Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном развитии подростков. Возникают различные вызовы и стрессовые ситуации, которые могут повлиять на самооценку и эмоциональный интеллект подростков.
Ключевые слова: самооценка, эмоциональный интеллект, старшие подростки.
The presented article is devoted to the results of the study «The relationship between self-esteem and emotional intelligence in older adolescents». During adolescence, significant changes occur in the psychological, physical and social development of adolescents. There are various challenges and stressful situations that can affect the self-esteem and emotional intelligence of adolescents
Keywords: self-esteem, emotional intelligence, older adolescents.
В подростковом возрасте происходит активное становление самооценки, которое затрагивает все стороны развития человека. [1] Этот процесс происходит через сопоставление себя с другими, что позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда извне на собственный взгляд — «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.
В свою очередь, это связано со способностью понимать себя и других людей, которая определяется развитием эмоционального интеллекта.
Развитие межличностного эмоционального интеллекта чаще наблюдается у популярных подростков в группе, тогда как внутриличностный эмоциональный интеллект развивается у менее популярных сверстников. Высокий эмоциональный интеллект позволяет подросткам легко адаптироваться в коллективе сверстников, приобретать статус лидера и улучшать социально-психологический климат. Высокий уровень управления эмоциями связан с выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте, таких как сотрудничество, компромисс и приспособление. В зарубежной и отечественной научной литературе проводились исследования и разработки концепции эмоционального интеллекта. Основную модель разработали П. Сэловей, Д. Мэйер и Д. Карузо [4].
Развитие самооценки и эмоционального интеллекта играет значительную роль в формировании здорового и устойчивого психологического состояния у подростков. У старших подростков формирование здоровой самооценки является критически важным, поскольку она влияет на:
— уверенность в себе и способность принимать собственные решения;
— отношение к себе и другим людям;
— способность преодолевать трудности и строить успешные отношения.
Подростки с высокой самооценкой обычно более успешны в учебе, общении и решении жизненных проблем.
Эмоциональный интеллект определяет способность понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также адекватно реагировать на эмоции других людей. У старших подростков развитие эмоционального интеллекта помогает:
— улучшить качество взаимоотношений и коммуникации;
— эффективно решать конфликты и проблемы;
— справляться с стрессом и негативными эмоциями.
Подростки с высоким эмоциональным интеллектом обычно лучше адаптируются к переменам, более эмпатичны и способны строить здоровые взаимоотношения.
Более того, исследования показывают, что эти характеристики могут предотвратить развитие проблем, таких как депрессия, тревожность и агрессия. Сегодня большое внимание уделяется эмоциональному интеллекту, и его роль в становлении личности подростков. Исследование позволяет выявить сложности, с которыми подростки сталкиваются в развитии эмоционального интеллекта [2].
Так как в дальнейшей жизни человека от самооценки во многом будет зависеть как социальная успешность, так и ощущение собственного благополучия, а эмоциональный интеллект может целенаправленно развиваться, важно изучить связь самооценки и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
Это позволит в ситуации возможных сложностей своевременно проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу с подростками.
Для проведения эмпирического исследовании самооценки была использована методика определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн-в модификации А. М. Прихожан [3], для оценки эмоционального интеллекта — опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина [4]. Для статистической обработки полученных данных использовался непараметрический метод — критерия U Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции ρ Спирмена [5].
Выборку исследования составили 60 подростков: 32 мужского пола и 28 женского пола. Возраст 15–17 лет.
Была проведена подробная оценка уровня развития эмоционального интеллекта и самооценки всей выборки испытуемых и отдельно проведено сравнение группы испытуемых мальчиков и девочек. Полученные данные с применением методов математической статистики позволили сделать следующие выводы.
Достоверные различия обнаружены только при проведении сравнения показателей эмоционального интеллекта мальчиков и девочек. Различия по другим шкалам самооценки и эмоционального интеллекта не выявлены.
В старшем подростковом возрасте существует значимая корреляционная связь между эмоциональным интеллектом и уровнем самооценки. Эта связь одинакова как у мальчиков, так и у девочек.
Положительная связь между эмоциональным интеллектом и самооценкой в старшем подростковом возрасте присутствует и у мальчиков, и у девочек. Но у девочек она более выражена, а по показателям «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Контроль эмоций» она статистически значимо различается.
Наиболее заметная связь выявлена между оценкой старшими подростками своей уверенности и характера и эмоциональным интеллектом.
Слабая связь выявлена между оценкой старшими подростками своей внешности и умений и эмоциональным интеллектом.
В структуре эмоционального интеллекта наиболее значимо связаны с самооценкой способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Наиболее слабо связаны с самооценкой способность и потребность управлять своими эмоциями и контролировать их внешние проявления.
Не выявлено значимых связей между следующими показателями самооценки и ЭИ:
— межличностный ЭИ (МУ) не связан с самооценкой внешности;
— понимание чужих эмоций (МП) не связано с самооценкой умений и самооценкой внешности;
— управление своими эмоциями (ВУ) не связано с самооценкой умений и самооценкой внешности;
— понимание эмоций (ПЭ) не связано с самооценкой внешности;
— управление эмоциями (УЭ) не связано с самооценкой внешности;
— контроль экспрессии (ВЭ) не связан с самооценкой умений и самооценкой внешности;
— межличностный ЭИ (МЭИ) не связан с самооценкой внешности;
— внутриличностный ЭИ (ВЭИ) не связан с самооценкой внешности.
Полученные в исследовании данные могут быть использованы специалистами, работающими с подростками, могут лечь в основу коррекционных программ и консультативную практику.
Литература.
- Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // ПНиО. 2019. № 1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-samootsenki-kak-aktualnoe-napravlenie-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 04.07.2023).
- Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019.№ 5.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-tip-mezhlichnostnogo-obscheniya-na-etape-ranney-yunosti (дата обращения: 06.07.2023).
- Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей и подросткового возраста. М.: АНО ПЭБ, 2007.
- Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. № 4
- Электронная библиотеке МГППУ: https://psychlib.ru/mgppu/SMm-2020/SMm216.htm?yahl=aHR0cCUzQS8vcHN5Y2hsaWIucnUvbWdwcHUvU01tLTIwMjAvU01tLTIxNi5odG0mcmVxdGV4dD0lRDElRUUlRjAlRUUlRUElRUUlRTIlRTAmdGV4dD0lRDElRUUlRjAlRUUlRUElRUUlRTIlRTAmY2hhcnNldD13aW5kb3dzLTEyNTE&ysclid=lvjihfq3gi809148285#n12 (дата обращения 24.02.2024).