Применение цветового теста Люшера при проведении первичного этапа собеседования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 04.05.2024

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Микалина, Л. Н. Применение цветового теста Люшера при проведении первичного этапа собеседования / Л. Н. Микалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113658/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается возможность применения цветового теста Люшера при проведении первичного этапа собеседования, обозначаемая потребностью в быстрой и простой методике оценки личностных навыков. Анализируется критика в адрес данной методики. Исследуются объективные законы физики и психофизиологии, подтверждающие ее работоспособность. Рассматриваются особенности проведения и применяемость результатов исследования при первичном этапе собеседования. Делается вывод о том, что цветовой тест Люшера можно применять, но в качестве дополнения к другим методикам оценки личностных компетенций.

Ключевые слова: тест Люшера, цветовое восприятие, психофизиологическое состояние, оценка навыков, проведение первичного собеседования

Проведение первичного этапа собеседования направлено на выявление соответствия кандидата профилю должности по определенной вакансии. Зачастую первичный этап проводит только специалист по подбору персоналу либо, как его еще называют, рекрутер. Задача данного специалиста оценить навыки кандидата причем в условиях ограниченного времени.

Навыки принято делить на «hard» и «soft» (рис. 1). «Hard skills» (от анг. «жесткие навыки») — это совокупность профессиональных умений и знаний, например, навыки работы в MS Excel или 1C. Данные навыки обычно выявляют на основании прошлого опыта работы кандидата. Иногда, когда соответствующего опыта нет, высылают некое проверочное задание либо, как вариант, дают проверочное задание при проведении собеседования, что конечно, увеличивает время проведения, но обеспечивает предельную достоверность.

Виды навыков

Рис. 1. Виды навыков

Оценка профессиональных навыков — это точное измерение. Кандидат либо владеет определенными знаниями, либо знает поверхностно, либо не знает совсем. Все эти уровни «hard skills» поддаются систематизации. Но вот, что касается измерения «soft skills» (от англ. «мягкие навыки»), то тут возникают определенные сложности. «Как проверить уровень стрессоустойчивости или наличие эмоционального интеллекта?» — это та проблема, с которой сталкивается каждый специалист по подбору персонала.

Оценка личностных характеристик кандидата определяет необходимость рекрутера углубляться в изучении психологии, искать способы оценки определенных личностных компетенций. На этапе поиска методик оценки возникает еще одна трудность — сложность выбора. Существует слишком много различных методик. Разнообразные психологические тесты, стресс-интервью, моделирование ситуаций, кейсы и т. д. Определяющим фактором выбора зачастую становится не столько достоверность и детальность той личностной характеристики, которую мы в итоге получаем, сколько простота и скорость применения методики. К примеру, есть замечательный 16-факторный тест Кеттелла, который дает практически полную характеристику личности, но содержит в себе более 100 вопросов, что отнимает много времени для его прохождения.

Неким антиподом тесту Кеттелла является цветовой тест Люшера (рис. 2). Во-первых, прохождение цветового теста занимает не более 5 минут, что является значительным преимуществом. Во-вторых, исследуемый отвечает не на вопросы, а выбирает цвета, что говорит о простоте. В-третьих, задействуется бессознательная часть психики, та, которую человек не в силах контролировать, а значит и не сможет скорректировать и дать ложный, желаемый, ответ. Все это составляет сильные стороны методики, то, почему ее часто выбирают и применяют при собеседовании кандидатов.

Пример цветового теста Люшера

Рис. 2. Пример цветового теста Люшера

Безусловно, при стольких преимуществах есть и определенные недостатки. Пожалуй, самый главный из них — это достоверность получаемой характеристики. Так, в статье Сугоняева К. В. «Можно ли оценить личностные характеристики с помощью теста Люшера?» предоставляются для анализа данные корреляции результатов исследований, проведенных по методике Л. Н. Собчик (модифицированный тест Люшера) с другими более сложными и объемными методиками психодиагностики. В результате сравнения было выявлено, что значения большинства коэффициентов корреляции незначительны, что можно принять за статистический шум. В связи с этим автор делает вывод, что тест Люшера бесполезен для диагностики личностных характеристик — «отсутствие конвергентной валидности свидетельствует об отсутствии конструктивной валидности».

Данный результат не говорит нам о бесполезности методики цветового тестирования в целом, он лишь утверждает, что данная методика не пригодна для оценки личностных характеристик. Данное утверждение было проверено мной лично при ежедневном самотестировании на протяжении 2-х месяцев в онлайн формате с помощью сайта «Психологический журнал» (ссылка на тест Цветовой тест Люшера || Пройти тест онлайн (psychojournal.ru)). Я сопоставила результаты каждодневных тестирований, точные совпадения описаний были обнаружены в 15 % случаев, что довольно-таки низкий показатель для описания личностных характеристик, но при субъективной оценке результатов цветового тестирования я обнаружила, что они довольно точно описывают моё настроение и внутреннее состояние на каждый момент времени. Такие выводы натолкнули меня рассмотреть взаимосвязь цветовых предпочтений и настроения человека.

Как оказалась, данным вопросом 2 века тому назад занимался известный немецкий писатель и поэт И. В. Гете. Его труд под названием «Теория цвета», который вышел в 1810 году, и над которым писатель работал 20 лет, послужил основой для многих дальнейших исследований влияния цвета на настроение человека. Гете описал свои ощущения касаемо ключевых цветов. Писатель опирался исключительно на свои чувства и эмоции. Интересен тот факт, что его ассоциации не совсем соотносятся с общепринятыми сейчас. В статье К. Э. Волковой, Ю. В. Бартеневой «Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека» указывается, что эмоциональный отклик на определенный цвет у человека может быть обусловлен культурной средой.

В своей книге «Искусство цвета» известный художник и исследователь из Швейцарии Иоханнес Иттен пишет о том, что цвет является субъективно воспринимаемым свойством, но существует и объективные его закономерности. Так, например, И. Иттен пишет, что цвет всегда используется в контексте, то есть мы воспринимаем цвета лучше с помощью контрастов и сравнений. Об этом в своё время писал и И. В. Гете, утверждая, что один цвет требует присутствия своей противоположности. На основе этого и был создан цветовой круг Гете, который полностью совпадает с цветовым кругом Иттена (табл.1).

Таблица 1

Сравнение цветовых кругов И. В. Гете и И. Иттена

Цветовой круг И. В. Гете 1810 г

Цветовой круг И. Иттена 1961 г

Исходя из вышесказанного, мы приходим к тому, что несмотря на явный субъективизм восприятие цвета, присутствуют и его объективные законы, которые успешно в настоящее время применяются в маркетинге, дизайне, архитектуре, искусстве и т. д.

Из школьного курса физики нам известно, что скорость волны равна произведению длины волны на ее частоту, и, чем больше нагрет тот или иной объект, тем «горячее» его цвет. Другими словами, объекты красного цвета являются в нашем понимании «горячими», «излучающими сильный поток энергии», что, безусловно, привлекает внимание, как символ опасности. В пользу данной теории говорят и результаты экспериментальных работ С. В. Кравкова, который в ходе исследования пришел к выводу, что цвет и свет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма. Другими словами, научно доказано, что цвет влияет на наше психофизиологическое состояние. Если такая связь есть, значит верно и обратное, что с помощью выбора определенного цвета, мы можем узнать, что на данный момент чувствует человек, какие у него сейчас эмоции, состояние психики.

Опираясь на данные факты, Макс Люшер составил свой восьми- цветовой тест. Задача респондента расставить данные цвета по приоритету, начиная с самых приятных на данный момент времени. Сделать это нужно для точности методики 2 раза. Первая выборка говорит о том, как респондент хочет себя ощущать, а вторая — как он ощущает себя на самом деле. Характеристика цветов по М. Люшеру включает в себя 2 группы: основные цвета и дополнительные. К первой группе относятся синий, зеленый, красный, желтый. Ко второй относятся фиолетовый, коричневый, черный и серый. При отсутствии конфликта, неких сложностей у человека основные цвета должны при выборке занимать первые пять позиций, что в принципе логично, но имеет свои нюансы. Также вполне логично, что при выборке первые 4 цвета означают предпочтение респондента, 5 и 6 позиции — это безразличие, а 7 и 8 — это негативное отношение к цвету. Дальше М. Люшер описывает каждое сочетание цветов, на какой позиции они находятся. Это довольно-таки объемная интерпретация, так как вариаций здесь не мало.

Исследователь вывел понятия «структуры» и «функции» цвета. Под «структурой» он понимал общее для всех людей значение цвета. Например, синий цвет символизирует покой, концентрацию, ментальность, зеленый символизирует гармонию, оборону, красный — движение, нападение, желтый — игривость, воображение. «Функция» цвета же говорит об индивидуальном смысле для конкретного человека. Пожалуй, в этом и есть корень проблемы. Дело в том, что механический тест, то есть тест, проведенный с помощью компьютера, основывается только на «структуре» цвета, не беря в расчет «функцию», то есть индивидуальное восприятие. В итоге получается некая усредненная для всего человечества картина, «средняя температура по больнице», что в корне неверно. Но это можно исправить, если проводить тест вручную, и спросить в конце у респондента, что конкретно для него означает тот или иной цвет.

Специалисту по подбору персонала данный тест, при должном его освоении, может помочь лучше понять эмоции кандидата, его психофизиологическое состояние. Тем самым становится возможным:

  1. Выстроить доверительный контакт. Войти в положение кандидата. Подстроится под его настроение.
  2. Понять истинные мотивы кандидата. Есть ли у него мотивация на работу, либо ему все это безразлично, либо он находится в тревожном состоянии нерешительности.
  3. Выявить ложь, если его слова не совпадают с результатом теста.
  4. Выявить психические крайности. Например, излишняя агрессия или, наоборот, склонность к депрессии.

Всецело доверять тесту не стоит, он служит скорее подтверждением другим методикам, таким как метод проективных вопросов и т. д. К примеру, в ходе собеседования у специалиста по подбору возникает ощущение, что кандидат в общении с людьми может проявлять излишнюю агрессию, о чем он, конечно, не говорит, и всячески пытается скрыть. Возникает вопрос, как проверить данное предположение. Можно с помощью проективного вопроса, определенного кейса, но все это словесные проверки, которые можно контролировать сознанием. Контроль же в выборе цвета не требуется, так как сознание не воспринимает это как что-то серьезное, не ждет подвох, да и в целом не знает, что с чем взаимосвязано, как сделать «правильный» выбор. Тем самым у сознания нет определенного алгоритма работы, и оно позволяет подсознанию проявить себя. Сюда же можно отнести метод ассоциаций, который работает по схожему принципу.

Таким образом, несмотря на значительную критику в адрес цветового теста Люшера, применение его все-таки возможно, но не для оценки личностных качеств человека, а для понимания его психофизиологического состояния. Данное понимание дает возможность рекрутеру при первичном собеседовании выстроить доверительный контакт с кандидатом, выявить его истинные мотивы, возможную ложь, психические отклонения. Полностью доверять тесту не стоит, он служит преимущественно в качестве дополнения остальным методикам оценки личностных качеств человека.

Литература:

  1. Гете, И. В. Учение о цвете [Текст]/И. В. Гете. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 256с.
  2. Иттен, И. Искусство цвета [Текст]/И. Иттен. — Москва: Издательство «Издатель Дмитрий Аронов», 2018. — 96с.
  3. Сугоняев Константин Владимирович. Можно ли оценить личностные характеристики с помощью теста Люшера? // Психология. Психофизиология. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhno-li-otsenit-lichnostnye-harakteristiki-s-pomoschyu-testa-lyushera (дата обращения: 19.04.2024).
  4. Волкова К. Э., Бартенева Ю. В. Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsveta-na-emotsionalnyy-fon-i-psihologiyu-cheloveka (дата обращения: 19.04.2024).
  5. Тест Люшера — описание и интерпретация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pfmethod.psy.spbu.ru/Praktikum/lusher.htm
Основные термины (генерируются автоматически): цветовой тест, цвет, психофизиологическое состояние, тест, первичный этап собеседования, цветовой круг, доверительный контакт, излишняя агрессия, первичное собеседование, цветовое тестирование.


Ключевые слова

цветовое восприятие, тест Люшера, психофизиологическое состояние, оценка навыков, проведение первичного собеседования

Похожие статьи

Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии

Статья посвящена исследованию развития перцепции цвета у школьников образовательных организаций. Рассматривается методологический подход к проблеме исследования, приводятся различные точки зрения на проблему исследования. Анализируются данные исследо...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Использование коммуникационных средств и каналов в организации и проведении допроса

Статья рассматривает возможности по анализу и дальнейшему использованию невербальной информации во время проведения допроса. Раскрывается понятие невербальной информации и возможные источники её получения. Основное внимание стоит акцентировать на вне...

Целесообразность использования стрессового интервью в прогнозировании поведения индивидов в организации

В статье рассматриваются задачи стрессового интервью и его роль в прогнозировании поведения индивидов и групп в организации; инструменты, применяемые при проведении стрессового интервью; должности, для которых целесообразно проведение данного вида ин...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Исследование жизненной перспективы старшеклассников

В данной статье рассматривается вопросы развития жизненной перспективы старшеклассников. В статье приводятся результаты эмпирического исследования по тесту «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева и личностному опроснику Стефансона...

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения

В данной статье автором проведен обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, который позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, предст...

Похожие статьи

Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии

Статья посвящена исследованию развития перцепции цвета у школьников образовательных организаций. Рассматривается методологический подход к проблеме исследования, приводятся различные точки зрения на проблему исследования. Анализируются данные исследо...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Использование коммуникационных средств и каналов в организации и проведении допроса

Статья рассматривает возможности по анализу и дальнейшему использованию невербальной информации во время проведения допроса. Раскрывается понятие невербальной информации и возможные источники её получения. Основное внимание стоит акцентировать на вне...

Целесообразность использования стрессового интервью в прогнозировании поведения индивидов в организации

В статье рассматриваются задачи стрессового интервью и его роль в прогнозировании поведения индивидов и групп в организации; инструменты, применяемые при проведении стрессового интервью; должности, для которых целесообразно проведение данного вида ин...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Исследование жизненной перспективы старшеклассников

В данной статье рассматривается вопросы развития жизненной перспективы старшеклассников. В статье приводятся результаты эмпирического исследования по тесту «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева и личностному опроснику Стефансона...

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения

В данной статье автором проведен обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения, который позволяет выполнить сравнительный анализ уже существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, предст...

Задать вопрос