Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 01.05.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Родионов, А. С. Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников / А. С. Родионов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113552/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также раскрыты важные составляющие аспектов внедрения патриотизма. Затронутые темы полностью отражают современную духовно-нравственную и гражданско-правовую составляющую современного гражданского общества.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, учащиеся, старшая школа, школа, государство, Родина, Отечество, семья, гражданская идентичность, духовно-нравственные отношения.

На современном этапе развития общества, а также ввиду ряда внешнеполитических проблем, с которыми Российская Федерация столкнулась начиная с 2010-х годов, наша страна крайне нуждается в обществе, которое будет всецело предано своему Отчеству, а гражданская позиция каждой отдельно взятой личности будет продолжать и раскрывать всеобщее настроение. Вместе с тем вопрос патриотизма как важной части нынешнего гражданского общества и общегосударственной стратегии возник еще задолго до формирования современного социокультурного облика России. В XVIII веке историки и современники Петра Великого утверждали то, что русский народ шел не за царя, коих много, а за Родину, так как она у них одна [4, с. 165]. В настоящее время вопрос патриотизма регулярно обсуждается и находит отражение в новостных изданиях, прямых эфирах в СМИ, военно-научных обществах как один из ключевых стимуляторов успешной внутренней политики и процветания России. Так в 2015 г. В. В. Путин на встрече с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» отметил, что патриотизм на сегодняшний день является нравственным ориентиром для подрастающего поколения и должен оставаться таковым.

Важно отметить, что сейчас именно школа играет важную роль в воспитании патриотизма у молодого поколения [1, с.1125]. Основные аспекты патриотического воспитания в школе включают в себя следующие направления:

— Историко-краеведческое направление — изучение истории родного края, его культуры, традиций и обычаев. Это направление способствует формированию у школьников чувства гордости за свою Родину и уважения к ее прошлому.

— Гражданско-правовое направление — изучение основ права и государства, формирование гражданской позиции и ответственности. Это направление способствует развитию у школьников чувства долга перед Родиной и обществом.

— Военно-патриотическое направление — изучение военной истории, формирование уважения к защитникам Отечества. Это направление способствует воспитанию у школьников чувства патриотизма и готовности к защите Родины.

Данные направления тесно связаны между собой, но мы не затрагиваем и немаловажную составляющую воспитания в школе — междисциплинарность. История, право, география, обществознание, краеведение — это малая часть учебных дисциплин, изучение которых напрямую влияет на конечный результат патриотического воспитания — формирование патриотически настроенной личности. Однако, имея столь обширную для воспитания платформу как школа, мы можем говорить о том, что немаловажна и систематизация внедрения всех аспектов патриотизма, а также ранжирование данных методов внедрения относительно учебного процесса, возраста учащихся и региона, в котором располагается школа. Так, если говорить об учащихся старших классов, то здесь важно учитывать особенности восприятия молодого поколения. Различные формы преподавания, такие как беседы, классные часы, а также выезды на места боевой славы, посещение мемориалов, участие в общественных акциях, приуроченных к празднованию государственных праздников и памятных дат, — лишь малая часть из того, что можно предложить к реализации в каждой школе для успешного проведения патриотического воспитания. Особое внимание следую уделять школам, которые удалены от административных центров субъектов Российской Федерации. Такие школы могут и должны выступать в роли центров воспитательной работы на уровне населенных пунктов, ведь именно в таких местах тесно сосуществуют между собой представители молодого и старшего поколений, что способствует восприятию истории родного края и России в ключе исторической целостности, и в конечном итоге ведет к подъему гордости за свою малую родину и ее роль в составе государства. Так В. Р. Мединский отмечал, что патриот своего края не может не стать патриотом своей Родины. [2, с. 132]. Вышеуказанные утверждения лишь подчеркивают важность патриотизма в целом и патриотического воспитания в частности. В настоящее время необходимо дальнейшее усиление роли органов исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях, а также семьи и школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Важно объединение трех вышеуказанных структур для более эффективного внедрения патриотизма и любви к Родине молодому поколению.

Кроме того, необходимо выделить основные методы обучения в школе, которые могут быть использованы в целях патриотического воспитания учащихся:

— Метод рассказа — изложение материала об истории и культуре родного края, страны.

— Метод беседы — обсуждение с учащимися вопросов, связанных с патриотическим воспитанием.

— Метод демонстрации — показ видеофильмов, слайдов, фотографий об истории и культуре родного края, Отечества.

— Метод самостоятельной работы — выполнение учащимися заданий, связанных с изучением истории и культуры родного края, страны.

Исходя из всего вышесказанного важно отметить, что патриотизм является крайне важным механизмом в системе воспитания молодого поколения. Необходимо целенаправленно и системно прививать учащимся любовь к Родине, гордость за героев Отечества, что в свою очередь будет формировать гражданскую идентичность. Проведение классных часов, бесед с ветеранами, посещение музеев, лекций о истории России, знание и узнавание современниками великих общественных деятелей своего времени, исследователей, ученых, чьи труды будут давать им представление о том, в какой великой стране они родились, — все это задачи школы в целом и каждого педагога в частности. Патриотическое воспитание старших школьников является важным элементом образовательного процесса и требует комплексного подхода. Сочетание интересных уроков, внеурочных мероприятий и посещение исторических мест позволит формировать у учащихся глубокие патриотические чувства и готовность отстаивать интересы своей страны.

Литература:

  1. Ахметшина Г. Х. Проблема патриотического воспитание старших школьников // Известия Самарского научного центра РАН. 2019. Т. 14. № 2 (5). С. 1125–1127.
  2. Грибкова О. В., Манахова В. В. Модель психологического сопровождения семьи в условиях образовательного процесса // Научный журнал Дискурс. 2018. № 9 (23). С. 47–52.
  3. Колесников В. И. Петр I — один царь и два народа// неформальные биографии// МАЙОР. 2021. С. 75
  4. Мединский В. Р. Секреты из шкафа русской истории// АБРИС/ОЛМА: Мифы о России 2019. С. 132
  5. Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2020. № 3. С. 227–231.
  6. Савченко И. А., Варавкина А. В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1. С. 1034–1036.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, родной край, молодое поколение, школа, Россия, гражданская идентичность, гражданская позиция, изучение истории, малая часть, Российская Федерация.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях

Необходимость применения патриотического воспитания в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях, способствует более эффективной работе по патриотическому воспитанию и развитию таких сторон духовного мира ребенка, как воля, общее инте...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Современный взгляд на проблему экологического образования детей дошкольного возраста

В статье представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по экологическому воспитанию. Авторы раскрыли инновационные формы и методы...

Качество художественно-эстетического развития детей как элемент управления в дошкольной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы качества дошкольного образования в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта, определено понятие и основные критерии качества дошкольного образования. Основное внимание уделено осо...

Сплочение учащейся молодежи как приоритет государственной молодежной политики

В данной статье рассматривается сплочение учащейся молодёжи как приоритетное направление государственной молодёжной политики России. Исследованы проблемы реализации государственной молодежной политики. Подтверждена гипотеза, учащаяся молодёжь способс...

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников

В данной статье рассматривается актуальная проблема: как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, и как внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях

Необходимость применения патриотического воспитания в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях, способствует более эффективной работе по патриотическому воспитанию и развитию таких сторон духовного мира ребенка, как воля, общее инте...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Современный взгляд на проблему экологического образования детей дошкольного возраста

В статье представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по экологическому воспитанию. Авторы раскрыли инновационные формы и методы...

Качество художественно-эстетического развития детей как элемент управления в дошкольной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы качества дошкольного образования в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта, определено понятие и основные критерии качества дошкольного образования. Основное внимание уделено осо...

Сплочение учащейся молодежи как приоритет государственной молодежной политики

В данной статье рассматривается сплочение учащейся молодёжи как приоритетное направление государственной молодёжной политики России. Исследованы проблемы реализации государственной молодежной политики. Подтверждена гипотеза, учащаяся молодёжь способс...

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников

В данной статье рассматривается актуальная проблема: как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, и как внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и...

Задать вопрос