В статье автор раскрывает понятие «лексический навык» и рассматривает особенности развития лексических навыков у младших школьников, как одной из задач современного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Ключевые слова: лексический навык, младший школьный возраст, лексика, речевые умения, развитие лексических навыков, речь
В современных методиках обучения младших школьников особое место отводится лексике и развитию лексических навыков. Лексика выступает неотъемлемым компонентом формирования и развития речевых умений у младших школьников. Понятие «лексика» включает совокупность слов, сокращений и устойчивых словосочетаний, входящих в состав языка [2].
Слово выступает основной единицей языка, служащей способом выражения явлений и действий, предметов, состояний и т. д. [5] Слово является главным компонентом общения в речевом процессе. Оно представляет собой многоаспектное и сложное явление, включающее в себя фонетические и орфографические характеристики, структуру и грамматические формы [8].
Согласно ФГОС начального общего образования, учащиеся начальной школы должны овладеть начальными навыками общения, ознакомиться с правилами речевого поведения и освоить основные лингвистические понятия, необходимые для усвоения устной речи на простом уровне. Одной из целей обучения является формирование лексического навыка у учащихся начальной школы [1].
Автоматическое извлечение слова и/или словосочетания из долговременной памяти в целях использования их в речи называется лексическим навыком. Речевая деятельность невозможна без лексики, в связи с чем, важно формировать у учащихся начальных классов лексический запас знаний на всех этапах урока иностранного языка [4].
В исследовательских трудах, посвящённых проблеме развития лексических навыков у младших школьников, Е. И. Пассовым определено, что лексический навык — это выбор подходящих к конкретной ситуации слов и словосочетаний. В связи с чем, лексический навык содержит две основные операции:
1) вызов слова из долгосрочной памяти;
2) сочетание слова в контексте с заданными условиями.
Исследователь также определил, что лексический навык у младших школьников развивается поэтапно. Этапы развития лексического навыка у младших школьников представлены на рисунке 1 [6].
Рис. 1. Этапы развития лексического навыка у младших школьников
Представленные этапы развития лексического навыка у младших школьников позволяют рассмотреть его с разных позиций:
1) как компонент речевого навыка;
2) как самостоятельный навык, являющийся базовым навыком младших школьников.
В свою очередь, некоторые учёные утверждают, что лексический навык не может быть базовым навыком младших школьников. Связано это с тем, что лексический навык имеет сложную структуру, в которой основными компонентами выступают словоупотребление и словообразование [9]. Под словообразованием подразумевается образование слова (как морфологически нового слова, так и слова, созданного на базе сформированной лексики младшего школьника). Непосредственное употребление новых слов в речи называется словоупотреблением [10].
Важно отметить, что лексический навык формируется как в процессе чтения, так и в процессе письма, говорения и аудирования. В любом из перечисленных процессов, происходит одна и та же цепочка работы лексического навыка: вызов слова из памяти, сопоставление его с эталоном или по смыслу и применение в заданном контексте. Разница заключается лишь в способе, стимулирующим лексический навык. Так, например, во время чтения или аудирования стимулом будет выступать, графическое изображение слова или его звуковой образ; во время письма — контекст или общий смысл; во время говорения — речевая единица и контекст речи [8].
Учитывая специфику лексического навыка, заключающуюся в способности вызывать из памяти необходимые слова, следует отдельно отметить значение лексического запаса (вокабуляра). Именно вокабуляр позволяет младшему школьнику формировать лексический навык. От наполненности словарного запаса будет зависеть качество развития лексических навыков у младших школьников [7].
В связи с чем, основная задача формирующего лексический навык этапа заключается в том, чтобы сформировать активный вокабуляр, которого будет достаточно для выполнения задач при изучении иностранного языка учащимися начальной школы. В последующем, формирование вокабуляра осуществляется на протяжении всего времени изучения иностранного языка.
Активный вокабуляр младшего школьника обеспечивает лексическое наполнение для усвоения грамматики. Педагогу начального образования важно не перегружать учащихся новыми словами, но и немного выходить за рамки минимума в целях расширения границ познания младших школьников [6].
Учащиеся начальной школы должны уметь использовать вокабуляр в контексте изучения грамматики и лексики, т. к. они взаимосвязаны. Такое умение позволит правильно формировать речь учащихся младшего школьного возраста и научит их грамотному выражению своих мыслей [3].
В целях запоминания слов необходимо обеспечить их частую повторяемость, в этой связи, целесообразно использовать активный вокабуляр во всех упражнениях. Важно понимать, что практически вся лексика для младшего школьника является активной, т. к. он только начинает формировать свои знания и навыки при изучении иностранного языка. Запоминание вокабуляра должно быть активным — ведь это база для будущего словаря младшего школьника.
Итак, лексический навык — это способность вызывать из памяти необходимые слова. Развитие лексических навыков у младших школьников подразумевает организацию обучения с учётом комплексного развития речи, лексики и грамматики, т. к. они взаимосвязаны между собой.
Вокабуляр позволяет младшему школьнику формировать лексический навык. Наполненность словарного запаса младшего школьника напрямую влияет на качество развития его лексических навыков. Запоминание вокабуляра должно быть активным, т. к. он является базой для будущего словаря младшего школьника.
Учащимся младшего школьного возраста следует давать слова только в одном значении, чтобы избежать многозначности. На первоначальном этапе изучения иностранного языка следует исключать употребление синонимов в речи и тексте, чтобы у младших школьников не возникало путаницы в словах. Антонимы, наоборот, могут быть полезны при формировании активного вокабуляра младших школьников, так как противоположные слова употребляются в одних и тех же контекстах.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — Москва: Просвещение, 2023. — 45 с.
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам. М.: Икар, 2009. — 448 с.
- Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Академия, 2013. — 336 с.
- Колесников А. А. Интеллектуально ориентированное направление развития языкового образования // Иностр. языки в школе. — 2023. — № 1. — С. 6–14.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2001. — С. 730.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. — С. 36.
- Соловьева Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. — М.: Просвещение, 2005. — С. 51–55.
- Солопова Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения: дис. канд. пед. наук. — Елец, 2008. — С. 24.
- Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — С. 74.
- Щерба Л. В. Преподавание иностранного языка в школе. — М.: 2007. — С. 43.
- Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А. Н. Щукин. — М.: ВК, 2012. — 335 с.