В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенностей, а также уделяли внимание формированию необходимых навыков и компетенций. Основными мишенями воздействия, выступили: эмоционально — волевая сфера, коммуникативная сфера, потребностно-мотивационная сфера, когнитивная сфера, профессиональная сфера.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, профессионально-личностное развитие, психологическое сопровождение, мишени воздействия.
Непрерывное профессионально-личностное развитие сотрудника УИС определяют эффективность деятельности, а также являются фактором предотвращения профессиональной деформации. Именно поэтому, мы считаем, что данная проблематика должна исследоваться комплексно, с использованием как общепсихологических, так и специальных методов и методик.
В качестве обследуемых нами были выбраны сотрудники младшего начальствующего состава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области. Мы остановили свое внимание на сотрудниках младшего начальствующего состава, поскольку, на наш взгляд, именно эта категория сотрудников испытывает наибольшие трудности в служебной деятельности, связанные с невысокой заработной платой, ненормированным графиком службы, постоянным взаимодействием со спецконтингентом.
При разработке программы психологического сопровождения мы остановили свое внимание на молодых специалистах, которые только начинают свой путь в уголовно-исполнительной системе, поскольку для них вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.
В ходе проведения психодиагностического обследования было установлено, что для молодых сотрудников характерен средний уровень жизнестойкости, спонтанная агрессивность, общительность, открытость, экстраверсия, эмоциональная лабильность, слабо сформированные цели в жизни, гедонистические установки, самоуверенность в поведении.
Цель программы : формирование необходимых психологических особенностей для успешного профессионально-личностного развития сотрудников УИС.
Объектом выступили психологические особенности молодых сотрудников УИС.
Программа проводится в групповой форме, рассчитана на год. Продолжительность каждого занятия составляет от 1 до 1,5 часов.
При разработке программы психологического сопровождения будем ориентироваться на коррекцию выявленных особенностей, а также уделим внимание формированию необходимых навыков и компетенций.
Рассмотрим мишени воздействия, необходимые для успешного профессионально-личностного развития молодых сотрудников:
- Эмоционально-волевая сфера:
- Коммуникативная сфера:
- Потребностно-мотивационная сфера:
- Когнитивная сфера:
- Профессиональная сфера:
Таблица 1
П рограмма психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности [1]
Личностные особенности |
Мероприятия, направленные на профессионально-личное развитие сотрудника УИС |
1. Эмоционально — волевая сфера |
|
|
-сеанс аутогенной тренировки для снятия нервно-психической напряженности и восстановления работоспособности личного состава. —упражнение на расслабление; —медитации-визуализация; —практические упражнения, направленные на отработку навыков саморегуляции; —практические упражнения, на тему: «Способы саморегуляции эмоционального состояния»; —упражнение, направленное на развитие стрессоустойчивости |
2. Коммуникативная сфера |
|
|
практические упражнения, направленные на формирование сплоченности, готовности в повседневной деятельности и в экстремальной ситуации действовать совместно; —практические упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности; практические упражнения, направленные на профилактику конфликтов |
3. Потребностно-мотивационная сфера |
|
|
-практические упражнения, направленные на постановку и достижение личных и профессиональных целей; —практические занятия, направленные на работу с нерациональными страхами |
4. Когнитивная сфера |
|
|
-способы развития гибкости мышления; —практические упражнения, направленные на развитие наблюдательности, воображения, позитивного мышления; — упражнения, направленные на тренировку внимания и сообразительности; —упражнение на развитие ассоциативной памяти |
5. Профессиональная сфера |
|
•формирование и развитие профессионально-важных качеств; •коррекция возможных проявлений неконструктивных стратегий поведения (развитие навыков антиманипулятивного и антикоррупционного поведения); •формирование позитивного отношения к выбранной профессии |
-практические упражнения, направленные на осознание ценностей системы и своей профессиональной деятельности, актуализацию профессионального опыта; —практические занятия, направленные на развитие навыков антиманипулятивного, коррупционного поведения и внеслужебных связей сотрудников |
Для проверки эффективности предложенной нами программы мы провели повторное психодиагностическое обследование с помощью опросников: тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой; фрайбургский многофакторный опросник (FPI), методика исследования самоотношения МИС В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, методика Смысложизненные ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева (таблицы 2,3).
Таблица 2
Результаты обследования экспериментальной группы
№ |
Шкалы |
До эксперимента |
После эксперимента |
t-критерий Стъюдента |
1 |
Вовлеченность (тест С. Мадди) |
37 |
39 |
0,0003 |
2 |
Контроль (тест С. Мадди) |
14 |
15 |
0,32 |
3 |
Принятие риска (тест С. Мадди) |
8 |
8 |
0,2 |
4 |
Эмоциональная лабильность (FPI) |
7 |
5 |
0,0043 |
5 |
Саморуководство (МИС) |
6 |
8 |
0,0006 |
6 |
Процесс жизни (СЖО) |
6 |
8 |
0,0054 |
7 |
Агрессивность (FPI) |
6 |
6 |
0,3528 |
Таблица 3
Результаты обследования контрольной группы
№ |
Шкалы |
До эксперимента |
После эксперимента |
t-критерий Стъюдента |
1 |
Вовлеченность (тест С. Мадди) |
12 |
12 |
0,8876 |
2 |
Контроль (тест С. Мадди) |
16 |
16 |
0,5643 |
3 |
Принятие риска (тест С. Мадди) |
39 |
38 |
0,4567 |
4 |
Эмоциональная лабильность (FPI) |
4 |
3 |
0,9637 |
5 |
Саморуководство (МИС) |
6 |
6 |
0,874 |
6 |
Процесс жизни (СЖО) |
5 |
5 |
0,54 |
7 |
Агрессивность (FPI) |
7 |
6 |
0,328 |
Результаты апробации предложенной нами программы показали, что она эффективна в области проведения психокоррекционной и психопрофилактической работы по повышению жизненной активности и вовлеченности сотрудников, формированию у них эмоциональной выдержки, позитивному отношению к своей жизни. Сотрудники обучились методам эмоциональной саморугуляции и теперь самостоятельно в силах регулировать свои эмоциональные проявления.
Результаты программы показали неизменность таких факторов как: агрессивность, принятие риска, контроль поведения. Однако мы не можем утверждать, что программа явилась неэффективной по работе с данными проявлениями, поскольку процесс формирования жизнестойкости и ее компонентов требует большего времени и не может быть в полной мере реализован в ходе прохождения преддипломной практики.
В дальнейшем данная программа будет дорабатываться и реализовываться в рамках практической деятельности, будут изучаться комплексно и иные личностные особенности сотрудников.
[1] Конкретные упражнения представлены в приложении 1