В статье рассматривается предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона, его определение, характерные черты, сроки рассмотрения. Были выделены и проанализированы проблемы, которые возникают при применении представления как акта прокурорского надзора.
Ключевые слова : прокурор, предостережение, прокуратура, акт прокурорского реагирования, нарушение закона, актуальные проблемы.
The article discusses the prosecutor's warning about the inadmissibility of violating the law, its definition, characteristics, and terms of consideration. The problems that arise when applying representation as an act of prosecutorial supervision were identified and analyzed.
Прокуратура является важной частью системы правоохранительных органов, которые предупреждают нарушение закона. Одним из средств предупреждения нарушений закона в органах прокуратуры можно назвать предостережение прокурора.
Согласно ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лица предостережение о недопустимости нарушения закона [1].
Предостережение прокурора является особенным актом прокурорского реагирования, потому что его цель заключается в предотвращении нарушения закона. Оно направляется только конкретному субъекту, и применяется исключительно при угрозе совершения этим субъектом нарушения закона, если это установлено.
Институт предостережения о недопустимости нарушения закона требует совершенствования и развития. Данный вывод можно сделать из-за существующих в настоящий момент пробелов в законодательстве, недостаточной регламентации процедуры направления и объявления предостережения прокурора.
В ФЗ «О прокуратуре РФ» не закреплено определение предостережения прокурора. В науке можно найти следующее определение, предостережение — это надзорный официальный акт прокурорского реагирования, представляющий собой требование прокурора к соответствующему лицу, пытающемуся нарушить закон о недопустимости противоправных действий, и разъяснение ему последствий в случае совершения им таких действий [2].
Выделяются следующие характерные черты предостережения: имеет профилактическую направленность, может применятся исключительно к поднадзорным субъектам, используется, когда нарушение закона еще не совершено, является единоличным решением прокурора и его письменным выражением реагирования на еще не совершенное нарушение закона, имеет определенное содержание, является индивидуальным актом.
При закреплении понятия предостережения прокурора в законодательстве позволит добиться единообразного понимания его сути, позволит более эффективно и однозначно применять его на практике, что поспособствует укреплению законности в стране.
Существенной проблемой является то, что законом не установлен срок рассмотрения предостережения. На практике прокурорам трудно проконтролировать исполнение требований, изложенных в нем.
С учетом анализа Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Указания Генеральной прокуратуры № 39/7 от 06.07.1999 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» (далее — Указание) сроком действия предостережения следует считать промежуток времени, необходимого для устранения обстоятельств, которые могут привести к нарушению закона. Сроком окончания действия предостережения станет момент, когда лицо после получения акта прокурорского реагирования осознало, что его действия или бездействие могут привести к нарушению закона, и предприняло меры к его недопущению [3].
Можно также выделить проблему применения предостережения не по назначению, а для увеличения статистических показателей в работе органов прокуратуры, что приводит к уменьшению результативности данного акта.
В Законе о прокуратуре отсутствуют положения, устанавливающие форму и содержание представления. Различные учены предлагают оформлять его на бланке, что является весьма целесообразным, так как оно должно соответствовать закону и иметь все обязательные реквизиты.
Описательно-мотивировочная часть предостережения является основной его частью. В ней указывается источник получения сведений о противоправной деятельности, сущность и обстоятельства еще не совершенного нарушения закона, нормы закона, которые могут быть нарушены.
Также в предостережении должна быть указана информация о праве его обжалования лицом, которому оно было направлено, разъяснен порядок обжалования.
Контроль за исполнением требований может осуществляться в различных формах, в которых может выражаться реализация контрольной деятельности прокурора. К основной форме контроля относят прокурорские проверки. Проверка может осуществляться с помощью анализа и сравнения полученных данных со статистическими сведениями, изучения на месте реального положения дел и фактов, проведения иных действий [4].
Предостережение не должно применятся по фактам оконченных правонарушений, так как это противоречит цели данного акта прокурорского реагирования и требованиям ФЗ «О прокуратуре РФ». На практике это является большой проблемой, ведь вопрос применения предостережения зависит от мнения конкретного прокурора и практики, сложившейся в регионе. Отсутствие позиции Верховного Суда РФ также усложняет понимание применения данного акта.
По данным официальной статистики за 2023 год Прокуратурой Челябинской области в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина было предостережено 4103 лиц о недопустимости нарушения закона [5].
Таким образом можно сделать вывод, что предостережение о недопустимости нарушения закона является важным актом в борьбе с нарушениями закона. Выявленные проблемы могут быть восполнены путем совершенствования законодательства. Нововведения обеспечат единство правоприменительной практики и приведут ее в соответствие с требованиями закона, что позволит обеспечивать законность в стране более качественно.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ), 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
- Ергашев, Е. Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования: учебное пособие / Е. Р. Ергашев // Екатеринбург: Издательский дом «Автограф». — 2009. — С. 76. — Текст: непосредственный.
- Безсалий, О. Р. Проблемы правовой регламентации предостережения прокурора / О. Р. Безсалий // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — № 4. — С. 200–203. — Текст: непосредственный.
- Емелькина, М. В. Проблемы реализации предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона / М. В. Емелькина // Молодой ученый. — 2023. — № 48. — С. 328–331. — Текст: непосредственный.
- Данные официальной статистики Прокуратуры Челябинской области // URL:https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_74/activity/statistics/office/result?item=93076217
- Тишкин, П.Н, Тишкин, Д. Н. Предостережение прокурора о недопустимости нарушений закона: диссонанс замысла и исполнения / Тишкин П.Н, Тишкин Д. Н. // Юристь-Правоведъ. — 2019. — с. 175–179. — Текст: непосредственный.