В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также раскрыты важные составляющие аспектов внедрения патриотизма. Затронутые темы полностью отражают современную духовно-нравственную и гражданско-правовую составляющую современного гражданского общества.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, учащиеся, старшая школа, школа, государство, Родина, Отечество, семья, гражданская идентичность, духовно-нравственные отношения.
На современном этапе развития общества, а также ввиду ряда внешнеполитических проблем, с которыми Российская Федерация столкнулась начиная с 2010-х годов, наша страна крайне нуждается в обществе, которое будет всецело предано своему Отчеству, а гражданская позиция каждой отдельно взятой личности будет продолжать и раскрывать всеобщее настроение. Вместе с тем вопрос патриотизма как важной части нынешнего гражданского общества и общегосударственной стратегии возник еще задолго до формирования современного социокультурного облика России. В XVIII веке историки и современники Петра Великого утверждали то, что русский народ шел не за царя, коих много, а за Родину, так как она у них одна [4, с. 165]. В настоящее время вопрос патриотизма регулярно обсуждается и находит отражение в новостных изданиях, прямых эфирах в СМИ, военно-научных обществах как один из ключевых стимуляторов успешной внутренней политики и процветания России. Так в 2015 г. В. В. Путин на встрече с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» отметил, что патриотизм на сегодняшний день является нравственным ориентиром для подрастающего поколения и должен оставаться таковым.
Важно отметить, что сейчас именно школа играет важную роль в воспитании патриотизма у молодого поколения [1, с.1125]. Основные аспекты патриотического воспитания в школе включают в себя следующие направления:
— Историко-краеведческое направление — изучение истории родного края, его культуры, традиций и обычаев. Это направление способствует формированию у школьников чувства гордости за свою Родину и уважения к ее прошлому.
— Гражданско-правовое направление — изучение основ права и государства, формирование гражданской позиции и ответственности. Это направление способствует развитию у школьников чувства долга перед Родиной и обществом.
— Военно-патриотическое направление — изучение военной истории, формирование уважения к защитникам Отечества. Это направление способствует воспитанию у школьников чувства патриотизма и готовности к защите Родины.
Данные направления тесно связаны между собой, но мы не затрагиваем и немаловажную составляющую воспитания в школе — междисциплинарность. История, право, география, обществознание, краеведение — это малая часть учебных дисциплин, изучение которых напрямую влияет на конечный результат патриотического воспитания — формирование патриотически настроенной личности. Однако, имея столь обширную для воспитания платформу как школа, мы можем говорить о том, что немаловажна и систематизация внедрения всех аспектов патриотизма, а также ранжирование данных методов внедрения относительно учебного процесса, возраста учащихся и региона, в котором располагается школа. Так, если говорить об учащихся старших классов, то здесь важно учитывать особенности восприятия молодого поколения. Различные формы преподавания, такие как беседы, классные часы, а также выезды на места боевой славы, посещение мемориалов, участие в общественных акциях, приуроченных к празднованию государственных праздников и памятных дат, — лишь малая часть из того, что можно предложить к реализации в каждой школе для успешного проведения патриотического воспитания. Особое внимание следую уделять школам, которые удалены от административных центров субъектов Российской Федерации. Такие школы могут и должны выступать в роли центров воспитательной работы на уровне населенных пунктов, ведь именно в таких местах тесно сосуществуют между собой представители молодого и старшего поколений, что способствует восприятию истории родного края и России в ключе исторической целостности, и в конечном итоге ведет к подъему гордости за свою малую родину и ее роль в составе государства. Так В. Р. Мединский отмечал, что патриот своего края не может не стать патриотом своей Родины. [2, с. 132]. Вышеуказанные утверждения лишь подчеркивают важность патриотизма в целом и патриотического воспитания в частности. В настоящее время необходимо дальнейшее усиление роли органов исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях, а также семьи и школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Важно объединение трех вышеуказанных структур для более эффективного внедрения патриотизма и любви к Родине молодому поколению.
Кроме того, необходимо выделить основные методы обучения в школе, которые могут быть использованы в целях патриотического воспитания учащихся:
— Метод рассказа — изложение материала об истории и культуре родного края, страны.
— Метод беседы — обсуждение с учащимися вопросов, связанных с патриотическим воспитанием.
— Метод демонстрации — показ видеофильмов, слайдов, фотографий об истории и культуре родного края, Отечества.
— Метод самостоятельной работы — выполнение учащимися заданий, связанных с изучением истории и культуры родного края, страны.
Исходя из всего вышесказанного важно отметить, что патриотизм является крайне важным механизмом в системе воспитания молодого поколения. Необходимо целенаправленно и системно прививать учащимся любовь к Родине, гордость за героев Отечества, что в свою очередь будет формировать гражданскую идентичность. Проведение классных часов, бесед с ветеранами, посещение музеев, лекций о истории России, знание и узнавание современниками великих общественных деятелей своего времени, исследователей, ученых, чьи труды будут давать им представление о том, в какой великой стране они родились, — все это задачи школы в целом и каждого педагога в частности. Патриотическое воспитание старших школьников является важным элементом образовательного процесса и требует комплексного подхода. Сочетание интересных уроков, внеурочных мероприятий и посещение исторических мест позволит формировать у учащихся глубокие патриотические чувства и готовность отстаивать интересы своей страны.
Литература:
- Ахметшина Г. Х. Проблема патриотического воспитание старших школьников // Известия Самарского научного центра РАН. 2019. Т. 14. № 2 (5). С. 1125–1127.
- Грибкова О. В., Манахова В. В. Модель психологического сопровождения семьи в условиях образовательного процесса // Научный журнал Дискурс. 2018. № 9 (23). С. 47–52.
- Колесников В. И. Петр I — один царь и два народа// неформальные биографии// МАЙОР. 2021. С. 75
- Мединский В. Р. Секреты из шкафа русской истории// АБРИС/ОЛМА: Мифы о России 2019. С. 132
- Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2020. № 3. С. 227–231.
- Савченко И. А., Варавкина А. В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1. С. 1034–1036.