В статье представлен анализ правового статуса Центрального банка России. Уделено внимание полномочиям банка и органам, которые взаимодействуют с ним при решении практических задач. Раскрывается содержание отдельных проблемных вопросов, связанных со статусом Центрального банка РФ.
Ключевые слова: банк, Центральный банк РФ, правовой статус, эмиссия, денежно-кредитная политика, валютное регулирование, государственный долг.
Во главе всей банковской системы находится Центральный банк, статус которого урегулирован конституционными нормами. Он является главным финансовым регулятором и без его участия невозможно представить себе решение вопросов денежно-кредитной политики страны. В последние годы в связи с введением санкций выявились проблемы правового регулирования Центрального банка, которые нуждаются в анализе и осмыслении.
Центральный банк Российской Федерации (далее — Банк России) был учрежден в 1990 г. и стал правопреемником Государственного банка СССР. Ему были переданы все финансовые ресурсы, включая его внутренние резервы, а также международные пассивы и активы. Оценивая данное решение, следует выделить те изменения в статусе Центрального банка РФ, которые были установлены вместе с принятием законодательства о банках (Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-I «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3], в последующем замененный Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ с аналогичным наименованием [1], и Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» [2]). Банк: приобрел самостоятельный статус и был отделен от государственных структур; был наделен статусом юридического лица; приобрел активы, которыми он может распоряжаться в интересах государства, но не может использовать для собственного обогащения; банк наделен полнотой финансовой власти на территории Российской Федерации; субъектам федерации запрещено осуществлять управление в банковской сфере.
Одним из основных элементов содержания правового статуса Центрального банка РФ являются его полномочия, закрепленные в Конституции РФ. Согласно ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ к полномочиям банка, определяющим основы экономического благополучия страны, относятся: осуществление денежно-кредитной политики; осуществление денежной эмиссии; защита и обеспечение устойчивости денежной единицы России (рубля); валютное регулирование.
Вопросы денежно-кредитной политики в стране имеют важное значение. Под руководством Центрального банка определяются основные принципы ее установления и реализации. В решении практических вопросов этого направления деятельности Центрального банка принимают участие Президент РФ и Правительство РФ, осуществляя согласованную политику.
Важная группа полномочий связана с осуществлением Банком России обслуживания государственного долга. Совместно с Министерством финансов Банк России принимает решения о выпуске государственных ценных бумаг, гарантируя своим авторитетом приток активов в виде государственных займов в России и за рубежом.
Центральный Банк России обеспечивает управление золотовалютными запасами страны. Для этого банк принимает решения в отношении монетарного золота, остатков на текущих счетах, краткосрочных депозитах в банках, ценных бумаг иностранных правительств, других ликвидных валютных активов. С учетом складывающейся ситуации Банк принимает решение о размещении активов, управлении ими с целью наиболее эффективных вложений.
Центральный банк выступает в роли одного из органов валютного регулирования. Здесь партнером по государственному управлению выступает Правительство РФ. Совместно они осуществляют надзор за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами при осуществлении валютных операций и осуществление внешнеэкономической политики. Во исполнение данного полномочия Центральный банк уполномочен проводить проверки и привлекать к ответственности нарушителей финансовой дисциплины.
Право Центрального банка осуществлять эмиссию денег необходимо для обеспечения устойчивости рубля как национальной валюты. Осуществляя денежную эмиссию, Банк России, с одной стороны, влияет на денежную массу, с другой — может контролировать устойчивость рубля. Конституционная монополия Центрального банка РФ является правовой основой выполнения его конституционной обязанности по защите и обеспечению устойчивости рубля, а контроль над эмиссией наличных денежных знаков является гарантией контроля над обращением денежной массы в экономике Российской Федерации. Для этого банк выполняет следующие действия:
— осуществляет надзор за национальной платежной системой с целью обеспечения соблюдения законодательства;
— обеспечивает развитие платежной системы Центрального банка РФ в целях обеспечения функционирования финансовой системы и денежной системы Российской Федерации;
— обеспечивает повышение эффективности функционирования национальной платежной системы;
— обеспечивает бесперебойное функционирования национальной платежной системы [5].
В результате реформирования Центральный банк России приобрел особый правовой статус, фактически став государственным органом. В связи с неопределенностью статуса Центрального банка его невозможно причислить к органам законодательной, исполнительной или судебной власти.
По мнению ряда ученых, Банк России следует относить к государственным органам на основании ч. 2 ст. 74 Конституции РФ. Так, Г. Ф. Ручкина предлагает Центральный банк относить к органам исполнительной власти [8]. Доводом в пользу этой позиции является право Центрального банка издавать акты и инструкции, имеющие статус нормативных правовых актов и выполнять надзорные функции в отношении органов и учреждений банковской системы. Но анализ текста Конституции не позволяет признать данную точку зрения верной. А. Г. Братко указывает, что Центральный банк России не относится к органам государственной власти, так как не указан в ст. 11 Конституции РФ [6].
Имеются трудности в установлении статуса решений руководителей Центрального банка. В законодательстве нет ответа на вопрос являются ли они лицами, чьи решения признаются необходимыми и достаточными для применения ст. 417 ГК РФ, согласно которой вынесение решения должностным лицом органа государственной власти является основанием для прекращение обязательств [7, с. 181].
Непонятен и статус служащих Центрального банка. Они не имеют статуса государственных служащих в обычном понимании, предусмотренным служебным правом. Придание им особого статуса как участников служебных правоотношений нуждается в специальном регулировании.
В перспективе для решения обозначенных вопросов требуется более четкое и последовательное определение статуса Банка России. Очевидно, он должен быть признан в качестве независимого органа государственной власти с особыми полномочиями. В этом случае Председатель Центрального банка будет иметь статус должностного лица. Его решения в таком случае будет признаны в качестве правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками государственно-управленческих решений.
Представляется необходимым служащих Центрального банка признать федеральными государственными служащими и распространить на них все требования и обязанности, предъявляемые к государственным служащим, проходящим государственную службу в министерствах, агентствах, службах. Тем самым будут установлены и гарантии, которые предоставляются государственным служащим, исполняющим профессиональные обязанности на должностях государственной службы.
Представляется, что законодательное решение данных проблем позволит усовершенствовать статус Центрального банка Российской Федерации и снять вопросы, связанные с определением его места в государственно-правовом механизме России.
Литература:
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. 04.10.2023 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I (в ред. 12.12.2023 г.) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 6. — Ст. 492.
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-I (в ред. 21.03.2002 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 18. — Ст. 1593 (утратил силу).
- Крымова, И. П. Организация деятельности Центрального банка: учебник для вузов / И. П. Крымова, С. П. Дядичко. — М.: Юрайт, 2023. — 275 с.
- Шамхалян, Ю. Е. Особенности правового статуса центрального банка РФ /Ю. Е. Шамхалян // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 104–107.
- Братко, А. Г. Банковское право России в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Г. Братко. — М.: Юрайт, 2019. — 288 с.
- Чеботарев, В. С. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства / В. С. Чеботарев, А. В. Тимченко // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — № 3 (31). — С. 180–183.
- Ручкина Г. Ф., Ашмарина Е. М., Гизатуллин Ф. К. Структура и функции Центрального банка Российской Федерации : учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Юрайт, 2024. 175 с.