В статье рассматриваются типы темперамента школьников младшего подросткового возраста и их влияние на эффективность изучения иностранного языка. Показаны особенности темперамента младших подростков, оказывающие влияние на учебную деятельность.
Ключевые слова: типы темперамента, младшие подростки, учебная деятельность.
В настоящее время происходят достаточно серьезные изменения в общеобразовательных учебных заведениях. Учебный процесс стараются сделать как можно более комфортным и эффективным для обучающихся. В связи с этим, вводится множество различных интеграций, например, в настоящее время школы активно используют технологии не только для того, чтобы разнообразить урок интересными учебными материалами, но и в первую очередь — персонализировать процесс обучения для каждого ученика. Именно стремление учитывать индивидуальные особенности обучающихся для создания благоприятных условий обучения является ключевым направлением в проводимых изменениях. Каждый ученик уникален и имеет собственный набор как сильных сторон, так и слабых, свои интересы и потребности в обучении. Индивидуальный подход позволяет учителям адаптировать учебный план и методы обучения к тем или иным потребностям каждого ученика, а обучающиеся, в свою очередь, чувствуют, что их потребности учитываются, и таким образом, они становятся более мотивированы и вовлечены в учебный процесс. Соответственно, это может привести и к улучшению результатов обучения.
В статье рассматривается темперамент как один из факторов индивидуальных особенностей, который педагогу необходимо учитывать при академической успеваемости младших подростков. Обучающиеся разных типов темперамента отличаются друг от друга темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., соответственно процесс обучения и усвоение учебного материала ими также будет отличаться. Мы предполагаем, что в зависимости от типа темперамента, может прослеживаться влияние на способность в лучшей или же худшей степени усваивать знания и умения в процессе обучения иностранному языку.
Актуальность работы связана с необходимостью повышения эффективности образовательного процесса. Темперамент рассматривается как закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения [2]. Под темпераментом понимается следующее: во-первых, это врожденный набор поведенческих характеристик, которые относительно стабильны на протяжении жизни, а во-вторых, темперамент отражает то, как человек обычно реагирует на окружающую его среду, взаимодействует с другими людьми и проявляет свои эмоции.
Это особенно важно для организации эффективной учебной деятельности школьников младшего подросткового возраста. Педагогу при взаимодействии с каждым обучающимся необходимо ориентироваться на общие особенности их основного типа темперамента, поскольку они играют важную роль в процессе усвоения учебного материала.
Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные особенности, оказывающие влияние на учебную деятельность школьников, в том числе и при изучении иностранного языка. Так, например, школьники-холерики импульсивны, энергичны, общительны, быстро действуют и принимают решения, могут быть склонны к доминированию. Среди их сильных сторон, способствующих лучшему усвоению английского языка, мы можем выделить интерес к ролевым и коммуникативным заданиям. Школьники-сангвиники также достаточно общительны, активны, могут быстро переключаться с одной деятельности на другую. Исходя из этого, учителю необходимо учесть их продуктивность на уроках английского языка. Распознать обучающегося-флегматика можно по следующим общим чертам: они достаточно спокойны, уравновешены, их редко можно застать в качестве инициаторов каких-либо конфликтов, при этом они могут быть пассивны, а их реакция медленной. Последовательность действий, хорошее восприятие рецептивных упражнений — некоторые сильные стороны таких обучающихся. Младшие подростки-меланхолики отличаются тревожностью, чувствительностью, а также фиксацией на своих эмоциональных переживаниях и предпочитают оставаться либо в одиночестве, либо в небольшом кругу своих друзей. У них наблюдается повышенный интерес к творческим, но скорее индивидуальным заданиям и проектам. К слабым сторонам в учебной деятельности у холериков и сангвиников относятся следующие особенности: быстрая утомляемость и переключаемость на отвлекающие их дела при работе, требующей усидчивости. У флегматиков — трудности в репродуктивных упражнениях, например в монологической речи, а эффективность работы подростков-меланхоликов может быть снижена при работе в группах, от 3 до 5 человек. При этом, стоит помнить о том, что это только общие характеристики того, как могут проявлять себя школьники как на уроках, так и во внеурочное время.
С целью выявления типов темперамента младших подростков было проведено исследование в двух общеобразовательных учреждениях г. Москвы. При проведении исследования были использованы: личностный опросник Г. Айзенка EPQ-R последней версии [3], направленный на изучение индивидуально-психологических черт личности и метод изучения продуктов деятельности обучающихся, направленный на определение уровня учебной успеваемости школьников на уроках английского языка. Работа осуществлялась при поддержке педагогов-психологов данных школ. Всего респондентов в данном исследовании — 56 человек в возрасте от 12 до 14 лет, среди них 23 мальчика и 33 девочки.
По результатам исследования было выявлено, что среди общего числа младших подростков доминирует холерический тип темперамента (44 %), далее идут школьники-сангвиники (30 %), затем флегматики (15 %) и обучающиеся с меланхолическим типом (11 %).
Также нами была рассмотрена зависимость типа темперамента и академической успеваемости школьников по каждому его типу на уроках английского языка. Результаты показывают, что более высокая успеваемость (уровень обучения «отлично-хорошо») представлена у школьников холериков (31 %) и у школьников сангвиников (24 %). Наименьший результат показали обучающиеся меланхолического типа темперамента (4 %).
Таким образом, по получившимся результатам, мы можем наблюдать, как тот или иной тип темперамента коррелирует с общей успеваемостью у обучающихся. Достаточно высокая и наиболее стабильная успеваемость выявлена у обучающихся-холериков и сангвиников, у подростков флегматиков также наблюдаются неплохие успехи в обучении. Самая низкая успеваемость выявлена у меланхоликов.
Полученные результаты нашего исследования в большей степени коррелируют с показателями, полученными в ходе аналогичного исследования Д. В. Балан. В 2002 году ею проведено тестирование по методике Г. Айзенка для выявления темперамента среди младших подростков в одной из общеобразовательных школ г. Москвы. Результаты показывают следующее соотношение типов темперамента у школьников: больше всего обучающихся с холерическим типом темперамента (48 %), далее идут флегматики (40 %), затем сангвиники (8 %) и меланхолики (4 %). Д. В. Балан пишет о том, что индивидуально-психологические особенности учащихся, в том числе и темперамент, играют важную роль в процессе усвоения иностранного языка в образовательном учреждении. Она подчеркивает, что обучающиеся, имеющие доминирующий холерический и сангвинический темперамент, более успешны в изучении иностранного языка, имеют большее количество отличных оценок, чем младшие подростки с флегматическим и меланхолическим темпераментом. [1]
Таким образом, результаты исследования показывают, что тип темперамента обучающихся оказывает влияние на их академическую успеваемость при изучении иностранного языка. В этой связи для организации эффективной учебной деятельности младших подростков педагогу необходимо учитывать особенности проявления типов темперамента, что позволит реализовать принцип индивидуализации обучения иностранному языку и создать благоприятную среду для развития личности школьников.
Литература:
- Балан Д. В. Связь между темпераментом и трудностями в изучении иностранного языка // Всероссийский фестиваль «Открытый урок» 2011/12 учебный год, Издательский дом «Первое сентября». — Москва, 2012. https://urok.1sept.ru/articles/605637 (дата обращения: 02.05.2024).
- Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.; 26 см. — (Большая психологическая энциклопедия).; ISBN 978–5–17–055693–9 (АСТ).
- Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. е.Е. Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005–155 с.