В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.
Ключевые слова: лексический навык, младший школьный возраст, интерактивная платформа, современные технологии обучения, методы интерактивного обучения иностранному языку
Обучение иностранному языку для учащихся начальной школы — это новый опыт, который может вызывать различные эмоции, включая страх неудач и стресс. Педагоги начального образования должны учитывать, что младшие школьники попадают в чужую языковую среду, что особенно трудно для них, поскольку они ещё осваивают родную речь. В этой связи следует подбирать те средства обучения, которые позволяют создать благоприятные условия для изучения иностранного языка [1].
Интерактивные обучающие платформы являются одним из эффективных средств обучения младших школьников иностранному языку. Диалоговая форма взаимодействия учащихся в процессе обучения на интерактивной платформе позволяет вовлечь младших школьников в активный процесс обучения и работу в команде.
Целью интерактивных методов является полное вовлечение учащегося в процесс изучения языка и создание условий для того, чтобы его деятельность была в доминантном положении [4]. Учитель лишь подготавливает учащихся к работе с интерактивной платформой и оказывает при необходимости дополнительную помощь, а также осуществляет периодический контроль выполнения заданий.
Таким образом, интерактивные платформы для обучения иностранному языку младших школьников позволяют интегрировать в учебный процесс разные подходы к обучению (рис. 1).
Рис. 1. Методические подходы к обучению иностранному языку [2]
В рамках реализации интерактивного метода обучения иностранному языку применяются интерактивные платформы обучения. Интерактивная платформа представляет собой цифровое (виртуальное) обучающее пространство, в котором участники образовательного процесса могут взаимодействовать и обмениваться информацией, используя интерактивные элементы платформы. Интерактивная платформа, как правило, позволяет проводить обучение в более увлекательном виде, ассоциируясь у младших школьников с виртуальной игрой [4].
В связи с тем, что обучение лексике и развитие лексического навыка у младших школьников связано, прежде всего, с процессом заучивания слов в рамках обогащения словарного запаса, этот процесс может представляться скучным и не интересным для большинства детей. Мотивационный компонент и желание изучать язык, являются основными факторами для успешного освоения иностранного языка и развития лексического навыка у младших школьников. Интерактивные платформы обучения иностранному языку ориентированы на заинтересованность младших школьников в обучении.
Отличие интерактивного метода обучения от основной модели обучения в начальной школе заключается в том, что он работает по схеме «от приобретения нового опыта к его теоретическому осознанию и дальнейшей практической реализации». Это позволяет учащимся не только избежать рутины, но и примерять на себя различные функции и роли, что способствует самостоятельному и эффективному обучению [6].
Интерактивное обучение иностранному языку характеризуется взаимодействием обучающихся между собой и учителем, таким образом, межличностное общение, обучение на основе опыта обучающихся и внутренний диалог, помогают преодолевать противоречие между потребностью в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения в школе.
Интерактивное обучение — это не только метод или способ, но и режим, тип и форма обучения, которые создают особую креативную среду образовательной организации.
Использование интерактивного обучения позволяет достигать нескольких целей одновременно. Оно способствует развитию коммуникативных умений и навыков, а также помогает установлению эмоциональных связей между младшими школьниками.
Кроме того, интерактивное обучение решает информационную задачу, предоставляя необходимую информацию для совместной деятельности. Оно также формирует общеучебные умения и навыки, такие как анализ, синтез, постановка целей и другие, и тем самым способствует решению обучающих и развивающих задач.
Существует множество классификаций интерактивных методов обучения, связанных с их широким спектром. Т. П. Леонтьева разделяет методы на три группы в зависимости от формирования уровня мотивации [3]:
1) методы с узким спектром возможностей — это головоломки, задачи, кроссворды, загадки и т. д.);
2) методы со средним спектром возможностей — это дидактические игры и игры-соревнования;
3) методы с широким спектром возможностей — это дебаты, дискуссии, сценки, ролевые игры.
По мнению О. А. Голубковой, главным критерием классификации интерактивных методов обучения выступает уровень активности учащихся в процессе обучения на интерактивной платформе. В связи с чем, исследователь предлагает следующую классификацию интерактивных методов обучения [2]:
1) активные интерактивные методы обучения, к которым относятся различного рода интерактивные игры, загадки, ребусы, кроссворды, исследовательская работа;
2) пассивные интерактивные методы обучения — повторение лексических единиц, чтение коротких топиков и выбор подходящих по смыслу ответов/слов и т. д.
Интерактивные игры являются эффективным способом вовлечения учащихся младшего школьного возраста в процесс речевой коммуникации и развития его лексических навыков. Интерактивная игра решает проблему пассивности младших школьников на уроках иностранного языка и позволяет учащимся осваивать нужные знания и навыки при выполнении поставленных перед ними интерактивных задач.
Используя интерактивные игры в качестве средства обучения младших школьников иностранному языку следует обозначить их тематику и выстроить урок таким образом, чтобы учащиеся могли развивать свои речевые навыки естественным образом, будто находясь в имитируемой среде носителей изучаемого языка.
Речевые и вместе с тем, лексические навыки младших школьников развиваются в процессе решения конкретных коммуникативных задач. Следовательно, необходимо целенаправленно помещать младших школьников в учебные ситуации, которые позволяют им развивать социокультурное мышление и формировать коммуникативные навыки и умения согласно специфике изучаемого языка.
Таким образом, интерактивные платформы выступают эффективным средством развития лексических навыков у младших школьников, позволяющим вовлечь всех учащихся в процесс освоения новых знаний. Групповая работа позволяет учащимся вносить личный вклад, обмениваться способами решения задач, разрабатывать новые и учить друг друга. Такой подход создает доброжелательную и комфортную атмосферу, которая позволяет учащимся чувствовать себя более свободно и сосредоточиться на изучаемом материале, а не на своих страхах и опасениях.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — Москва: Просвещение, 2023. — 45 с.
- Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие / О. А. Голубкова. СПб., 1998. — 42 с.
- Леонтьева Т. П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т. П. Леонтьевой. 3-е изд., испр. Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 239 с.
- Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами. // Иностр. языки в школе. — 2020. — № 9. — С. 15–28.
- Титова С. В. Мобильное обучение иностранным языкам: практикум: Учебное пособие для вузов. — М.: Эдитус, 2019. — 312 c.
- Тихомирова Ю. Л. Современные информационные технологии в процессе формирования лексических навыков на уроках английского языка // Фестиваль педагогических идей — 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/625300 (дата обращения: 20.04.2024).