В статье представлена характеристика психологических особенностей подростков, обучающихся в старших классах, уточнено понятие буллинга и раскрыты особенности школьного буллинга. Проведена взаимосвязь между психологическими особенностями старшеклассников и проявлением буллинга.
Ключевые слова: старшеклассники, буллинг, психологические особенности, травля, школьный буллинг.
Подростковый возраст приходится на период с 10 до 17 лет, который характеризуется резкими, качественными изменениями в психической и физиологической сфере развития личности. Фоном для переживания подросткового кризиса является процесс изменений в анатомии и физиологии личности подростка.
Конфликтность является одной из особенностей подросткового возраста. Подростки часто вступают в межличностные конфликты, в основе которых лежит нежелание «подчиняться», стремление навязать свое мнение, возникновение недопонимания между собеседниками, высокомерие, отказ выполняться свои обязанности, лень и низкая учебная успеваемость. С другой стороны, в подростковом возрасте появляется новообразование под названием «взрослость», которое выражается в появлении интереса к противоположному полу и развитии самосознания. Однако подростковая «взрослость» показная, выражающаяся в отстаивании своего мнения различными способами, часто ведущими к конфликту, как со взрослыми, так и со сверстниками [4, с. 86].
Кроме того в подростковом возрасте наблюдается обострение отношений в семье, которые основываются на противоречивых взглядах на воспитание. Главной проблемой в отношениях родителей и подростков является столкновение целей сторон. Так, родители требуют самостоятельности от ребенка, но в то же время продолжают контролировать. Подростки, в свою очередь, чтобы отстоять свое мнение и независимость идут на конфликт [1, с. 104].
На формирование личности подростка оказывает влияние окружающая его среда. Особенную роль играют малые группы, в которых участвует подросток. Прежде всего, это семья. Так, на умение взаимодействовать с окружающими влияют таких характеристики семьи, как степень сплочённости семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сёстрами, стиль семейного руководства [6, с. 25].
Выявленные ключевые психологические характеристики подросткового возраста, влияющие на социальное поведение старшеклассников, выступают одним из факторов развития буллинга.
Школьный буллинг является актуальной проблемой современного образования. Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Чаще всего проявляется, когда присутствует какое-либо неравенство, т. е. тот, кого травят, отличается от других детей или же когда силы неравны и жертва демонстрирует, насколько сильно задевают нападки окружающих.
Буллинг в школьной среде не всегда имеет форму физического насилия, скорее это уже крайние варианты проявления, когда стадии психологического давления не нашли отпора. Одна из наиболее опасных форм буллинга, кроме непосредственно физического воздействия — это бойкот, когда ребенка намеренно игнорирует его социальная группа. Именно такая социальная изоляция приводит к суицидальным попыткам, самоповреждению, а также нарушению психики [7, с. 225].
Проблема школьного буллинга требует комплексного решения, т. к. сам ребенок не сможет справиться с ней. Рекомендуется максимально быстро получить консультацию специалиста психолога о том, какие меры предпринять в каждой конкретной ситуации.
Основными местами школьного буллинга являются класс (в отсутствие педагога), коридоры, иные помещения в школе, а также дорога в школу и из нее. По результатам проведенного исследования Д. Б. Воронцов приходит к выводу о распространенности ситуаций, когда подросток подвергается травле в классе, в присутствие педагога, т. е. даже непосредственно во время проведения занятий [2, с. 130]. Поэтому от педагога важна поддерживающая жертву реакция, публичное четкое неодобрение действий буллера, — т. е. негативная реакция педагога на акты агрессии подростков в отношении друг друга должна быть максимально оперативной .
По результатам исследований буллинга, американские исследователи У. ДеКэмп и Б. Ньюби пришли к выводу о том, что наиболее распространенными последствиями школьной травли являются [8, с. 32]:
— увеличение степени участия подростков (участников буллинга) в совершении преступлений, наличие у жертвы буллинга склонности к вандализму, обманам, дракам, воровству и бродяжничеству;
— увеличение вероятности участников буллинга к исключению из образовательной организации (в американской образовательной системе распространена практика отстранения от занятий на короткий и длительный сроки в качестве наказания);
— рискованное сексуальное поведение девушек, ставших жертвами буллинга (у юношей-жертв данная особенность не прослеживается);
— склонность жертв вне зависимости от пола к употреблению психоактивных веществ, алкогольных напитков и наркотических смесей и трав.
На развитие буллинга также влияет степень эмоциональной и психологической безопасности школьников в образовательной среде.
«Психологическая безопасность образовательной среды — одна из характеристик, которая становится значимой в связи с ростом психологического насилия в процессе взаимодействии детей, педагогов, родителей и администрации образовательных учреждений. Человек в данной среде, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность эффективного функционирования, но при этом психологи и педагоги, работающие в образовании, не готовы сегодня решать задачу по обеспечению психологических аспектов безопасности жизни и деятельности участников образовательной среды» [5, с. 68].
А. В. Литвинова в своем исследовании пришла к выводу о том, что «подростки неудовлетворенные образовательной средой, отличаются более низкой правовой информированностью, в аспекте значимых различий с другой группой подтвердилось. Необходимо отметить, что низкая правовая информированность подростков об ответственности за противоправное поведение может стать угрозой психологической безопасности образовательной среды» [3, с. 115].
Таким образом, буллинг должен предупреждаться и пресекаться, в первую очередь, педагогом и администрацией старшей школы. Только такой подход способен привести к наилучшим последствиям по устранению и предотвращению насилия в образовательной организации.
Литература:
- Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
- Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2020. — № 2. — С. 129–135.
- Литвинова А. В., Мириманова М. С. Правовая информированность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды // Психология и право. — 2015. — Т. 5. — № 1. — С. 108–118.
- Райс Ф. Психология подросткового возраста. — М.: Питер, 2014. — 816 c.
- Рубцов В. В., Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. Сб. Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — 143 с.
- Семенов А. В. Проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте. — М.: Гос. ун-т упр. — 2000. — № 1. — 96 с.
- Тельминова А. В. Школьный буллинг как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 3. — С. 224–228.
- Campbell A. Self-reporting of fighting by females: A preliminary study // British j. of criminology. — L., 1986. — Vol. 26, N 1. — P. 28–46.