В статье рассматривается представление прокурора как одно из самых распространенных актов прокурорского надзора, его определение, структура, требования, предъявляемые к нему, а также сроки рассмотрения. Были выделены и проанализированы актуальные проблемы и пути их решения, которые возникают при применении представления как акта прокурорского надзора.
Ключевые слова : прокурор, представление, прокуратура, акт прокурорского надзора, нарушение закона, актуальные проблемы.
The article examines the representation of the prosecutor as one of the most common acts of prosecutorial supervision, its definition, structure, requirements imposed on it, as well as the terms of consideration. Actual problems and solutions that arise when applying a representation as an act of prosecutorial supervision were identified and analyzed.
Keywords: prosecutor, representation, prosecutor's office, act of prosecutorial supervision, violation of the law, current problems.
Прокуратура Российской Федерации является государственным органом, который обеспечивает исполнение закона. Это обеспечивается выявлением, устранением и предупреждением нарушений закона. Прокуратура также наделена полномочиями, которые предоставлены ей для устранения этих нарушений. Основополагающим актом, регулирующим деятельность органов прокуратуры, является Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Наиболее распространенным актом прокурорского надзора является представление прокурора. Оно занимает важное место среди правовых актов реагирования прокурора, так как имеет универсальный характер и большую распространенность применения в прокурорской практике. Представление прокурора не ограничивается определенной отраслью надзора, поэтому его можно назвать общенадзорным актом.
Это подтверждается статистическими данными с официального сайта Прокуратуры Челябинской области, где за 2023 год было внесено 14368 представлений, что на 0,3 процента больше, чем в 2022 году [5].
Представление прокурора является правоприменительным документом обобщенного характера, направляется конкретному адресату и содержит указание на его безотлагательное рассмотрение и применение определенных действий, где в конечном итоге прокурору сообщается о проделанной работе в письменном виде.
Реагируя на нарушение закона, прокурор должен пресечь само нарушение, а также указать нарушителю на причины и условия, которые могли и могут способствовать возникновению правонарушения. Можно сделать вывод, что представление несет собой еще и профилактическую направленность. Основной целью вынесения представления является предупреждение дальнейшего нарушения закона. В нем прокурор предлагает нарушителю самостоятельно устранить нарушение закона и уведомить об этом.
В ст. 24 ФЗ «О прокуратуре» отсутствует определение представления об устранении нарушений закона, также не раскрываются его признаки, сущность, форма. Нормы данной статьи устанавливают только возможность внесения данного акта прокурорам или его заместителем и описывают некоторые последствия внесения представления.
Поэтому можно сформулировать следующее понятие представления прокурора- это имеющий своим предметом совокупность нарушений законов надзорный акт прокурорского реагирования, который вынесен от имени государства прокурором либо его заместителем, адресован компетентным органам и должностным лицам, требует безотлагательного рассмотреть его и принять в установленный срок меры по устранению выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, и меры привлечения виновных лиц к предусмотренной законом ответственности, а также в письменной форме сообщить прокурору о результатах рассмотрения его требований и принятых мерах [1].
Представление состоит из трех основных частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Структура представление представляет особой следующие элементы:
- Указание точного наименования органа или должностного лица, которому вносится представление.
- Вид нарушений закона, по поводу которых применяется данная форма прокурорского реагирования.
- Краткое, но конкретное и аргументированное изложение установленных прокурором фактов нарушений закона и способствующих им обстоятельств.
- Требования прокурора о принятии необходимых мер со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие порядок внесения и рассмотрения представления [2].
Особое внимание при подготовке представлений требуется обращать внимание на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлениях, должны быть тщательно проверены. Предложения, включаемые в представления, должны быть конкретными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушении закона и их предупреждению [4].
Завершается представление указанием даты его вынесения, наименования прокурора, его фамилии, инициалов, классного чина и подтверждается его подписью.
Необходимым условием для исполнения представления является соблюдение сроков его рассмотрения и принятия решения адресатом. Согласно ч.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре» в течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах, принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме [3].
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что представление прокурора имеет решающее значение, но существует несколько актуальных проблем, требующих решения.
К первой проблеме можно отнести отсутствие достаточной правовой регламентации представления прокурора. В ФЗ «О прокуратуре» нет определения понятия представления прокурора, его структуры и требования, которые должны к нему предъявляться.
Второй проблемой является реализация представления при исследовании положений закона о порядке его рассмотрения и исполнения законных требований прокурора, изложенных в нем. Так, согласно п.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре» представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, но при этом абз.2 п.1 этой же статьи меры могут быть приняты органом или лицом в течении месяца со дня внесения представления.
К третьей проблеме можно отнести не абсолютную исполнимость прокурорского представления вопреки закону. Субъекты, которым направляется представление, могут принять его и не отреагировать на причину его вынесения, то есть не устранить нарушения. Сроки устранения выявленных прокуратурой нарушений и дачи ответа на представление очень часто нарушаются.
Одним из решений сложившихся проблем может послужить дополнение ч.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре», что представление должно включать в себя:
1) наименование органа или должностного лица, в который оно вносится
2) данные о компетентном должностном лице, внесшим представление
3) конкретное основание прокурорской проверки и вид нарушений закона
4) мотивированное изложение всех фактов нарушений закона, и лиц, допустивших его.
5) требования прокурора о принятии необходимых мер к виновным лицами, а также по устранению последствий, причин и условий способствовавшим нарушениям с указанием нормы закона, которая регламентирует порядок внесения и рассмотрения представления.
К четвертой проблеме можно отнести отсутствие законодательно регламентированной процедуры обжалования представления, что не дает обеспечить возможность эффективной защиты прав и интересов граждан и организаций, которые не согласны с требованиями прокурора. Так как законодательство не определяет возможности обжалования представления прокурора, то лица должны направлять жалобы на представления не вышестоящему прокурору, а в суд.
Решением данной проблемы может быть регламентация процедуры обжалования представления, путем внесения изменений в ФЗ «О прокуратуре», а именно: кто может обжаловать, в какие сроки, кому подавать жалобы, сроки рассмотрения жалобы, виды решений, которые могут быть приняты.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что представление как акт прокурорского надзора занимает важное место среди других правовых актов в работе прокурора. Помогает обеспечивать и поддерживать законность в стране. Пробелы в законодательстве не дают в полной мере реализовывать возможности данного акта. Выявленные проблемы, которые были рассмотрены выше, необходимо решить, чтобы прокуратура смогла еще более качественно выполнять свою работу.
Литература:
- Ергашев, Е. Р. Применение представления прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. –2017. –№ 1–С.70–76. — Текст: непосредственный
- Забарчук, Е.Л., Саломатин А. С. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления / Е. Л. Забарчук, А. С. Саломатин. — Издание Совета Федерации. — 2010. –С. 3–98. — Текст: непосредственный.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ), 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
- Богданов, С. В. Представление прокурора: форма и основные ошибки оформления / С. В. Богданов // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 48. — С. 1–4. — Текст: непосредственный.
- Данные официальной статистики Прокуратуры Челябинской области // URL:https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_74/activity/statistics/office/result?item=93076217