Данная статья содержит анализ уголовно-процессуальных норм, в которых предусмотрен порядок применения к подозреваемому, обвиняемому и иным вовлеченным в уголовное судопроизводство лицам, мер безопасности, прописанных в Федеральном законе от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — ФЗ № 119). По результатам проведённого анализа, используя данные правовой и судебной статистики, а также руководствуясь анализом приговоров, автор статьи делает вывод о необходимости внесения изменений в статьи 46, 47 УПК РФ, с целью закрепления в них права подозреваемого и обвиняемого на применение всего комплекса мер безопасности, закреплённых в ст. 6 ФЗ № 119, а также введения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (далее — УПК РФ), статьи, которая бы позволила очертить круг мер безопасности, подлежащих применению к гражданскому ответчику и его представителю.
Ключевые слова: меры безопасности, уголовный процесс, участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, процессуальный порядок применения мер безопасности, государственная защита участников уголовного судопроизводства.
This article contains an analysis of criminal procedural norms, which provide for the procedure for applying security measures to participants in criminal proceedings with the status of a suspect and accused, prescribed in the Federal Law of August 20, 2004 No. 119-FZ “On State Protection of Victims, Witnesses and Other Participants criminal proceedings». Based on the results of the analysis, using data from legal and judicial statistics, the author of the article concludes that it is necessary to amend Articles 46 and 47 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in order to consolidate in them the right of the suspect and accused to apply to them the entire range of security measures enshrined in Art. 6 Federal Law No. 119, introduction into the Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated December 18, 2001 No. 174-FZ (hereinafter referred to as the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation), an article that made it possible to outline the range of security measures to be applied to the civil defendant and his representative.
Keywords: security measures, criminal proceedings, participants in criminal proceedings on the part of the defense, procedural order of application of security measures, state protection participants in criminal proceedings.
Современный этап развития отечественного уголовно-процессуального законодательства характеризуется особым вниманием, которое уделяется в нём государственной защите лиц, вовлечённых в уголовное судопроизводство, в частности, применению мер безопасности с целью обеспечить их личную и имущественную безопасность, как на досудебной стадии, так и на стадии вынесения и исполнения приговора. Достижению этой цели способствует ст. 6 ФЗ № 119 [2], а также в её развитие правительственные программные документы.
Согласно результатам реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденной Правительством РФ в 2018 г. и продлённой до 2028 г. [3],ежегодно в России в отношении 3,5 тыс. участников уголовного судопроизводства применяется более 33 тыс. мер безопасности. Однако, несмотря на это, по данным ГИАЦ МВД России, в 2021–2023 гг. число незаконных воздействий на подозреваемых и обвиняемых увеличилось по сравнению с 2017–2020 гг. в среднем на 15 %, из которых в 5 % случаев имела место прямая угроза жизни их и их близких [5]. Только в первом квартале 2024 г. Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации было учтено более 1,5 тыс. происшествий, в число которых входит 13 случаев покушения на жизнь подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также их близких, 67 случаев различных угроз в адрес подозреваемых и обвиняемых с целью их «нейтрализации» путём запугивания и подкупа, что вдвое выше аналогичного периода 2022 г [4].
Вышеизложенное подтверждает особую остроту проблем, возникающих в процессе избрания и применения мер безопасности, предусмотренных ФЗ № 119, в отношении подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, вовлечённых в уголовное судопроизводство, а также подтверждает значимость пересмотра отдельных положений УПК РФ [1] и восполнение имеющихся законодательных пробелов. С целью достижения этой цели автором данной статьи были применены аналитический, сравнительно-правовой методы научного познания, которые помогли уяснить смысл правовых норм, регламентирующих применение к тем или иным участникам уголовного процесса мер безопасности, а также формально-юридический метод, с помощью которого автор настоящей статьи проанализировал данные правовой и судебной статистики.
Согласно нормам ст. ст. 46–55 УПК РФ, перечень лиц, вовлечённых в уголовное судопроизводство со стороны защиты, входят: подозреваемый, обвиняемый, а также другие лица, включая законных представителей подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста восемнадцати лет, защитник, а также гражданский ответчик и его представитель. При этом к каждому из перечисленных субъектов допускается возможность применять любые меры безопасности, перечисленные в ст. 6 ФЗ № 119 [2].
Впервые лица вовлекаются в уголовный процесс в статусе подозреваемого, если имеются подозрения об их причастности к совершению преступления. В силу ч. 1 ст. 46 УПК РФ, подозреваемый — это лицо, в отношении которого правоохранительными органами возбуждено уголовное дело, а равно лицо, подвергнутое задержанию в соответствии с положениями статей 91 и 92 УПК РФ либо лицо, в отношении которого применены меры пресечения на основании ст. 100 УПК РФ, а равно лицо, которое было уведомлено о подозрении в совершении им преступления в порядке, предусмотренном ст. 223.1 УПК РФ.
Обвиняемым в силу уголовно-процессуального закона признаётся лицо, в отношении которого уполномоченным должностным лицом вынесено постановление, позволяющее привлечь его в качестве обвиняемого на основе собранных, а также прошедших проверку доказательств. Данные доказательства служат основанием для составления обвинительного акта либо обвинительного постановления.
Являясь самостоятельными процессуальными фигурами, подозреваемый и обвиняемый наделены специальными правами. В частности, если в связи с участием в уголовном судопроизводстве реальная угроза жизни или личному имуществу подозреваемого (обвиняемого) будет подтверждена, то государство будет обязано обеспечить их защиту с применением комплекса мер безопасности, поименованных в ст. 2 ФЗ № 119.
Следуя норме ст. 6 ФЗ № 119, в отношении подозреваемого и обвиняемого можно применить одну либо несколько мер безопасности, а именно: организовать охрану помещения, в котором они проживают, принадлежащего им имущества, обеспечить их личную охрану, снабдить их специальными средствами индивидуальной защиты, а также устройствами связи, засекретить сведения (личные данные) о подозреваемом (обвиняемом) либо, если они будут заключены под стражу, применить в отношении них дополнительные меры безопасности. В отдельную группу, основываясь на ч. 3 ФЗ № 119, законодатель выделил меры безопасности подозреваемых (обвиняемых), подлежащие применению в случае, если они проходят по делу о тяжком либо особо тяжком преступлении. В этом случае закон позволяет переселить обвиняемого (подозреваемого) или иного участника уголовного судопроизводства на другое место жительства, сменить ему место работы, заменить документы и даже изменить внешность.
В то же время, анализ норм УПК РФ показал, что субъекты уголовного судопроизводства, наделённые статусом подозреваемого и обвиняемого, в случае если следствием будут установлены факты поступления в их адрес реальной угрозы убийства, применения в отношении этих субъектов либо их близких насильственных действий, а в отношении их имущества — угрозы его уничтожения либо повреждения, имеют право, чтобы:
1) уполномоченными лицами (следователем, дознавателем, прокурором, судьёй) была сохранена конфиденциальность (сохранены в тайне) личные данные подозреваемого, обвиняемого (ч. 3 ст. 11 УПК РФ);
2) по личному заявлению подозреваемого (обвиняемого) или по судебному решению был осуществлён контроль и запись телефонных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
3) уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме, если открытый режим создаёт угрозу безопасности подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 241 УПК РФ);
4) допрос подозреваемого или обвиняемого проводился в условиях, при которых никто из других участников уголовного судопроизводства не смог вести визуальное наблюдение да данным следственным действием.
Как видим, данные меры безопасности и соответствующие права, следуя буквальному толкованию ч. 3 ст. 11 УПК РФ, распространяются на подозреваемого и обвиняемого. Однако, ни статья 46 УПК РФ «Подозреваемый», ни статья 47 УПК РФ «Обвиняемый» не включают в перечень прав субъектов, наделённых статусом подозреваемого и обвиняемого, право на применение в отношении них мер безопасности что, с нашей точки зрения, является правовым пробелом, подлежащим восполнению.
Конечно, положительный момент, определённо имеет место в связи с дополнением п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ нормой об изъятии материалов дела, идентифицирующих личность подозреваемых и обвиняемых и выделении их в отдельное производство в случае возникновения угрозы их безопасности. Однако, с нашей точки зрения, было бы эффективнее не выделять в такой ситуации дело в отдельное производство и не хранить документы «в опечатанном конверте» согласно требованиям ч. 3 ст. 317.4 УПК РФ, а вместо этого предусмотреть в специально сформированных законодателем в статьях 46 и 47 УПК РФ перечнях прав подозреваемого и обвиняемого — право на подачу ходатайства об избрании в отношении этих субъектов любых мер безопасности, предусмотренных перечнем статьи 6 ФЗ № 119.
К участникам уголовного судопроизводства законодателем отнесены гражданский ответчик и его представитель. Процессуальный статус гражданского ответчика и его представителя устанавливается статьями 54–55 УПК РФ. Пункт 6 ст. 2 ФЗ № 119 включает гражданского ответчика и его представителя в круг лиц, имеющих право на государственную защиту в связи с участием в уголовном судопроизводстве. В то же время, перечень мер безопасности, подлежащих применению к данным участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты в УПК РФ не содержится.
Анализ обвинительных приговоров, вынесенных судами в 2020–2023 гг. по тяжким и особо тяжким преступлениям, позволил констатировать, что безопасность гражданских ответчиков и их представителей, как правило, обеспечивается путём: применения охраны жилища, а также принадлежащего им имущества (15 %); предоставления данным участникам уголовного процесса средств, позволяющих обеспечить их индивидуальную защиту, а также устройств для связи и оповещения в случае возникновения опасности (22 %), посредством засекречивания личных данных гражданского ответчика и его представителя (34 %). В то же время, применение в отношении этих субъектов более дорогостоящих мер безопасности, например, связанных с изменением внешности, заменой личных документов либо переездом на новое место жительства обнаружено всего в 1 % приговоров.
Полагаем, это связано, в том числе, с тем, что УПК РФ напрямую возможности применения в отношении данных участников уголовного процесса мер безопасности, не предусматривает. С нашей точки зрения, тем самым законодатель, во-первых, ставит в достаточно сложное положение должностных лиц, уполномоченных обеспечивать безопасность лиц, участвующих в деле в связи с реальной угрозой их жизни или имуществу, и во-вторых, лишает гражданского ответчика и его представителя на конституционную защиту прав и свобод человека, что противоречит предусмотренному ст. 6 УПК РФ назначению уголовного судопроизводства.
Таким образом, по результатам проведённого анализа, в целях совершенствования норм УПК РФ, регулирующих применение мер безопасности, мы предлагаем:
1) внести изменение в ч. 4 ст. 46 УПК РФ «Подозреваемый», изложив п. 11 указанной части в следующем виде «11) ходатайствовать об избрании в отношении него мер безопасности, применяемых для обеспечения государственной защиты потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства». После внесения указанных изменений пункт 11 части 4 статьи 46 УПК РФ считать пунктом 12 этой же статьи;
2) внести изменение в ч. 4 ст. 47 УПК РФ «Обвиняемый», изложив аналогичную норму в п. 21, соответственно, п. 21 считать пунктом 22.
3) ввести в УПК РФ новую статью, закрепляющую перечень мер безопасности, подлежащих применению в отношении гражданского ответчика и его представителя, а нормы о мерах безопасности, предусмотренные в п. 4–7 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 119, применяемые к гражданскому ответчику и его представителю, прописать в гражданском, жилищном и трудовом законодательстве Российской Федерации.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.03.2024) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.03.2024).
2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.03.2024).
3. Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2024–2028 годы»: Постановление Правительства РФ от 06.09.2023 № 1454–47 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.03.2024).
4. Статистические данные Судебного Департамента Верховного суда Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 28.03.2024).
5. Статистические данные ГИАЦ МВД России по состоянию преступности (2021–2023 гг.) // Статистика МВД: уголовная статистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimpravo.ru/page/mvdstatistic (дата обращения: 22.03.2024).