В статье автор рассматривает понятие «медиаобраз политика», его составляющие и принципы его формирования.
Ключевые слова: политическая позиция, политическая деятельность, информационное пространство, медиаобраз политика.
Почему важно и нужно изучать принципы формирования образа в целом и медиаобраза в частности?
Что же такое медиаобраз политика?
Под медиа мы подразумеваем совокупность каналов передачи информации потребителю в том или ином виде, а именно текст, изображение и звук.
Существует несколько вариантов термина «медиаобраз». Так, например, Юлия Драчева в своей статье «Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах» [1] трактует его «образ в медиа», т. е. образ, конструируемый в медиапространстве, или «образ через медиа», т. е. образ, воспринимаемый через медиасферу»
Что же касается медиаобраза политика, то Наталья Львовна Зелянская [2] трактует его как совокупное представление о всей его политической деятельности и взглядах, которое формируется в медиапростанстве, как ответная коммуникативная реакция медиасреды на активность той или иной политической фигуры.
Если мы произносим слово «образ», то тут же вспоминается еще один термин — «имидж», который является составляющей данного слова. «Имидж — это то, кем или чем хочет выглядеть (казаться) объект в глазах окружающих, это специально и даже нередко искусственно создаваемый образ, необходимый его носителю по тем или иным причинам и отвечающий стереотипным или прототипическим представлениям о том, кем или чем должен являться этот объект на деле»
Имидж политика является одним из важнейших составляющих структуры медиаобраза. Ученые выделяют следующие его компоненты [3]:
— политические позиции;
— практическая политика;
— визуальный имидж
Самым большим и важным для политика компонентом имиджа является политическая позиция, отражающая ту информацию, которую предлагает политический лидер обществу. Этот компонент, ввиду его масштабности и широты охвата, следует разделить на следующие подкомпоненты [4]:
— «подкомпонент «цели» отражает информацию о кардинальных задачах, которые выдвигает политик»;
— «подкомпонент «методы достижения политических целей» фиксирует всю информацию о способах и средствах решения поставленных задач»;
— «подкомпонент «оценки» учитывает отзывы, попадающие в СМИ в связи с тем или иным лидером»
Медиаобраз играет большую роль в обществе. Он отражает реальность через субъективное мнение автора и посредством общения потребителей этой информации.
В своей статье Денис Горбаль [5] выделяет следующие составляющие медиаобраза: основными элементами медиаобраза персоны являются: место рождения, принадлежность к определенному классу, образование, достаток, рабочая деятельность, достижения в науке или спорте, хобби, а также внутренние качества, внешняя привлекательность и харизма, но главными компонентами являются политическая позиция и политическая деятельность. Элементами медиаобраза становятся попавшие в медиапространство примеры его поступков и действий, речевое поведение, манера говорить, особенности жестикуляции. Сам политик должен выглядеть целостно, то есть все черты не должны противоречить друг другу.
На основе структуры медиаобраза политического деятеля можно определить основные методы его создания:
— обязательное освещение в различных СМИ:
— биографии личности (место рождения, учебы, семья, хобби),
— ее политической деятельности;
— анализ имиджа (политическая позиция, практическая политика, внешний имидж, личные качества);
— оценивание ситуаций, связанных с личностью;
— восприятие аудиторией получаемой из СМИ информации;
— достижение устойчивости, постоянства, узнаваемости медиаобраза.
Принципы формирования медиаобраза:
Л. В. Бондарева [6] делит принципы формирования медиаобраза на три группы:
1) видимость субъекта в информационном пространстве;
2) количество смысловых характеристик;
3) интенсивность оценочных характеристик.
Если рассматривать данные принципы применительно к России и русским СМИ, то можно сделать следующие выводы:
1) Журналисты очень часто анализируют деятельность политика в СМИ, что показывает высокую видимость субъекта в информационном пространстве.
2) На этом этапе за политиком закрепляется некоторое количество смысловых характеристик.
3) На этапе интенсивности оценочных характеристик граждане оценивают деятельность политика.
Исходя их всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что медиобраз политика — это совокупность субъективных мнений на деятельность политика, которые транслируются через звук, текст и изображение.
Среди основных составляющих мы можем выделить две основополагающие:
— Личные качества
— Политическая позиция
Для формирования медиаобраза субъекта должны выполняться три условия:
— Видимость политика в СМИ
— Закрепление мнение
— Оценочное суждение народа.
Литература:
1. Драчева Ю. Н. «Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах» Вестник Череповецкого государственного университета, no. 2 (89), 2019, pp. 134–146.
2. Зелянская Н. Л. «Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агент политической реальности» Политическая лингвистика, no. 4, 2014, pp. 120–126.
3. Волкова, И. В. Имидж политических лидеров России в СМИ/ И. В. Волкова, В. В. Клименко, Л. Т. Сафразьян // Мир России. — 1997. — № 3. — С. 43–74.
4. Волкова, И. В. Имидж политических лидеров России в СМИ/ И. В. Волкова, В. В. Клименко, Л. Т. Сафразьян // Мир России. — 1997. — № 3. — С. 49–50.
5. Горбаль Д. Э. «Современные подходы к феномену медиаобраза» Наука и образование сегодня, no. 11 (58), 2020, pp. 72–75.
6. Бондарева Л. В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США. Москва. 2007. С. 19.