Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Распутько, С. В. Программа психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности как основа профессионально-личностного развития / С. В. Распутько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113553/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается важность психологического сопровождения молодых сотрудников УИС в процессе их профессионально-личностного развития. При разработке программы психологического сопровождения мы ориентировались на коррекцию выявленных особенностей, а также уделяли внимание формированию необходимых навыков и компетенций. Основными мишенями воздействия, выступили: эмоционально — волевая сфера, коммуникативная сфера, потребностно-мотивационная сфера, когнитивная сфера, профессиональная сфера.

Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, профессионально-личностное развитие, психологическое сопровождение, мишени воздействия.

Непрерывное профессионально-личностное развитие сотрудника УИС определяют эффективность деятельности, а также являются фактором предотвращения профессиональной деформации. Именно поэтому, мы считаем, что данная проблематика должна исследоваться комплексно, с использованием как общепсихологических, так и специальных методов и методик.

В качестве обследуемых нами были выбраны сотрудники младшего начальствующего состава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области. Мы остановили свое внимание на сотрудниках младшего начальствующего состава, поскольку, на наш взгляд, именно эта категория сотрудников испытывает наибольшие трудности в служебной деятельности, связанные с невысокой заработной платой, ненормированным графиком службы, постоянным взаимодействием со спецконтингентом.

При разработке программы психологического сопровождения мы остановили свое внимание на молодых специалистах, которые только начинают свой путь в уголовно-исполнительной системе, поскольку для них вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

В ходе проведения психодиагностического обследования было установлено, что для молодых сотрудников характерен средний уровень жизнестойкости, спонтанная агрессивность, общительность, открытость, экстраверсия, эмоциональная лабильность, слабо сформированные цели в жизни, гедонистические установки, самоуверенность в поведении.

Цель программы : формирование необходимых психологических особенностей для успешного профессионально-личностного развития сотрудников УИС.

Объектом выступили психологические особенности молодых сотрудников УИС.

Программа проводится в групповой форме, рассчитана на год. Продолжительность каждого занятия составляет от 1 до 1,5 часов.

При разработке программы психологического сопровождения будем ориентироваться на коррекцию выявленных особенностей, а также уделим внимание формированию необходимых навыков и компетенций.

Рассмотрим мишени воздействия, необходимые для успешного профессионально-личностного развития молодых сотрудников:

  1. Эмоционально-волевая сфера:
  2. Коммуникативная сфера:
  3. Потребностно-мотивационная сфера:
  4. Когнитивная сфера:
  5. Профессиональная сфера:

Таблица 1

П рограмма психологического сопровождения сотрудников УИС на начальном этапе служебной деятельности [1]

Личностные особенности

Мероприятия, направленные на профессионально-личное развитие сотрудника УИС

1. Эмоционально — волевая сфера

  • развитие эмоционально-волевого компонента (стрессоустойчивость, умение сохранять самообладание и действовать в экстремальных ситуациях);
  • обучение навыкам психической саморегуляции и состояний с целью формирования психологической устойчивости и уверенности в своих силах

-сеанс аутогенной тренировки для снятия нервно-психической напряженности и восстановления работоспособности личного состава.

—упражнение на расслабление;

—медитации-визуализация;

—практические упражнения, направленные на отработку навыков саморегуляции;

—практические упражнения, на тему: «Способы саморегуляции эмоционального состояния»;

—упражнение, направленное на развитие стрессоустойчивости

2. Коммуникативная сфера

  • развитие умений и навыков коммуникативного поведения в конфликтных ситуациях;
  • формирование делового взаимодействия между сотрудниками;
  • формирование эффективных навыков взаимодействия с осужденными

практические упражнения, направленные на формирование сплоченности, готовности

в повседневной деятельности и в экстремальной ситуации действовать совместно;

—практические упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности;

практические упражнения, направленные

на профилактику конфликтов

3. Потребностно-мотивационная сфера

  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие нравственных качеств, ценностных ориентаций;
  • развитие лидерского потенциала;
  • развитие внутреннего локус-контроля

-практические упражнения, направленные на постановку и достижение личных

и профессиональных целей;

—практические занятия, направленные на работу с нерациональными страхами

4. Когнитивная сфера

  • развитие познавательных качеств;
  • гибкость мышления

-способы развития гибкости мышления;

—практические упражнения, направленные

на развитие наблюдательности, воображения, позитивного мышления;

— упражнения, направленные на тренировку внимания и сообразительности;

—упражнение на развитие ассоциативной памяти

5. Профессиональная сфера

•формирование и развитие профессионально-важных качеств;

•коррекция возможных проявлений неконструктивных стратегий поведения (развитие навыков антиманипулятивного и антикоррупционного поведения);

•формирование позитивного отношения к выбранной профессии

-практические упражнения, направленные на осознание ценностей системы и своей

профессиональной деятельности, актуализацию профессионального опыта;

—практические занятия, направленные на развитие навыков антиманипулятивного, коррупционного поведения и внеслужебных связей сотрудников

Для проверки эффективности предложенной нами программы мы провели повторное психодиагностическое обследование с помощью опросников: тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой; фрайбургский многофакторный опросник (FPI), методика исследования самоотношения МИС В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, методика Смысложизненные ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева (таблицы 2,3).

Таблица 2

Результаты обследования экспериментальной группы

Шкалы

До эксперимента

После эксперимента

t-критерий Стъюдента

1

Вовлеченность

(тест С. Мадди)

37

39

0,0003

2

Контроль (тест С. Мадди)

14

15

0,32

3

Принятие риска (тест С. Мадди)

8

8

0,2

4

Эмоциональная лабильность (FPI)

7

5

0,0043

5

Саморуководство (МИС)

6

8

0,0006

6

Процесс жизни (СЖО)

6

8

0,0054

7

Агрессивность (FPI)

6

6

0,3528

Таблица 3

Результаты обследования контрольной группы

Шкалы

До эксперимента

После эксперимента

t-критерий Стъюдента

1

Вовлеченность

(тест С. Мадди)

12

12

0,8876

2

Контроль (тест С. Мадди)

16

16

0,5643

3

Принятие риска (тест С. Мадди)

39

38

0,4567

4

Эмоциональная лабильность (FPI)

4

3

0,9637

5

Саморуководство (МИС)

6

6

0,874

6

Процесс жизни (СЖО)

5

5

0,54

7

Агрессивность (FPI)

7

6

0,328

Результаты апробации предложенной нами программы показали, что она эффективна в области проведения психокоррекционной и психопрофилактической работы по повышению жизненной активности и вовлеченности сотрудников, формированию у них эмоциональной выдержки, позитивному отношению к своей жизни. Сотрудники обучились методам эмоциональной саморугуляции и теперь самостоятельно в силах регулировать свои эмоциональные проявления.

Результаты программы показали неизменность таких факторов как: агрессивность, принятие риска, контроль поведения. Однако мы не можем утверждать, что программа явилась неэффективной по работе с данными проявлениями, поскольку процесс формирования жизнестойкости и ее компонентов требует большего времени и не может быть в полной мере реализован в ходе прохождения преддипломной практики.

В дальнейшем данная программа будет дорабатываться и реализовываться в рамках практической деятельности, будут изучаться комплексно и иные личностные особенности сотрудников.


[1] Конкретные упражнения представлены в приложении 1

Основные термины (генерируются автоматически): FPI, психологическое сопровождение, упражнение, когнитивная сфера, коммуникативная сфера, потребностно-мотивационная сфера, принятие риска, профессиональная сфера, разработка программы, эмоциональная лабильность.


Похожие статьи

Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Влияние огневой подготовки на формирование личности сотрудника ФСИН России

В статье определено место огневой подготовки в формировании личности молодого сотрудника ФСИН России. Дано понятие процесса целенаправленного формирования личности молодого сотрудника ФСИН средствами огневой подготовки. Утверждается, что в процессе о...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Влияние огневой подготовки на формирование личности сотрудника ФСИН России

В статье определено место огневой подготовки в формировании личности молодого сотрудника ФСИН России. Дано понятие процесса целенаправленного формирования личности молодого сотрудника ФСИН средствами огневой подготовки. Утверждается, что в процессе о...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Задать вопрос