Фейковые новости в политике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Новак, Д. В. Фейковые новости в политике / Д. В. Новак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113615/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор рассматривает понятие «фейковые новости», их особенности и способы их проверки.

Ключевые слова: фейковые новости, СМИ, коммуникация, политики, информация.

«Fake news» (от англ. fake — «подделка», «фальшивка», «обман»). Нет единого устоявшегося мнения касательно данного понятия. Это может быть как ложная информация созданная без злого умысла, так и информация распространенная для достижения определённых целей. Д. Бекер, отмечает, что фейковые новости — это любая недостоверная информация [1]. Другие отмечают, что это явление характерно только для онлайн-среды, однако К. В. Киуру указывает на то, что сегодня поддельные новости «относятся к конкретным новостным сообщениям, которые выходят либо в СМИ (онлайн или офлайн), либо в социальных сетях и не имеют фактической основы, но представлены как факты, а не сатира» [2]. Интерес также представляет мнение А. П. Суходолова и А. М. Бычковой, которые считают, что «особенность фейков заключается в их стилистике: они создаются как настоящая новость, но их содержание ложно полностью или частично» [3].

Само словосочетание часто упоминается известными политиками. Так официальный представитель МИДа Марина Захарова говорила: «Мы наблюдаем настоящую эпидемию, связанную с распространением в мире фейковых новостей. Это вопрос специального вбрасывания недостоверной информации, её тиражирования, исходя из политического заказа и конъюнктуры» [4]

Влияние фейковых новостей стало большой угрозой для современного общественно-политического строя. Различные политические силы пытаются подобрать наиболее эффективные методы для продвижения своей повестки. Фейковая информация строится на ранее известных идеологиях и затрагивает множество проблем, главная из которых проблема социального неравенства. Дезинформация из информационного мусора переходит в устойчивую форму знания о том или ином предмете. Фейковая информация имеет свою специфику и зависит от социокультурной и политической составляющих места распространения.

Огромную роль формировании общественного мнения играют цифровые площадки. Появившиеся относительно недавно и не являющиеся официальными СМИ, они являются большой угрозой для политической стабильности современного общества. Социальные сети, блоги, форумы, сайты участниками, которых является множество людей от известных политиков до подростков.

Множественное повторение стереотипов, ложных фактов приводит к закреплению фейкового представления в нашем сознании. Нехватка свободного времени и изучение одного источника информации не позволяет нам критически относится к прочитанному и перепроверить тот или иной факт.

Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить фейковую информацию:

— Содержит острую социальную проблему.

— Вызывает сильные эмоции: гнев, панику, страх.

— Острые заголовки со знаком вопроса.

— Отсутствие конкретных источников получения информации или ссылка на друзей в качестве источника.

— Использование в отношении политика громких слов: диктатор, лицемер, коррупционер.

— Использование манипуляций, неравноценных синонимов.

— Приведение нужных статистических данных для достижения отпряденных целей. Статистику нужно проверять.

— Распространение ложных выводов относительно острой политической ситуации.

— Фейковые фотографии, сделанных при помощи фотошопа или искусственного интеллекта.

— Новости, полученных с фейковых аккаунтов СМИ или ложных сайтов, очень похожих на официальные.

— Новость можно прочитать только в одном источнике.

— Призыв к распространению данной новости.

— Тест содержит множество стилистических и грамматических ошибок.

— Использование в заголовках фраз: вся правда о.., в это невозможно поверить, но….

— Использование кадров, снятых с правильного ракурса.

— Изменение последовательности вопросов и ответов при монтаже на интервью, что может привести к искажению информации.

— Заголовки, которые были вырваны из контекста.

Однако мы можем проверять полученную информацию:

  1. Попросить представить доказательства: назвать первоисточник, показать фото видео материалы, подтверждающие информацию, предоставить документы, на которых был основан тот или иной вывод.
  2. Проверить ранее известную информацию по данной теме: посмотреть ранее опубликованные статьи, архивы, публикации на официальных сайтах.
  3. Использование поисковых систем для отбора подтверждающей или опровергающей информации, в частности поиск в «Google» по расширенным параметрам (в том числе по изображениям) с применением нескольких ключевых слов и фраз.
  4. Глубокий поиск: изучение интервью, печатных СМИ, просмотр архивов, телепередач.
  5. Привлечение экспертов, которые могли бы помощь с поиском исследований по данной тематике, подсказать контекст, исправить ошибки, помочь найти альтернативные мнения и по-новому взглянуть на проблему;
  6. Изучение литературы — позволяет найти новые источники вдохновения, экспертов для составления материала, нужные цитаты, объяснения терминов, чтобы не ввести аудиторию в заблуждение и проверить факты.

В современном мире фейковые новости — это крупный бизнес, который выдается за серьезную журналистику, является мощным средством влияния на общественное время.

С темпом развития информационных технологий и появлением искусственного интеллекта появляется все больше и больше средств для формирования и распространения фейковой информации. Поэтому необходимо разрабатывать решения, которые приведут к прозрачным и безопасным моделям коммуникации. Это создаст адекватную систему мониторинга и проверки информации и приведет к устойчивому развитию информационного общества.

Литература:

1. Becker D. Desiring Fakes AI, Avatars, and the Body of Fake Information in Digital Art // Faking, Forging, Counterfeiting. — 2018. — P. 200.

2. Киуру К. В. Фейковый контент в медиа как объект коммуникационных исследований // Политическое пространство и социальное время: Правда и ложь в политике и искусстве. –2019. — № 1. — C. 97.

3. Суходолов А. П. Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — № 2 (6). — С. 145.

4. Fake news вышли на первое место. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3459075

Основные термины (генерируются автоматически): новость, информация, искусственный интеллект, недостоверная информация.


Ключевые слова

информация, коммуникация, СМИ, фейковые новости, политики

Похожие статьи

Проблема распространения фейковых новостей в средствах массовой информации США

В данной статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются средства массовой информации США, а также обсуждаются их последствия для общества. В данном исследовании автор выделяет основные проблемы современных СМИ, такие как снижение доверия гражда...

Массовое сознание как объект манипуляции в условиях информационной войны

Статья посвящена исследованию массового сознания как целевого объекта манипуляции в современном информационном пространстве. В контексте информационной войны рассматриваются механизмы манипуляции, используемые для воздействия на общественные убеждени...

Феномен «твиттер-революции» в политическом пространстве

В статье автором рассматриваются функции микроблогинг-платформы “Твиттер” и её использование в качестве инструмента для возникновения гражданского протеста

Восприятие образа женщины в медиасреде: влияние фейковых новостей

В статье автор рассматривает объединение двух аспектов — фейковые новости и то, как они могут формировать женский образ в медиасреде, что является попыткой дискурс-анализа фейковых новостей о женщинах для формирования конкретных сложившихся медиаобра...

Политики и социальные сети: друзья или враги?

В статье проводится анализ роли социальных сетей в построении имиджа современного политика. Исследуется механизмы завоевания политиком популярности в социальных сетях, а также использование сетей как инструментов привлечения сторонников.

Глашатай — информационный образ современного информационного противоборства в Интернете

В статье проанализированы положения, связанные с информационным противостоянием в сети Интернет посредством информационных вбросов. Исследованы положительные и отрицательные стороны информационных вбросов, характеристики, особенности, представлены пр...

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Теневая занятость блогеров: проблемы и пути их решения

В статье обобщены сведения о теневых аспектах деятельности блогеров. Охарактеризованы негативные последствия теневой деятельности блогеров. Определены приоритеты в развитии данной сферы в России.

Исследование коммуникации в онлайн-пространстве: анализ комментариев

В статье автор исследует специфику коммуникации пользователей онлайн пространства в комментариях к видеоролику, содержащую фейковую новость о образовательном проекте «Билет в будущее» с помощью инструментов сетевого анализа.

Кибербуллинг как вид влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются особенности кибербуллинга как вида влияния СМИ на человека. Представлена классификация агрессивности, охарактеризованы категории предполагаемых эффектов кибербуллинга. Описана Массовая коммуникация и ее роль в распространении...

Похожие статьи

Проблема распространения фейковых новостей в средствах массовой информации США

В данной статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются средства массовой информации США, а также обсуждаются их последствия для общества. В данном исследовании автор выделяет основные проблемы современных СМИ, такие как снижение доверия гражда...

Массовое сознание как объект манипуляции в условиях информационной войны

Статья посвящена исследованию массового сознания как целевого объекта манипуляции в современном информационном пространстве. В контексте информационной войны рассматриваются механизмы манипуляции, используемые для воздействия на общественные убеждени...

Феномен «твиттер-революции» в политическом пространстве

В статье автором рассматриваются функции микроблогинг-платформы “Твиттер” и её использование в качестве инструмента для возникновения гражданского протеста

Восприятие образа женщины в медиасреде: влияние фейковых новостей

В статье автор рассматривает объединение двух аспектов — фейковые новости и то, как они могут формировать женский образ в медиасреде, что является попыткой дискурс-анализа фейковых новостей о женщинах для формирования конкретных сложившихся медиаобра...

Политики и социальные сети: друзья или враги?

В статье проводится анализ роли социальных сетей в построении имиджа современного политика. Исследуется механизмы завоевания политиком популярности в социальных сетях, а также использование сетей как инструментов привлечения сторонников.

Глашатай — информационный образ современного информационного противоборства в Интернете

В статье проанализированы положения, связанные с информационным противостоянием в сети Интернет посредством информационных вбросов. Исследованы положительные и отрицательные стороны информационных вбросов, характеристики, особенности, представлены пр...

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Теневая занятость блогеров: проблемы и пути их решения

В статье обобщены сведения о теневых аспектах деятельности блогеров. Охарактеризованы негативные последствия теневой деятельности блогеров. Определены приоритеты в развитии данной сферы в России.

Исследование коммуникации в онлайн-пространстве: анализ комментариев

В статье автор исследует специфику коммуникации пользователей онлайн пространства в комментариях к видеоролику, содержащую фейковую новость о образовательном проекте «Билет в будущее» с помощью инструментов сетевого анализа.

Кибербуллинг как вид влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются особенности кибербуллинга как вида влияния СМИ на человека. Представлена классификация агрессивности, охарактеризованы категории предполагаемых эффектов кибербуллинга. Описана Массовая коммуникация и ее роль в распространении...

Задать вопрос