В статье автор раскрывает понятие «читательская грамотность» и рассматривает особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы, которое решает задачи в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Ключевые слова: читательская грамотность, младший школьный возраст, навык чтения, формирование читательской грамотности
Стремительное развитие современного общества подчёркивает важность непрерывного образования, которое связано с необходимостью для человека менять виды деятельности в течение жизни. Умение читать — это теперь не просто навык, приобретённый в раннем школьном возрасте, сейчас это совокупность знаний, навыков и умений, которые совершенствуются на протяжении всей жизни в различных ситуациях деятельности и общения человека.
Обучение чтению всегда стоит на первом месте в образовательной среде, но читательская грамотность младших школьников и её развитие — достаточно новое направление для современной начальной школы. В этой связи, в статье будут рассмотрены терминология и понятия, используемые в области формирования читательской грамотности у младших школьников.
Слово «грамотность» происходит от греческого слова «grammata», что в переводе означает «чтение» и «письмо». Терминологическая составляющая слова «грамотность» означает умение использовать средство культурного значения для получения и передачи информации в виде письменного текста. Таким образом, грамотность — это умение владеть навыками чтения и письма на родном языке [4].
Грамотность открывает человеку доступ к книге, как сокровищнице мысли и знания, созданной человечеством. Тем самым, она выступает фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие человека [3]. Уровень грамотности населения страны является важным показателем культурного уровня общества. Развитие экономики и политики государства, рост культурных запросов населения оказывают влияние на изменения содержания понятия грамотности населения. Грамотность может быть читательской математической, цифровой, информационной, коммуникативной, естественно-научной и т. д. Мы рассмотрим читательскую грамотность и затронем особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Впервые, понятие «читательская грамотность» появилось, как показатель, оценивающий чтение не только с позиции техники чтеца, но и с позиции умения анализировать и использовать полученную из прочитанного текста информацию в своих целях. Данный показатель был включен в систему оценки международного тестирования IEA [7]. Позднее его стали использовать и в других исследованиях и тестированиях. Так, международные исследователи качества чтения — PIRLS, стали использовать понятие «читательская грамотность» для оценки понимания прочитанного текста юными читателями и их способности переработки и пересказа прочитанного текста [8].
В последствии, понятие «читательская грамотность» было дополнено и расширено. В него включили основные действия читателя в дополнение к его способности понимать прочитанный текст. На сегодняшний день понятие «читательская грамотность» включает следующие характеристики [5]:
— понимание прочитанного текста и способность к его пересказу без потери основной сути содержания;
— способность к размышлению и выводам, основанным на прочитанном тексте;
— расширение знаний с помощью прочитанного текста;
— способность ориентироваться в тексте и сразу определять его основные понятия;
— способность к интерпретации отдельных частей прочитанного текста и их интеграции в единое целое;
— способность к независимой оценке формы и содержания прочитанного текста.
В своих исследованиях, посвящённых особенностям формирования читательской грамотности младших школьников, В. Н. Лутошкина отмечает, что не все характеристики понятия «читательская грамотность» целесообразно использовать для оценки её уровня у младших школьников. Так, например, понимание прочитанного текста и способность ориентироваться в нём, сразу определяя основные понятия — напрямую зависят от качества самого текста, логики его построения и опыта читателя, который должен включать умение извлекать информацию из прочитанного текста. Способность к интерпретации отдельных частей прочитанного текста и их интеграции в единое целое, а также способность к независимой оценке формы и содержания прочитанного текста — требуют читательского опыта, которым младшие школьники в силу своего возраста ещё не обладают [2].
Таким образом, по мере развития навыка чтения и приобретения читательской грамотности младший школьник должен обладать следующими способностями и умениями [6]:
— способность к извлечению информации и умение делать выводы по содержанию прочитанного текста;
— способность к интерпретации и оценке прочитанного текста с упором на уровень собственного опыта и знаний.
Исследователями PIRLS также были определены уровни читательской грамотности выпускников начальной школы, которые включают [8]:
Высокий уровень читательской грамотности — это умение самостоятельно проводить анализ текста и основываясь на своём опыте и знаниях оценить и сделать выводы по прочитанному тексту. При этом, текст может быть как художественного, так и информационного жанров.
При высоком уровне читательской грамотности, младшие школьники могут переходить к чтению более сложных текстов и освоению новых знаний и умений под руководством педагога.
Средний уровень читательской грамотности характерен для младших школьников, которые ещё не в полной мере освоили основы техники чтения. Для работы с текстом они обращаются за помощью к взрослому.
Низкий уровень читательской грамотности характерен для младших школьников с низким уровнем навыка чтения и практически неспособных интерпретировать прочитанный текст.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов выступает одной из ключевых задач обучения. Читательская грамотность младших школьников является метапредметным навыком, который затрагивает учебные предметы всего начального уровня образования. Без читательской грамотности младшему школьнику будет трудно осваивать школьную программу, что непосредственно отразиться на качестве его образования в будущем.
В ФГОС НОО дано следующее определение читательской грамотности младших школьников — «это навыки чтения вслух и про себя, способности интерпретировать, анализировать и преобразовывать художественные, научно-популярные и учебные тексты, применяя базовые литературоведческие понятия» [1].
Согласно ФГОС НОО в результате освоения учебных предметов начального уровня образования выпускники начальной школы должны уметь работать с информацией, находить, выделять и систематизировать нужную информацию, создавать свои информационные объекты, использовать информацию для объяснения и доказательства фактов, а также иметь критический подход к получаемой информации [1].
Рассмотренные определения и характеристики читательской грамотности позволяют сделать вывод о том, что применительно к младшему школьному возрасту, читательская грамотность представляет собой сформированность следующих компонентов:
— умение читать и ориентироваться в прочитанном тексте;
— способность понимать и интерпретировать прочитанный текст;
— умение находить, выделять и систематизировать нужную информацию из прочитанного текста.
Таким образом, формирование читательской грамотности младшего школьника происходит от этапа обучения и освоения навыков чтения до приобретения способности понимать и интерпретировать прочитанный текст.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — Москва: Просвещение, 2023. — 45 с.
- Лутошкина, В. Н. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова. — Красноярск, 2018. — 218 с.
- Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская. — Москва: МГПУ, 2019. — 210 с.
- Сметанникова, Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития / Н. Н. Сметанникова. — Москва: Библиотековедение. — 2017. — 148 с.
- Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности учащихся // Отчет Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). — Б.: 2018. — 230 с.
- Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е. Е. Пановой. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. — 116 с.
- Фрумин, И. Д. Из доклада: универсальные компетенции и новая грамотность / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова // Поле смыслов SCHOOLS❜NʻSKILLS. — 2019. -№ 3. — С. 63–72.
- ФИОКО. PIRLS — Международное исследование качества чтения и понимания текста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fioco.ru/pirls(дата обращения 20.04.2024).