В настоящее время уголовно-исполнительная политика претерпевает ряд изменений, связанных с принятием Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года (далее — Концепция). Одним из основных направлений Концепции является обеспечение безопасности сотрудников и персонала учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). За 2022 год на профилактическом учете состояло 5 629 осужденных, склонных к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. Данные показатели из года в год снижаются, но это связано лишь с тем, что количество осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, уменьшается. Обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений реализуется по различным направлениям: использование инженерно-технических средств, физической силы, специальных средств, оружия, проведение обысков и досмотров, в целях обнаружения запрещенных предметов и др.
Основной целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Достижению данных целей способствует установленный порядок исполнения и отбывания наказания, то есть режим. Помимо установленных уголовно-исполнительным законодательством требований режима существуют также и другие, например, производство досмотра лиц, их вещей, транспортных средств на территории исправительного учреждения (далее — ИУ) и прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, производство обысков и досмотров, недопустимость хранения осуждёнными при себе запрещенных предметов.
Проблема поступления на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов остается актуальной и важной для подразделений, обеспечивающих режим, поскольку качество, проведенных мероприятий по изъятию данных предметов, влияет на безопасность сотрудников и других осужденных, а также состояние правопорядка в ИУ зависит от эффективно организованной работы по пресечению и перекрытию каналов доставки запрещенных предметов [1, с. 103]. В данном случае особую роль стоит выделить обыскам и досмотрам, которые обеспечивают безопасность персонала, осужденных и других лиц, а также направлены на предупреждение совершения осужденными преступлений.
По состоянию на первое полугодие 2023 года сумма изъятых денежных средств составила 1 027, 7 тысяч рублей, алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе — 258, 8 л., наркотических средств и психотропных веществ — 11 251, 731 г., колюще-режущих предметов — 2 811 ед., средств мобильной связи — 10 334 мобильных телефона.
В связи с тем, что запрещенные предметы поступают в ИУ ухищренными способами, для правильного определения методики профилактики их поступления необходимо рассмотреть пути доставки
[2, c. 27]. Основными каналами поступления запрещенных предметов являются:
- Доставка лицами, прибывшими на свидания. В основном запрещенные предметы и вещества проникают к осужденным через родственников, прибывших на длительное свидание. Данный факт связан с тем, что порядок проведения длительных свиданий имеет особенности.
- Переброс через основное ограждение. На сегодняшний день существуют различные способы переброса, например, беспилотными летательными аппаратами, арбалетами, автоматическими рогатками, животными и птицами.
- Доставка в посылках, передачах и бандеролях. Запрещенные предметы обычно при таком способе доставки маскируют в вещах, игрушках, продуктах.
- Оставление на режимных территориях, прилегающих к учреждениям и пронос через КПП по пропуску людей и автотранспорта. Следует выделить несколько вариантов таких доставок: сотрудниками ИУ, транспортным средством, осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя и иными гражданами.
- Особым способом является изготовление запрещенных предметов самими осужденными. Это может быть как алкогольная продукция кустарного производства, так и
- колюще-режущие предметы, которые не состоят на учете. Например, в Московской области за первое полугодие было изъято 271 литр алкоголя кустарного, то есть самодельного производства.
Необходимо отметить, что все изъятые предметы были спрятаны и доставлены ухищренным способом.
Одним из наиболее распространенных способов ухищрения является использование консервированной жестяной упаковки. В настоящее время при получении посылок и передач все жестяные банки вскрываются, а содержимое помещается в отдельный контейнер. Несмотря на данные меры, родственники осужденных все равно пытаются спрятать алкоголь, мобильные телефоны, зарядные устройства и сим-карты.
Следующим ухищрением является использование детских игрушек и вещей при посещении осужденного. Запрещенные вещи зашиваются в игрушки или помещаются внутрь полых игрушек. В данном случае расчет делается на то, что сотрудники по моральным соображениям не станут вскрывать игрушку при ребенке, поэтому досмотр таких вещей производят в отсутствии ребенка [3]. По возможности необходимо убедить ребенка и его родителей оставить игрушки на хранение.
Использование фруктов, сухофруктов, овощей и орехов для доставки запрещенных предметов также является частым способом доставки запрещенных предметов.
Несмотря на то, что администрация учреждений УИС требует передавать конфеты без упаковки, а карамельные конфеты должны быть прозрачными, то есть без какой-либо начинки, родственники и другие лица, помещают внутрь таких конфет наркотические вещества.
Использование предметов быта, одежды, обуви является также частым способом проноса запрещенных предметов. Деньги скручиваются в трубочку и вшиваются в одежду, сим-карты помещаются под стельку обуви, Полости массажных расчесок, различные упаковки, тюбики и коробки для косметики используют для сокрытия запрещенных предметов, женщины, прибывающие на длительные свидания. При осмотре бритвенных станков стоит обращать внимание на рукоятки, поскольку они могут использоваться для проноса наркотических средств.
Несмотря на то, что все способы доставки и ухищрения известны сотрудникам, запрещенные предметы по-прежнему попадают на территорию ИУ, что является главной проблемой. По нашему мнению, это связано со следующими обстоятельствами:
- На службу в ИУ приходит младший начальствующий состав, выпускники высших учебных заведений ФСИН, которые имеют мало практического опыта в проведении обысков и досмотров, а также не владеют информацией об ухищрениях, применяемых осужденными при хранении запрещенных предметов.
- Вступление сотрудников ИУ во внеслужебные связи с осужденными или их родственниками. Здесь стоит отметить коррупционную составляющую, поскольку, как правило, основная часть проносов запрещенных предметов сотрудниками выпадает на младших инспекторов [4, c. 35]. Данная тенденция связана с низким материальным обеспечением сотрудников младшего начальствующего состава.
- Слабая оперативная работа сотрудников. Оперативный отдел должен владеть любой информацией, связанной с доставкой и хранением запрещенных предметов, поскольку это специфика их работы. Необходимо определить наличие осужденных, имеющих намерения добыть наркотические вещества, алкогольную продукцию, средства мобильной связи; знать каналы доставки и места хранения запрещенных предметов, созданные осужденными; владеть информацией, какие сотрудники состоят во внеслужебных связах с осужденными или их родственниками.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что запрещенные предметы попадают в исправительное учреждение, как правило, самыми ухищренными способами. Это связано с тем, что сегодня существует административная и уголовная ответственность за пронос запрещенных предметов на территорию ИУ [5, c. 23]. Также стоит отметить то, что передача осужденным запрещенных предметов влияет на оперативную обстановку в ИУ и дезорганизует работу учреждения. Для обеспечения безопасности сотрудников необходимо качественное проведение режимных мероприятий, повышение профессионального уровня сотрудников в рамках соблюдения мер безопасности, а также проведение общей и индивидуальной профилактики по поступлению запрещенных предметов на территорию ИУ.
Литература:
- Бочкарев В. В. Установление и перекрытие каналов поступления средств мобильной связи в запираемые помещения СУОН, камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПУТ, ОК // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. — 2019. — № 4. — С. 99–103.
- Герасимов А. А. Пути доставки запрещенных предметов и веществ в исправительные учреждения // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. — 2019. — № 3. — С. 27–29.
- Бочкарев В. В., Морозов А. С. Правовое регулирование и организация режима: курс лекций — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2023. — 244 с.
- Бабкина Е. В., Морозов А. С. Профилактика проникновения запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения: организационно-правовые аспекты // Уголовно-исполнительное право.- 2021. — Т. 16. — № 4. — С. 35–40.
- Теплоухова С. О. К вопросу об ответственности за доставку запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия. — 2019. — № 2. — С. 19–23.