В статье автор исследует всестороннее развитие дошкольников посредством дидактических игр.
Ключевые слова: игра, ребенок, предмет.
Работая с дошкольниками, я убедилась, что игра занимает значительное место в жизни малышей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно; выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Я отбираю игры как в процессе обучения в образовательной деятельности (по формированию математически представлений, развитию речи, ознакомлению с природным окружением, с предметным окружением, развитию сенсорной культуры), так и в свободное время (на прогулках, в самостоятельной игровой деятельности). Выбираю место, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Заранее подготавливаю необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, картинки, разные предметы, природный материал и т. д.). Прежде чем начать игру, я вызываю у детей интерес к ней, желание играть с помощью загадки, считалочки, сюрприза, напоминая об игре, в которую дети охотно играли раньше. Я постоянно участвую в играх. Знакомлю малышей с содержанием игры, объясняю ход и правила игры, показываю игровые действия, направляю действия играющих (напоминанием, вопросом, советом). При подведении результатов игры подчеркиваю, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и терпение. Даю объективную доброжелательную оценку действиям игроков. Наблюдая за поведением детей в процессе игры, выявляю их индивидуальные особенности. Например, если я вижу, что у ребенка отсутствуют выдержка при выполнении правил игры, стараюсь дать ребенку роль, в которой он сам должен контролировать выполнение правил другими детьми.
Дидактические игры помогают вызвать у детей интерес к занятию. С детьми 3–4 лет, для привлечения внимания, я использую яркие эстетические игрушки, с которыми они могут активно действовать и обследовать их в дидактических играх «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купание Кати», «Собери пирамидку», «Найди предмет по описанию» и других. Интерес вызываю с помощью загадочности в дидактических играх «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», активные действия и движения самого ребенка в дидактических играх «Хохлатка», «Сова», «Заинька», «Птицы и автомобиль» и других. В игры включаю песенки, потешки, стихотворения. Стараюсь обратить внимание на каждого малыша, чтобы ребенок чувствовал, что это именно ему рассказываю об игре. Маленькие дети четко реагируют на мимику, и подражают мне, когда я выполняю роль ведущего.
Когда правила и действия игры детьми хорошо усвоены, они применяют их в самостоятельной игровой деятельности. Малыши с удовольствием играют в дидактические игры «Отгадай, кто позвал», «Узнай по описанию», «Коза рогатая», «Игры с пальчиками», в которых ближе узнают друг друга по голосу, одежде. В младших группах я подбираю такие игры, где дети находят сходства одинаковых изображений, сравнивают и называют предметы («Парные картинки»). Соревнуются, кто быстрее сложит изображение предмета из 2–4 частей (при наличии целой картинки) в дидактической игре «Сложи картинку». Учатся объединять предметы по месту их произрастания в лото «Овощи — Фрукты».
У детей среднего возраста увеличивается запас слов, устойчивость внимания, что позволяет мне использовать словесные игры в форме шутки. Например, в игре «Бывает — не бывает» при правильном ответе дети хлопают в ладоши, неправильном грозят пальцем. Для детей этого возраста широко использую игры «Найди такую же», «Магазин», «Что кому?», «Кто что делает» для закрепления знаний о свойствах предметов, их назначении. Интересны детям игры, в которых движения сочетаются с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, с ленточкой такого же цвета. В игре «К дереву — беги!» ребята должны подбежать к загаданному дереву. Кто ошибся — отдает свой фант. Эти игры хорошо проводить со всей группой. В средней группе часто роль ведущего поручаю детям, хотя сама продолжаю наблюдать за игрой и включаюсь в ход. Правила игры объясняю до ее начала, а не по ходу игры, как это было в младшей группе.
В среднем возрасте я усложняю игры, объединяя играющих детей в звенья (чье звено найдет больше предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу). Ввожу игры «Что бывает длинное (узкое, высокое, широкое)?», «Когда это бывает», «Какое время года?» для решения умственных задач на основе представлений. В самостоятельную игровую деятельность ребята включают игры с интересными игровыми действиями. Полюбившиеся игры дети сами часто организовывают, «Гуси — гуси» (народная игра), «Мыши», «Карусель», «Где мы были не скажем, а что делали, покажем» (народная игра).
В возрасте от 5 до 6 лет дети стремятся узнать новое, проявляют большую самостоятельность, поэтому при проведении игры моя роль меняется. До игры я также знакомлю детей с ее правилами и действиями, уточняю их понимание играющими, участвую в игре, чтобы выяснить насколько ее правила усвоены, затем предлагаю детям поиграть самостоятельно, при этом слежу за ходом игры. Часто использую игры в форме соревнования, такие как «Собери картинку», «Что где растет?» и т. д.
В процессе игровой деятельности особое внимание обращаю на обязательное выполнение детьми правил игры, на дисциплинированность, дружелюбие. Перед тем, как предложить детям какую — то игру, учитываю, имеются ли у них необходимые знания и представления. Дети старшей группы играют самостоятельно в полюбившиеся им игры, такие как «Летает — не летает», «Испорченный телефон», «Радио», «Наоборот» и др.
Отбирая игры для детей шести — семилетнего возраста, я стараюсь учитывать их возрастные способности к умению выделять общие и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать, делать обобщения, связно и последовательно излагать свои мысли.
Использую дидактические игры как игровой метод для развития математических представлений в дидактических играх «Не ошибись!» (части суток), «Да — нет» (пространственные представления) и другие. Для развития речи — «Придумай предложение», «Кто больше назовет действий», «Скажи по-другому», «Подбери слово». По ознакомлению с окружающим применяю игры «Первоклассник», «Для чего нужен предмет?», «Кто потрудился?», «Умные машины». Содержание игр и правила зависят от программных задач того или иного вида занятий. В игровой форме организую трудовую деятельность: объединяю детей в звенья, ребята соревнуются между собой, и подводится итог работы («Кто больше соберет овощей», «Кто быстрее уберет кубики»). Предметы, атрибуты, с которыми дети знакомятся в дидактических играх, способствуют созданию игрового замысла в творческих играх. Например, в дидактической игре «Для чего нужен предмет» каждый ребенок выбирает себе какой — то предмет (инструмент, орудие труда, игрушку и т. д.), затем рассказывает, как им пользоваться и что можно делать с его помощью. Потом в сюжетно-ролевой игре дети применяют эти предметы, совершают с ними необходимые действия. Если эти предметы отсутствуют, я предлагаю детям заместители.
Роль ведущего, в подготовительной группе чаще поручаю кому — либо из участвующих, ребята сами подбирают себе партнеров, могут организовать обстановку для игры. Я слежу за играющими, советую, объективно оцениваю выполнение правил каждым ребенком.
Дети старшего возраста любят игры в небылицы. Перед тем как проводить игру «Кто больше заметит небылиц», объясняю ребятам, что небылица — это выдумка, то, чего не бывает в жизни.
В подготовительной группе, при анализе игры, обращаю внимание на нравственное поведение детей: способность прийти на выручку, не хвастаться своими успехами, быть терпеливым, не перебивать своего товарища.
На прогулке провожу игры с природным материалом (семенами растений, листьями, камушками, ракушками) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Сделай узор из камушков», «Разложи листья по убывающей величине» и другие.
В старшей группе настолько — печатные игры организую в форме соревнований: кто быстрее соберет сюжетную картинку из 8–10 частей; кто первым закроет картинки на своей карточке («Зоологическое лото»). Собирают картинку из мелких частей в игре «Пазлы». Уделяю большое внимание развивающим играм на логическое мышление: «Математическое домино», «Геометрическое домино», «Фигуры», «Закономерности». В игре домино «Вычитание», «Признаки» индивидуально работаю с детьми, не усвоившими программную задачу.
Играя со словом, дети учатся общению со сверстниками, взрослыми, овладевают правилами поведения, развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора. Дидактические игры оказывают большую помощь для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя во время пребывания его среди других детей.
Литература:
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / — 2-е издание, доработанное. — Москва: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил. обложка с цв.ил. — ISBN 5–09–001629–1.
- Хряпкина, И. Опыт работы по теме «Игра как средство всестороннего развития дошкольников» / И. Хряпкина. — Текст: электронный // Maam.ru: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-igra-kak-sredstvo-vsestoronego-razvitija-doshkolnikov.html (дата обращения: 03.05.2024).