Взарубежных странах популярноприменение в качестве модифицирующей добавки синтетических восков для улучшения ряда показателей битумного вяжущего и асфальтобетонных смесей, полученных с его применением. В России технология применения синтетических восков в составе битума только начинает внедрятся. Состав битума, а также требования к дорожному покрытию в силу сложных климатических условий в нашей стране отличается от зарубежных стран. А потому актуальным является всестороннее изучение перспектив использования таких модификаторов. Данная статья представляет собой обзор литературных данных о влиянии органических добавок (восков) на структуру и физико-химические свойства битумного вяжущего.
Ключевые слова: битум, битумное вяжущее, синтетические воски, структурирующие добавки, асфальтобетон.
Современное строительство автомобильных дорог в силу постоянного повышения трафика и нагрузок диктует необходимость повышенных требований к материалам для строительства дорог. А потому актуальным является получение новых способов улучшения качественных характеристик битума как связующего, определяющего основные свойства наиболее распространенного материала для дорожного покрытия — асфальтобетона.
Наиболее распространенными способами повышения эксплуатационных свойств органического вяжущего являются: добавление поверхностно-активных веществ, повышающих сцепление битума с минеральным наполнителем асфальтобетона; применение пластификаторов, влияющих на реологические свойства битума и улучшающих его пластические свойства; модификация битума структурирующими добавками такими как полимеры и воски [1].
Одним из вариантов решения проблемы улучшения свойств битума является введение в битум структурирующих добавок на основе синтетических восков, которые позволяют не только улучшить устойчивость дорожного покрытия к пластическим деформациям, но и снизить вязкость и температуру приготовления асфальтобетонной смеси, что позволяет решить ряд как экономических (снижение энергетических затрат, возможность внесения в смесь большего количества переработанного асфальтобетона) так и экологических задач (снижение выделения вредных выбросов при производстве) [2].
В России в дорожном строительстве применение синтетических восков в качестве структурирующих и температуропонижающих добавок для теплых и литых асфальтобетонных смесей внедрено пока не так широко, как за рубежом. До недавнего времени на отечественном рынке органические добавки были представлены довольно дорогостоящими и исключительно импортными продуктами. На данный момент с появлением отечественных модификаторов на основе синтетических восков (например, добавки серии Вискодор, производства ООО «Селена») становится возможным более широкое применение подобных модификаторов при производстве асфальтобетонного дорожного покрытия. В связи с этим актуальным является детальное исследование действия таких добавок на структуру и физико-химические свойства битумного вяжущего.
Битумное вяжущее представляет собой сложную многофазную и многокомпонентную систему, в состав которой входят смолы, масла, асфальтены, а также различные соединения карбоидов, карбенов, парафинов, асфальтеновых кислот и их ангидридов. Битум можно рассматривать как коллоидную систему, где асфальтены — дисперсионная фаза, а мальтены (смолы и масла) являются дисперсионной средой [3]. Химической природой веществ, входящих в состав битума определяется его пространственная структура и физико-химические свойства.
Входящие в битум масла состоят из смеси парафиновых, нафтеновых, моно- би- и полициклических углеводородов. Растворяющая способность масел зависит от соотношения ароматических и парафинонафтеновых углеводородов в составе. Парафиновые углеводороды ухудшают растворимость и набухание асфальтенов, что ведет к ухудшению однородности битума. Парафиновые углеводороды имеют тенденцию при понижении температуры выкристаллизовываться на поверхности пленки битума и понижать его способность к сцеплению с минеральным материалом. Ароматические углеводороды напротив — увеличивают растворимость асфальтенов, улучшая однородность и повышая пластичность битума, и, обладая полярностью, повышают адгезионные свойства битума.
Асфальтены — высокомолекулярные соединения, состоящие из смеси высококонденсированных гетероциклических соединений. Они представляют собой твердые тела кристаллоподобной и аморфной структуры.
Смолы по своему составу и строению близки к асфальтенам, но отличаются меньшей молекулярной массой, более низким содержанием водорода. Благодаря своему химическому строению смолы способны растворять асфальтены и сами растворимы во всех углеводородах битума. Таким образом, смолы улучшают растворимость асфальтенов, повышая однородность битума и пластичность битума. Молекулы смол способны в результате реакций дегидрогенизации и конденсации, происходящих при хранении и термообработке битума, образовывать асфальтены [4].
Карбены и карбоиды являются высокоуглеродистыми соединениями, по своим свойствам похожие на асфальтены. Их содержание в битуме 1–3 %, увеличение содержания данных веществ ведет к повышению вязкости и хрупкости битума.
Асфальтогеновые кислоты и их ангидриды являются наиболее полярными компонентами битума. С увеличением их содержания повышаются адгезионные свойства битумного вяжущего [5].
По классификации А. С. Колбановской, битумы I (гель), II (золь) и III (золь-гель) структурного типов [6]. Структура I типа представляет собой связнодисперсную систему, которая представляет собой коагуляционную пространственную сетку из асфальтенов, находящихся в слабо структурированной смолами дисперсной среде. Асфальтены взаимодействуют между собой лиофобными участками через тонкие прослойки дисперсионной среды. Структура II типа является свободнодисперсной системой представляющую собой суспензию асфальтенов в сильно структурированной смолами дисперсионной среде. В данном случае асфальтены не связаны между собой и свободно перемещаются в мальтеновой среде под влиянием броуновского движения или силы тяжести. Структура III типа представляет собой систему, в которой отдельные агрегаты асфальтенов находятся в дисперсионной среде, которая структурирована смолами в меньшей степени, чем в структуре II типа, но в большей степени, чем структура I типа. Количество асфальтенов в такой системе достаточно для того, что они могут взаимодействовать между собой, образуя отдельные агрегаты и зародыши коагуляционной структуры, но их еще недостаточно для создания сплошного структурного каркаса. Структура III типа является оптимальной для дорожного строительства [7].
Тип структуры определяет реологическое поведение битума. Так, при изменении температуры, структура битумов I типа обратимо меняется от твердообразной конденсационной через коагуляционную и структурировнную жидкость в истинную жидкость. Структура битума II меняется от твердообразной надмолекулярной структуры к жидкообразной структурированной жидкости и далее к истинной жидкости. Структура битума III типа переходит от твердообразной конденсационной структуры через структуру сопряженных сеток к структурированной жидкости и далее к истинной жидкости [8].
Определяющиеся особенностями структуры реологические характеристики битума и границы перехода его из жидкого в пластичное и твердое состояние имеют важное значение при оценке его свойств в качестве вяжущего для асфальтобетонных покрытий. Вязкость определяет основные технологические параметры применения битумного вяжущего, технологические параметры приготовления и укладки асфальтобетона, его распределение и уплотнение. С увеличением количества асфальтенов и структурированности битума вязкость возрастает. [9]. В производственных условиях принято определять ряд условных показателей, которые характеризуют физико-химические свойства битума хоть и косвенно, но тем не менее достаточно полно, чтобы определить пригодность битумного вяжущего к различным видам работ. Это вязкость, глубина проникания иглы (пенетрация), температура размягчения, температура хрупкости, растяжимость, интервал пластичности битума [10].
Главной целью модифицирования битумов является получения вяжущего с улучшенными физико-химическими свойствами, позволяющего; расширить рабочий интервал температур; улучшить прочность и долговечность асфальтобетонного покрытия; обеспечить экологическую безопасность получения и применения асфальтобетонной смеси и др.
Одним из способов улучшения свойств битумного вяжущего является применение природных и синтетических восков в качестве структурирующих добавок. Цели применения таких добавок — улучшить механические характеристики вяжущего в области умеренных эксплуатационных температур и понизить вязкость при высоких технологических температурах. Такие воски имеют температуру плавления в пределах 100- 140 °С. Выше этих температур они плавятся и переходят в маловязкие жидкости (вязкость около 10 мПа·с при 150°С). Таким образом, воски разжижают расплавленный при высокой технологической температуре битум. При снижении температуры вязкость восков повышается, они кристаллизуются и выполняют роль либо тонкодисперсного наполнителя, либо создают в вяжущем дополнительную структурную сетку, что значительно повышает вязкость битума при температуре эксплуатации дорожного покрытия [11].
В нефтяной промышленности термин «воск» обычно относят к содержащимся в нефтепродуктах парафинах, с температурой плавления выше 25°С. Такие воски способны кристаллизоваться в крупные кристаллы, что ведет к охрупчиванию битума, снижению его устойчивости к усталости и низкотемпературным трещинам [12]. Воски, применяемые в качестве модификаторов битумного вяжущего, существенно отличаются по своему химическому происхождению и свойствам от нефтяных парафинов, обычно присутствующих в битуме. В качестве восковых модификаторов используют воск Фишера-Тропша, амидные воска и воск Монтана [2].
Воск, полученный синтезом по методу Фишера-Тропша представляет собой парафиновый углеводород. Температура его плавления 100–110 °С. Но при смешивании с битумом его температура плавления понижается до 80–85°С, что позволяет уплотнять асфальтобетонную смесь при температуре менее 100°С. Одной из таких добавок является Sasobit (пр-во «SasolWax» (Германия). При температуре выше 120 °C эта добавка полностью растворяется в битуме, а при понижении температуры образует в битуме кристаллообразную сетчатую структуру. Добавка Sasobit позволяет понизить температуру приготовления асфальтобетонной смеси на 20–30°C. G. Zhao в 2012 году [13] исследовал образцы горячего (без добавки) и теплого (с добавкой Sasobit) асфальтобетона при температуре приготовления соответственно 175°C и 145°C. Исследователь обнаружил, что разница в содержании пустот в горячей и теплой асфальтобетонных смесях незначительна, и, таким образом, добавка Sasobit может снизить температуру уплотнения смеси примерно на 30°C.
Амидные воски представляют собой синтетические амиды жирных кислот. Эти воски плавятся при температуре 140–145°С, но при этом затвердевание происходит при 135–145°С. По мере того, как амиды жирных кислот охлаждаются, они образуют кристаллическую решетку в битуме, тем самым повышая стабильность асфальта и сопротивление деформации. Представителем амидных восков является добавка Licomont.BS-100 (пр-во «Clariant» (Швейцария). Согласно опыту исследований [14], введение в состав вязких нефтяных дорожных битумов 2,0–3,0 % добавки «Licomont BS 100» снижает их вязкость при высоких технологических температурах и повышает при снижении температуры ниже 110°С.
Воск Монтана — это лигнитовый воск, он состоит в основном из сложных эфиров жирных кислот. Так как температура плавления этого воска составляет около 75°С, на практике его часто смешивают с материалами с более высокой температурой плавления, такими как амидные воски [2].
Многочисленные исследования [14–24] позволяют утверждать, что восковые добавки оказывают следующее влияние на физико-химические свойства битума: уменьшают вязкость при температурах приготовления битума; уменьшают вязкость при температурах эксплуатации дорожного покрытия; снижают пенетрацию битума при 25°С; значительно увеличивают температуру размягчения битума и тем самым повышают интервал пластичности битума; повышают устойчивость вяжущего к старению; улучшают адгезионные свойства.
Тем не менее, следует отметить, что органические добавки имеют не только преимущества, но и недостатки. С одной стороны, они снижают вязкость битумного вяжущего при высоких температурах, позволяя снизить температуру приготовления асфальтобетонной смеси, повышают стойкость дорожного покрытия к колееобразованию. С другой стороны, восковые модификаторы могут увеличивать вероятность усталости и низкотемпературного растрескивания при пониженных температурах [2]. Поэтому важно осуществлять тщательный подбор состава вяжущего, модифицированного такими добавками. Тип воска должен быть выбран таким образом, чтобы температура плавления воска не была ниже температуры эксплуатации покрытия. При этом количество и тип воска должны быть подобраны так, чтобы свести к минимуму охрупчивание вяжущего при низких температурах. Высокой эффективности улучшения свойств битумного вяжущего и соответственно асфальтобетонной смеси можно также добиться, применяя совместное использование добавок на основе синтетических восков и пластификаторов, что доказали исследования [19, 25]. В данных исследованиях при совместном использовании пластификатора и восковой добавки получали улучшенное битумное вяжущее, с увеличенной температурой размягчения и при этом с высокими показателями пластичности (пенетрации и растяжимости) битумного вяжущего.
Выводы
Синтетические воски при растворении в битуме при высоких температурах переходят в жидкое состояние, таким образом разжижая битум. При понижении температуры воски кристаллизуются и способны образовывать в битуме самостоятельные структурные сетки. Такой механизм определяет влияние данных добавок на реологическое поведение и другие физико-химические свойства вяжущего:
— при температурах выше плавления воска, вязкость битумного вяжущего снижается, что позволит снизить температуру приготовления асфальтобетонной смеси, снизить энергозатраты и улучшить экологичность производства асфальтобетона;
— температура размягчения вяжущего повышается, а пенетрация при 25°С снижается, что положительно скажется на устойчивости дорожного полотна к воздействию повышенных температур в летний период и пластическим деформациям (снизит колееобразование);
— повышается устойчивость битумного вяжущего к старению, а также улучшаются адгезионные свойства, что позволит увеличить срок эксплуатации асфальтобетонного дорожного покрытия.
Таким образом, применение синтетических восков в качестве теплопонижающих и структурирующих добавок в асфальтобетонных смесях является перспективным способом улучшения свойств дорожного покрытия.
Литература
- Вольфсон, С.И., Хакимуллин, Л. Ю. Закирова Ю. Н. Модификация битумов, как способ повышения их эксплуатационных свойств // Вестник Технологического университета. 2016. Т. 19, № 17. С. 29–33.
- Алшахван, А., Калгин. Ю. И. Обзор технологий приготовления тёплых асфальтобетонных смесей // Молодой ученый. 2019. № 32 (270). С. 102–107
- Глазунов, И. И. Битум как основной компонент асфальтобетона // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности: Материалы V Всероссийской научно-технической конференции молодых исследователей (с международным участием), Волгоград, 23–28 апреля 2018 года / Под общей редакцией Н. Ю. Ермиловой. — Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2018. С. 20–23.
- Мамылов, С.Г Дончук, А.И., Ломовский, О. И. Сравнение физико-химических макромоделей битумов // Фундаментальные проблемы современного материаловедения. 2015. Т. 12, № 2. С. 153–157.
- Галдина В. Д. Модифицированные битумы: учебное пособие. /В. Д. Галдина // Омск: СибАДИ, 2009. с. 228.
- Колбановская А. С. Структурообразование дорожных битумов // Физико-химическая механика дисперсных структур. — М.: Наука, 1966. С. 103–133.
- Усов, Б.А., Горбунова Т. Н. Свойства и модификация битумных вяжущих // Системные технологии. 2017. № 22. С. 72–88
- Сангариева, Э.Н., Мусостов, Ш. И. Структура и свойства битума при модифицировании полимерными добавками // Вестник магистратуры. — 2021. № 3–2(114). С. 13–19.
- Филиппова, А.Г., Кириллова, Н. А. Охотина Л. Г. Вязкость полимер-битумных вяжущих // Коллоидный журнал. 2000. Т. 62, № 6. С. 832–836.
- Акимова, Т. Н. Органические вяжущие материалы: Учебное пособие // Российский университет транспорта (МИИТ). — Москва: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта», 2018. с. 122
- Ахмадова, Х. Х. Хадисова, Ж.Т., Махмудова, Л. Ш. Основные способы модификации битумов различными добавками // Вестник ГГНТУ. Технические науки. 2019. Т. 15, № 3(17). С. 42–56.
- Şahan, N., Kumandaş, A. Kabaday, E., Çavdar E., Oruç, Ş. The use of wax-based additives in bitumen modification: A systematic quantitative literature review, // Construction and Building Materials 2023. Vol. 407, Р. 133423.
- Zhao G., Guo P. Workability of Sasobit Warm Mixture Asphalt // International Conference on Future Energy, Environment, and Materials. 2012. № 16. С. 1230–1236.
- Пыриг, Я.И., Галкин А. В. Сравнительная оценка влияния энергосберегающих добавок на свойства битума // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2020. № 90. С. 114–124.
- Лукина, В. И. Дьячкова, С. Г. Житов, Р. Г. Трансформация нефтяных дисперсных систем при вовлечении синтетических восков // Теоретические основы химической технологии. 2023. Т. 57, № 6. С. 731–735.
- Hadithon, K. A. Kamal, M.M., Mansor, M.Kh. Ahmad, N. The properties of cuplump-modified bitumen with wax // Journal of Rubber Research. 2022. Vol.25, No. 4. P. 367–373.
- Zhao, X. Lu, Zh., Su, H. Effect of Sasobit/Waste Cooking Oil Composite on the Physical, Rheological, and Aging Properties of Styrene–Butadiene Rubber (SBR)-Modified Bitumen Binders // Materials. 2023. Vol. 16, No. 23. P. 7368.
- Моор, Е. В. Бормотов, М.В., Булдаков, С. И. Реологические свойства битумного вяжущего для пористо-мастичных асфальтобетонных смесей с добавлением воска Фишера Тропша // Научное творчество молодежи — лесному комплексу России: материалы XVIII Всероссийской (национальной) научно-технической конференции, Екатеринбург, 04–15 апреля 2022 года. — Екатеринбург: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет», 2022. С. 437–442.
- Laukkanen, O.V., Soenen, H. Rheological characterization of wax modified bituminous binders: Effect of specimen preparation and thermal history // Construction and Building Materials, 2015. vol. 95, Рp. 269–278.
- Gokalp, İ. Investigation the Physical and Rheological Properties of Bitumen Modified with Warm Mix Asphalt Additive // European Journal of Technique (EJT), 2021. No 11(2), Pp 182–189.
- Jamshidi, A. Hamza, M.O., You, Z. Performance of Warm Mix Asphalt containing Sasobit: State-of-the-art // Construction and Building Materials. 2013. No. 38. P. 530–553.
- Silva, H. M. R.D., Oliveira J. R. M., Peralta, J., Zoorob, S. E. Optimization of warm mix asphalts using different blends of binders and synthetic paraffin wax contents // Construction and Building Materials. 2010. № 9. P. 1621–1631.
- Kenneth, A. Warm-Mix Asphalt and Pavement Sustainability: A Review /A. T. Kenneth, A. T. Yaw// Open Journal of Civil Engineering. 2016. № 6. P. 84–93.
- Ядыкина, В.В., Михайлова О. А. Влияние температуропонижающих добавок на основе синтетических восков на свойства битума // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. 2023. № 3. С. 8–18.
- Михайлова, О.А., Колесников Р. С. Эффективность использования комплексной добавки на основе синтетических восков для приготовления битумного вяжущего с улучшенными физико-химическими показателями // Мир дорог. 2023. № 152. С.82–85.