Статья посвящена исследованию проблемы иностранных инвестиций в РФ. В рамках исследования был проведен анализ действующего правового регулирования иностранных инвестиций в РФ и определены преимущества и недостатки действующей модели редомициляции.
Ключевые слова: редомициляция, специальные административные районы, иностранные инвестиции.
Термин редомициляция в РФ получил широкое распространение в 2018 году в связи с принятием федеральных законов от 03.08.2018 года «О международных компаниях и международных фондах» № 290-ФЗ и «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» № 291-ФЗ. Указанные нормативные акты регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием специальных административных районов (далее — САР) и их резидентов — международных компаний (далее — МК).
Ранее редомициляция иностранных компаний в САР рассматривалась как единственно возможный способ получения статуса МК. Стоит отметить, что в Законе прямо не определено понятие редомициляция , однако исходя из положений федерального закона № 290-ФЗ под редомициляцией в российской практике следует понимать процесс изменения иностранным юридическим лицом личного закона для получения статуса МК.
Существующее регулирование САР направлено не на получение дополнительных налоговых поступлений или осуществление карательной фискальной функции. Напротив, основной целью проводимой в отношении САР государственной политики на данный момент является вывод в российское налоговое поле компаний, находящихся в офшорных и транзитных юрисдикциях. Матыков А. А. и Кривелевич М. Е. считают, что рассмотрение САР как инструмента деофшоризации также не корректно, так как приоритетной мерой данной концепции является увеличение, а не уменьшение бюджетных доходов. В случае с режимом САР в бюджетах субъектов РФ неизбежны выпадающие налоговые доходы [2].
При этом законодатель отмечает, что создание САР направлено на «формирование инвестиционно привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов» [5]. Нормы регулирования режима САР должны зависеть от целей, которые стоят перед этим режимом. Таким образом, можно выделить два этапа функционирования САР:
1) этап деофшоризации, для которого оптимальны существующие правовые нормы, регулирующие механизм редомициляции в САР и функционирования самого режима САР;
2) этап привлечения иностранных инвестиций, который заключается в создании более конкурентных условий функционирования САР для привлечения инвестиций, в том числе изменения порядка редомициляции.
Основные положения о редомициляции иностранной компании закреплены в федеральном законе № 290-ФЗ от 03.08.2018. После редомициляции МК может получить статус международной холдинговой компании и значительно снизить налоговую нагрузку посредством применения пониженных ставок, предусмотренных статьей 284 НК РФ.
Международная практика редомициляции схожа, но отличается от требований, установленных российским законодательством. Процедура редомициляции во многих странах включает три основных требования:
- подтверждение возможности внешней редомициляции в стране регистрации иностранной компании;
- подтверждение отсутствия незакрытых судебных дел или активного исполнительного производства в отношении иностранной компании;
- предоставление комплекта документов для редомициляции, в том числе согласие учредителей на трансграничное перемещение компании.
Преимуществами российской модели редомициляции по сравнению с зарубежными является следующее:
- Упрощение порядка смены домициля — отсутствие необходимости ликвидации компании и регистрации в РФ.
- Хотя с момента создания МК в порядке редомициляции личным законом юридического лица становится личный закон, устав МК может предусматривать применение к компании норм иностранного права, регулирующих отношения участников этой компании.
- Международным компаниям предоставляется гарантия защиты от изменения норм гражданского законодательства после даты регистрации юридического лица, которые ограничивают права акционеров компании.
Кроме того, в федеральный закон в 2023 году были добавлены положения, что редомициляция иностранной компании в САР не является основанием для существенного изменения обстоятельств, из которых соответствующие стороны исходили при заключении договора.
- Предоставляется возможность создания филиала МК в РФ, а также сохранение возможности ведения деятельности компании за рубежом через филиалы и представительства.
- Российская модель не предусматривает «тест на финансовую устойчивость и платежеспособность» компании на момент редомициляции. При этом законодательство устанавливает требование о минимальном сроке существования компания в три года, что может косвенно свидетельствовать о реальности деятельности иностранной компании и частичном выполнении принципа деловой цели при совершении процедуры редомициляции в САР.
- МК предоставляется продолжительный период времени для исключения из реестра иностранных юридических лиц — в течение двух лет со дня регистрации в качестве МК. Данный срок может также быть продлен по решению Правительственной комиссии. При этом в международной практике в большинстве случаев иностранная компания должна быть дерегистрирована в стране инкорпорации в течение шести месяцев.
К недостаткам отечественной модели редомициляции можно относится:
- Обязательная норма инвестирования денежных средств, закрепленная в натуральном выражении критикуется многими исследователями.
О. Ф. Засемкова отмечает, что минимальная сумма обязательных инвестиций ограничивает небольшие компании в редомициляции в САР [4]. А. Батяева и М. Адиширинов придерживаются мнения о необходимости изъятия положений об обязательном инвестировании из законодательства о САР [5]. А. Матыков и М. Кривелевич считают, что обязательные инвестиции составляют «комиссию за вход в САР», в связи с чем подобную норму необходимо оставить, однако сократить минимальную сумму инвестиций [2]. М. Ваэл предлагает установить дифференцированный уровень минимального объема инвестиций, определяемый в зависимости от величины организации [3].
- Требование к минимальному сроку существования компании для редомициляции закреплено в НК РФ, а минимальный срок составляет три года. При этом как в федеральном законе о МК, так и в НК РФ существует ограничение на момент, до которого иностранная компания, желающая редомицилировать в САР, должна быть создана — 01.03.2022. Подобное ограничение допустимо на этапе использования САР как инструмента деофшоризации, однако на этапе использования САР как инструмента привлечения иностранных инвестиций настоящее правило будет ограничивать круг потенциальных инвесторов.
- В связи с тем, что редомициляция предполагает перемещение холдинговых компаний в САР, требование о минимальном количестве сотрудников в штате на полной ставке и размере офиса не объективно. А. Токарев отмечает, что для нормального функционирования холдинговой компании достаточно от 3 до 5 человек в штате [6].
- Помимо «естественного» ограничения на редомициляцию иностранных компаний в САР, закон о МК хотя и разрешает «транзитную» редомициляцию, но устанавливает список юрисдикций, из которых возможно редомицилировать в САР. С учетом того, что САР в настоящее время рассматривается как инструмент деофшоризации, редомициляция из классических офшоров или низконалоговых юрисдикций компаний с российским капиталом не предусмотрена. К странам, из которых нельзя напрямую редомицилировать в САР, в частности относится Гонконг, Сингапур, Нидерланды и Виргинские острова. Рассмотрение данной проблемы необходимо не только на этапе привлечения инвестиций, но и в текущий момент, на этапе использования САР как инструмента деофшоризации.
- Как отмечает Долинская В. В. федеральный закон о МК отрицает факт правопреемства между международной компанией и иностранным юридическим лицом, однако другие положения закона говорят об обратном: МК принадлежат права и компания отвечает по обязательствам иностранного юридического лица, компания привлекается к гражданской ответственности вместо иностранного лица, компании могут быть предъявлены иски, которые могли бы быть предъявлены иностранному лицу, а к правоотношениям, возникшим до приобретения статуса МК, компания должна применять право страны регистрации иностранного лица [1].
Российская модель редомициляции также сопряжена с определенными рисками.
- Законом о МК предусмотрена возможность внешней редомициляции, но лишь с согласия Правительства РФ. Редомициляция из САР также подразумевает прекращение деятельности в РФ через филиалы, представительства и другие подразделения. С учетом экономической нестабильности в РФ существует высокий риск того, что при незначительном ухудшении состояния экономики международные компании редомицилируют в другие юрисдикции.
- Риском не только отечественной, но и любой модели редомициляции является несовпадение общих принципов механизма редомициляции в принимающей юрисдикции и страны регистрации иностранного лица.
Литература:
- Долинская В. В. Редомициляция или «трансграничная миграция компаний» // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран. 2019.
- Матыков А.А Способы повышения эффективности особого экономического режима специальные административные районы / А. А. Матыков, М. Е. Кривелевич // Пространственная экономика. 2020. № 2.
- Ваэл М. Правовой режим иностранных инвестиций в условиях обеспечения национальных экономических интересов // Образование и право. 2022. № 7.
- Засемкова О. Ф. Специальные административные районы полтора года спустя: особенности, итоги и перспективы развития // Труды Оренбургского института (филиала) Московской Государственной Юридической Академии. 2020. № 1.
- Батяева А. Р. Редомициляция иностранных компаний в Российскую Федерацию / А. Р. Батяева, М. Адиширинов // Образование и право. 2023. № 4.
- Токарев А. Спасут ли российские острова в идеальный шторм? // URL: https://mustread.kept.ru/articles/spasut-li-rossiyskie-ostrova-v-idealnyy-shtorm/ (дата обращения: 18.02.2024).