М. Бородкина, Н. М. Коряк, А. А. Ершова термин «конфликт» получил психолого-педагогическую интерпретацию, как проявление столкновения личностей из-за несовместимости целей, потребностей, мотивов и установок, взглядов в форме борьбы и связано с острыми эмоциональными реакциями [3].

К. Томас в своей классификации поведения в конфликте, выделил два критерия для разделения всех способов реагирования. Первым критерием является напористость, а именно тенденция отстаивания человеком своих собственных интересов, его стремление к этому. Вторым критерием К. Томас выделяет кооперацию, когда человек в своих действиях и стратегиях реагирования стремиться учитывать интересы других. Основываясь на данных критериях, психолог выделил пять способов реагирования людей в конфликтных ситуациях: соревнование (конкуренция); приспособление (улаживание); избегание (уклонение); компромисс; сотрудничество [4].

Для проверки общей и частных гипотез исследования, полученные данные диагностического этапа мы проанализировали с помощью статистического анализа с применением критериев Колмогорова-Смирнова, U-критерия Манна-Уитни.

Также мы провели анализ собранных данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена, в таблице 1 представлены полученные значимые связи между показателями психологических границ и стратегиями поведения в конфликте.

Таблица 1

Психологические границы

Стратегии поведения в конфликте

Общая выборка (n=76)

Юноши (n=38)

Девушки (n=38)

Границы Я

Приспособление (0,248*)

Суверенность психологического пространства

Приспособление (0,269)

Компромисс (0,324*)

Избегание (0,321*)

Приспособление (0,326*)

Суверенность территории

Приспособление (0,231*)

Суверенность мира вещей

Приспособление (0,242*)

Приспособление (0,390*)

Избегание (0,230*)

Суверенность привычек

Приспособление (0,265*)

Суверенность социальных связей

Избегание (–0,370*)

Суверенность физического тела

Компромисс (0,314)**

Компромисс (0,326*)

**. Разница значима на уровне 0,01

*. Разница значима на уровне 0,05

Можно сделать вывод, что общая гипотеза о том, что существует связь между уровнем суверенности психологического пространства личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте — подтверждена.

Выбор стратегии поведения «компромисс» связан с уровнем суверенности физического тела. Предполагается, что ощущение безопасности на физическом уровне позволяет быть более открытым к мнению оппонента в конфликте.

Выбор стратегии «избегание» связан с суверенностью мира вещей. Это можно объяснить таким образом, высокий уровень безопасности материальной составляющей позволяет избегать конфликтов или сложных разговор, без страха потерять опору под ногами, например, в виде денег.

Интересным выводом стала статистически значимая связь психологических границ со стратегией поведения «приспособление». Внимательно учитывать желания и потребности других, не быть полностью сосредоточенным на себе это необходимо для адаптации в мире взрослых, для поиска и удержания партнера, для построения карьеры, для успешного обучения. После подросткового максимализма поведение юношей и девушек в большей мире транслирует уважение к ценности своего Я и других людей. Именно это позволяет им принять себя, а также спокойно уживаться с разными индивидуумами.

Исходя из полученных результатов статистического анализа, мы пришли к выводам, что общая гипотеза о том, что существует связь между психологическими границами личности и стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте — подтверждена.

Дополнительно мы проанализировали, какие стратегии поведения в конфликте выбирают лица юношеского возраста с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства и с оптимальным уровнем границ «Я».

Среди 13 человек с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства, у 15 % одной из ведущих стратегией поведения в конфликте является «конкуренция», у 46 % «сотрудничество», у 31 % «компромисс», у 62 % «избегание», у 15 % «приспособление» [рис. 1].

Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства

Рис. 1 Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем суверенности психологического пространства

Среди 49 человек с оптимальным уровнем границ «Я», у 20 % одной из ведущих стратегией поведения в конфликте является «конкуренция», у 49 % «сотрудничество», у 43 % «компромисс», у 35 % «избегание», у 12 % «приспособление» [рис. 2].

Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем границ «Я»

Рис. 2. Ведущее поведение в конфликтной ситуации у людей с оптимальным уровнем границ «Я»

Анализ показал, что юноши и девушки с оптимальными психологическими границами чаще выбирают стратегии поведения в конфликте «сотрудничество» и «компромисс», а также они демонстрируют стратегию избегания.

Лица с оптимальным уровнем психологических границ стремятся учесть свои интересы в конфликте, но также настроены услышать мнение оппонента, выбирают наиболее эффективную стратегию в зависимости от ситуации.

Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что имеются значимые различия между юношами и девушками только по шкале «Суверенность ценностей».

Таблица 2

Психологические границы

Средний ранг у юношей

Средний ранг у девушек

U Манна-Уитни

Значимость

Суверенность ценностей

45,64

31,36

450,5

0,003

Это значит, что у юношей и девушек разный уровень свободы вкусов, мировоззрений и ценностей. Так, у юношей выше суверенность ценностей, чем у девушек. Можно выдвинуть предположение, что на лиц женского пола окружение влияет больше, чем на лиц мужского пола.

Резюмируя, тема границ и конфликтов в психологии как никогда многогранна и важна. Изучение связи между психологическими границами и стратегиями поведения в конфликте помогает понять, какие факторы влияют на выбор конкретной стратегии поведения в конфликте, и, следовательно, какие методы и подходы могут быть эффективными для предотвращения и разрешения конфликтов среди личностей юношеского возраста. В дальнейшем полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ поддержки и развития юношей и девушек в конфликтных ситуациях.

Литература:

  1. Нартова–Бочавер, С. К. Современное состояние психологии суверенности как учения о личностных границах / С. К. Нартова–Бочавер // У истоков развития. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2011. — С. 56–67.
  2. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис = Identity: YouthandCrisis: перевод с английского / Э. Эриксон. — Москва: Прогресс, 1996. — 344 с
  3. Бойко, В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983.
  4. Thomas, K. W., and Kilmann, R. H. The Thomas–Kilmann Conflict Mode Instrument(Mountain View, CA: CPP, Inc., 1974)
Основные термины (генерируются автоматически): стратегия поведения, юношеский возраст, конфликт, психологическое пространство, граница, конфликтная ситуация, ведущее поведение, девушка, оптимальный уровень суверенности, психологическая граница личности.


Ключевые слова

конфликт, юношеский возраст, стратегия поведения, конфликтная ситуация, психологические границы, психологическое пространство

Похожие статьи

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).

Защитные механизмы психики в конфликте

В статье автор исследует особенности и характер проявления защитных психологических механизмов в конфликтах.

Влияние кризисных периодов и конфликтов на становление личности

В данной статье рассмотрены кризисные периоды, которые обуславливаются изменением физических и психологических факторов. Дана характеристика кризисных периодов в подростковом возрасте, выявлены особенности влияния конфликтов на становление личности и...

Гендерные особенности выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов вуза

В статье проанализированы гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Выявлено, что у студентов нет значимых гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтны...

Похожие статьи

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...

Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей

В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, внутриличностные конфликты подростков. Описываются особенности подросткового возраста, особенности протекания ВЛК у детей старшего школьного возраста (15–16 лет).

Защитные механизмы психики в конфликте

В статье автор исследует особенности и характер проявления защитных психологических механизмов в конфликтах.

Влияние кризисных периодов и конфликтов на становление личности

В данной статье рассмотрены кризисные периоды, которые обуславливаются изменением физических и психологических факторов. Дана характеристика кризисных периодов в подростковом возрасте, выявлены особенности влияния конфликтов на становление личности и...

Гендерные особенности выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов вуза

В статье проанализированы гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Выявлено, что у студентов нет значимых гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтны...

Задать вопрос